Знакомство с Вьетнамом

          В мае 2022 года по приглашению вьетнамской компании, добывающей и перерабатывающей титансодержащее сырье, довелось побывать в этой стране. С учетом того, что им понадобилась моя консультация как специалиста металлурга в связи с их планами получения продукции с более высокой добавленной стоимостью, а именно – пигментного диоксида титана, фирма взяла все расходы на себя. Поэтому, наряду с производственной программой, удалось увидеть воочию известные достопримечательности Вьетнама, с впечатлениями о которых хотелось бы поделиться, возможно они окажутся познавательными и полезными для туристов в этом экзотическом государстве.
         
          Полет из Алматы в Хошимин был совершен через столицу Южной Кореи – Сеул, поскольку аэропорты более коротких маршрутов были еще не открыты из-за карантина вследствие пандемии вируса Covid-19. В этот город южного Вьетнама, который до 1975 года назывался Сайгон, самолет прибыл поздно вечером 22 мая и, когда мы ехали в отель, в первую очередь бросилось в глаза громадное количество мотоциклов на улицах. Известно, что население этой страны в настоящее время превысило 100 миллионов человек, но такого количества байкеров вряд ли можно увидеть в другой стране. Многие пары на мотороллерах держали в руках и размахивали государственными флагами, подавая звуковые сигналы. Оказывается, в этот вечер сборная Вьетнама по футболу одержала победу над сборной командой Таиланда в Юго-Восточных Азиатских играх, а патриотизм местных жителей известен во всем мире.
 
          Наверное, не стоит утомлять читателя этих строк подробностями переговоров в офисе фирмы, которая дислоцировалась в центре Хошимина, которые проводились на следующий день с раннего утра до обеда. В качестве переводчика выступала главный консультант фирмы по имени Май, специально прилетевшая из Ханоя. Она закончила химико-технологический институт и защитила диссертацию в России, свободно владеет русским языком, много раз бывала в Москве и сибирских городах. Как показало общение с ней в последующие дни, является очень компетентным специалистом-технологом и дипломатичным собеседником. После окончания переговоров и обеда, организованного прямо в здании компании совместно со специалистами, было предложено ознакомиться с историческими достопримечательностями города. Среди них запомнилось монументальное здание Главного почтамта, находящееся на одной из центральных площадей города. Оно буквально поражает своим масштабом и великолепием, особенно когда посетитель входит внутрь помещения. Высоченный арочный свод и обустройство центрального зала, производит впечатление, что зритель находится в воздушном замке, а ведь этот объект по сей день используется по своему прямому назначению. Такое строительное чудо возвели еще в конце XIX века французские архитекторы во времена, когда они владели Индокитаем. С того времени сохранились построенные ими величественная белоснежная статуя с надписью Regina Pacis Ora Pro Nobis («Царица мира, молись о нас») на высоком постаменте из гранита в центре площади у местного собора Нотр-Дам-де-Сайгон, изящное здание Театра и очень красивая гостиница под названием «Hotel Continental Saigon» с ажурными балконами.

          Одним из самых видных достопримечательностей Хошимина является Дворец Независимости (Reunification Palace). Возведенное французами в 1868 году и впоследствии видоизмененное и реконструированное здание в центре города расположено в большом красивом парке. Его возводили изначально в качестве резиденции генерал-губернатора Индокитая (Кохинхины). Позже, уже расширенное, оно стало дворцом короля Нородома, а еще позже, когда из страны ушли французы, это был дворец южновьетнамского президента Нго Динь Дьема. Народ страны так ненавидел этого руководителя, что в 1962 году два южновьетнамских бомбардировщика бомбили его во дворце, но неудачно. Здание было полностью разрушено, а Нго Динь Дьему удалось спастись. После этого по распоряжению президента начали строить другое здание дворца по проекту талантливого архитектора Нго Вьет Тху, уже с бомбоубежищем. Строительство было закончено после смерти Дьема в 1966 году. 30 апреля 1975 года, когда был свержен сайгонский режим, власть захватили коммунисты. Это было официальное окончание американской войны и объединение Южного и Северного Вьетнама. Был подписан соответствующий документ. Дворец штурмовали, и танк северо-вьетнамской армии проломил дворцовые ворота, возвестив этим окончание войны. Сейчас этот танк стоит в парке, слева от главного входа. Дворцу Независимости дали другое название - Дворец Воссоединения (Independence Palace). В этом пятиэтажном здании - сто комнат, в туннелях под зданием -  бомбоубежище, коммуникационный центр и командный пункт. Просторные залы для переговоров, комнаты президента и его семьи содержатся в первозданном виде и поражают своим великолепием. Дворец Воссоединения, не однажды бывавший местом и свидетелем политических и боевых событий и видевший на своем веку частые смены политических режимов – сейчас музей, историческое место, символ единения Вьетнама. А вьетнамцы очень любят свою страну, уважают и почитают ее прошлое.

          Особенно сильные чувства вызвало посещение War Remnant Museum (музей жертв войны). Невдалеке от входа на весьма обширную территорию этого храма истории, которая заставлена большим количеством военной техники: самолетами, вертолетами, танками, пушками и другим вооружением находились помещения тюремных камер с макетами орудий для убийства – гильотин, тесных клеток, едва превышающих размеры человеческого тела и прочих механизмов для пыток, которые были изготовлены с использованием макетов людей. Уже из этой части музея многие посетители выходили с окаменевшими лицами от увиденного, а далее предстояло пройти многочисленные залы с освещением многострадальной истории вьетнамского народа. Со второй половины XIX века Вьетнам входил в колониальную империю Франции. 2 сентября 1945 года Хо Ши Мин провозгласил создание независимой Демократической Республики Вьетнам (ДРВ) на всей вьетнамской территории. Однако Франция отказалась признать утрату своей колонии и перебросила в Индокитай экспедиционный корпус, который осенью 1945 года восстановил контроль колониальной администрации в южной части Вьетнама. Но справится с партизанским движением французская армия не могла. С 1950 года США стали оказывать военную помощь французским войскам во Вьетнаме. В течение последующих четырех лет (1950-1954) военная помощь США составила 3 миллиарда долларов. Последним ударом для колониальных амбиций Франции в Индокитае стало тяжелое поражение в битве при Дьенбьенфу. В июле 1954 года были заключены Женевские соглашения, завершившие восьмилетнюю войну. Согласно Женевским соглашениям, территория Вьетнама была временно разделена по 17-ой параллели на две части. Северный Вьетнам стал территорией ДРВ. Южный Вьетнам оставался подчиненным назначенной французами местной администрации. Американское руководство при этом сделала ставку на Нго Динь Зьема, премьер-министра государства Вьетнам. 16 июля 1955 года Зьем заявил, что Южный Вьетнам не будет выполнять Женевские соглашения и что в Южном Вьетнаме должно быть антикоммунистическое государство.

          2 марта 1965 года США начали регулярные бомбардировки Северного Вьетнама – воздушную операцию «Раскаты грома» - самую длительную бомбардировочную компанию авиации США после Второй мировой войны. С этого момента США превратилась в участника гражданской войны во Вьетнаме, придав ей новый характер. К концу 1965 года в Южном Вьетнаме находилось около 185 тысяч американских военнослужащих, в последующие три года контингент был значительно увеличен, достигнув на пике войны 540 тысяч человек. Северо-вьетнамские подразделения проникали в Южный Вьетнам с территории соседних Лаоса и Камбоджи, проходили через Аннамские горы вдоль границы через так называемую «тропу Хо Ши Мина» и устремлялись к густонаселенным равнинным районам на побережье, организовывая партизанское движение. Руководство СССР в начале 1965 года приняло решение о начале войны в воздухе против США. Первый бой между советскими зенитчиками и американской авиацией состоялся 24 июля 1965 года. До конца войны СССР поставил Северному Вьетнаму 95 ЗРК С-75 «Десна» и более 7,5 тысяч ракет к ним. Кроме того, за время войны было поставлено 687 танков и 316 самолетов. Значительную военно-экономическую помощь Северному Вьетнаму оказал Китай. Мао Цзедун, поддерживая появление еще одного коммунистического режима в регионе Юго-Восточной Азии, оказывал помощь ДРВ еще с 50-х годов. С началом войны помощь только увеличилась. За время войны Северный Вьетнам получил от Китая 560 танков и 164 самолета. С 1965 по 1975 годы правительство КНР направило во Вьетнам в общей сложности 320 тысяч человек, оказывающих помощь в области противовоздушной обороны, как технические специалисты, при строительстве железных дорог и мостов, воздерживаясь от прямого участия в боевых действиях против США. За время войны американцы сбросили на Вьетнам 6 727 084 тонны бомб (для сравнения – за время Второй мировой войны на Германию было сброшено всего 2 700 000 бомб). 16 марта 1968 года американскими солдатами в деревне Сонгми было с особой жестокостью убито более 500 жителей, все постройки сожжены, домашний скот и посевы уничтожены. Данное военное преступление вызвало глубокое возмущение мировой общественности, в том числе и в самих США. Название Сонгми стало нарицательным для обозначения жестокости и бесчеловечности.

          Американская авиация с 1961 по 1967 годы распылила 75 700 000 литров концентрированных гербицидов на территории 24 000 км2. Почва и растительность в местах распыления до сих пор содержат повышенные концентрации веществ, вредных для здоровья человека. Применение ядохимикатов во время войны во Вьетнаме считается одной из наиболее крупных акций военного экоцида. США также использовали фугасные бомбы (high-explosive bombs), напалм фосфор, фрагментные бомбы (frammentation bombs), поражающих большое количество лиц, в том числе из мирного населения. По достоверным американским источникам известно, что с начала войны были убиты 250000 детей, 75000 – ранены и получили увечья. По официальным данным вьетнамского правительства, обнародованным в 1995 году, за все время войны погибли 1 миллион 100 тысяч военнослужащих северо-вьетнамской армии и партизан, а также 2 миллиона мирных жителей в обеих частях страны. Вьетнамская война стала первой войной, в которой массово применялись зенитные ракеты и сверхзвуковые боевые самолеты. По американским данным США потеряли во Вьетнаме почти 10 000 самолетов, вертолетов и беспилотных летательных аппаратов. 30 марта 1972 года началось очередное крупное наступление войск Северного Вьетнама на территории Южного Вьетнама, вошедшее в историю как Пасхальное наступление. 27 января 1973 года было подписано Парижское мирное соглашение, по которому американские войска покидали Вьетнам, выполняя подписанный договор. Трофеями народной армии Северного Вьетнама на завершающем этапе войны в 1975 году стали 550 танков, 1380 бронетранспортеров, около 1000 самолетов и вертолетов у Южного Вьетнама, 12 самолетов и вертолетов у США, 1600 единиц артиллерии, 1220 катеров, 80 кораблей, 14 900 минометов, 200 безоткатных орудий и других видов оружия, стоимость захваченного вооружения составляла более 5 миллиардов долларов. В самих США погибло, пропало без вести, умерло от ран и болезней 58 тысяч военных. Число ветеранов, покончивших жизнь самоубийством после войны, зачастую оценивается в 100-150 тысяч человек, то есть больше, чем погибло на войне. Все эти сведения и экспонаты были представлены в Музее жертв войны, но нам особенно запомнилась скульптура скорбящей матери, которая была полностью изготовлена из осколков разорвавшихся снарядов. Посетители выходили из музея с очень серьезными лицами – так достоверно были представлены в нем страдания всех народов в этих войнах.
 
          В завершение экскурсии по Хошимину, мы поужинали в ресторане «Quan Ngon», где довелось попробовать известные в мире очень вкусные вьетнамские блюда «нэм» и «фо бо» и отправились в дорогу, так как предприятия пригласившей фирмы находились в 250 км восточнее города. Остановились мы на ночлег, не доезжая до завода примерно 10 км в отеле «Blue Bay Muine» и утром поехали на предприятия компании. Объем работ на карьерах фирмы был очень масштабный – на нескольких карьерах добывались миллионы тонн песков, содержащих титан и цирконий. Борта карьеров размывались мощными гидравлическими пушками, и образующаяся на дне пульпа высокопроизводительными песковыми насосами поднималась наверх, поступая сразу на винтовые сепараторы. Многочисленные батареи этих аппаратов для гравитационного обогащения отделяли от поступающего сырья так называемую «тяжелую фракцию», которая также гидротранспортом направлялась в отстойник, откуда автотранспортом доставлялась на завод. На заводе с использованием концентрационных столов, а также электромагнитной и электростатической сепарации получали ильменитовый, рутиловый и цирконовый концентраты. В небольшом количестве отделялся и моноцитовый промпродукт, который хранился отдельно. По этическим соображениям не могу называть объемы добычи и производства видов продукции, пожалуй, это и не интересно простому читателю. Рядом с корпусами по обогащению сырья строился новый цех для рудно-термической плавки ильменитового концентрата. Внимание фирмы к нашим работам заключалось в том, что их заинтересовала разработанная нами в Институте металлургии и обогащения в Алматы технология получения диоксида титана из титановых шлаков, который они вскоре начнут выпускать в процессе плавки. Компания получила конкурентные предложения и от российских институтов из Новосибирска и Томска. Исследования, которые будут проведены по разным технологиям, покажут, какую из них выберет фирма для использования на практике. Разумеется, что все это будет оформлено надлежащим образом соответствующими документами. Административный корпус завода и находящееся рядом с ним здание лаборатории для выполнения анализов и исследовательских работ были выполнены на достойном уровне и оборудованы современными приборами. Были проведены встречи и переговоры с вьетнамскими специалистами, намечены планы совместных исследований. Для сведения читателей этой повести, которым не интересны технические подробности, можно сказать только о том, что, не доезжая до этого места около 10-15 км в Южно-Китайское море (которое вьетнамцы называют Восточным) выступает полуостров Муйне, который застраивается многочисленными домами отдыха. Здесь спокойное теплое море, обилие зелени, фруктов и много приезжих туристов, особенно российских.

          После того, как мы два дня напряженно поработали на заводе, фирма решила организовать нам день отдыха в городе Нячань, до которого мы проехали еще более 200 км на северо-восток. Со времён Французского Индокитая этот город стал развиваться как курорт, и сейчас он является одним из самых популярных для иностранцев туристических центров страны. С 2013 года в Нячанге ведётся активное строительство отелей и многоквартирных домов. С учетом того, что мы прибыли вечером, а тучи над городом предвещали дождь, сопровождающая меня госпожа Май предложила экспромтом ознакомиться с центральными улицами города, воспользовавшись услугами велорикши. Это было очень непривычно, ведь когда, к примеру, в Индии, едешь на так называемых «тук-тук» мотороллерах, то слышишь, как везет двигатель. А тут перемещение сразу двух человек на специальном удобном сиденье впереди велосипеда, осуществлялось за счет физической силы человека. Благо, улицы Нячанга были очень гладкими, а велорикши с пассажирами встречались по пути довольно часто. Путь наш пролегал вдоль берега моря, на котором сквозь аккуратно постриженные деревья мы видели многочисленные группы людей, наслаждающихся вечерним бризом, ведь из-за высокой влажности здесь очень душно. Поэтому туристы из Европы приезжают во Вьетнам в основном в апреле-мае или в период октябрь-ноябрь, летом для них очень жарко. В отель мы возвращались пешком, осматривая парки, обустроенные вдоль набережной, в которых были тысячи людей, в большинстве своем приехавшие на мотоциклах, такого их количества не доводилось видеть ни в одной другой стране, хотя побывал во многих. Успели вовремя, - разразился дождь и ужинать пришлось под козырьком одного из кафе, многочисленное количество которых находилось прямо вдоль дорог. На следующее утро была запланирована экскурсия по морю с посещением трех островов. Над бухтой Нячанга от города к острову Че протянута канатная дорога. Кабины на 8 человек двигаются на высоте 70 м над морем. На острове расположены три пятизвёздочных отеля сети Vinpearl. Но мы видели это, сидя на кораблике, вместимостью около 30 человек, но очень быстро мчавшегося по морю, так как на корме были два мотора японской фирмы Yamaha. На первом острове с прекрасным песчаным пляжем было организовано купание, и я с удивлением узнал, что многие вьетнамцы не умеют плавать…И это в стране, граничащей с морем!? Причина была банальна – эти местные туристы были родом из горных районов и не всегда их семейный бюджет позволял им выезжать на берега. Близ второго острова, к которому мы приплыли, дислоцировалась деревня на воде – дома и лавки рыбаков размещались прямо на мелководье невдалеке от берега. На острове размещались места для отдыха и очень просторный ресторан с уже накрытыми столами для туристов, в основном с морепродуктами и овощами. Третий остров был самым комфортабельным, вся территория была засажена цветами и декоративными деревьями, был просторный бассейн с чистой пресной водой, так, на берегу моря здесь были водоросли. Морская прогулка оставила самые приятные впечатления. Вечером того же дня мы вылетели из Нячанга в город Ханой.

          Утром следующего дня была проведена встреча с группой специалистов Vietnam Atomic Energy Institute во главе с президентом VinAtom товарищем Tran Chi Thanh. Институт атомной энергии Вьетнама интересовали технологии извлечения редкоземельных металлов, содержащихся в цирконовом и моноцитовом концентратах, которые производила пригласившая нас компания. С нашими научными работами по данному направлению они были знакомы по публикациям в зарубежных журналах и конференциях. Не касаясь предмета переговоров, которые носят чисто технический характер, договорились, что они разработают соглашение о сотрудничестве, которое, после подписания их стороной, будет выслано в наш адрес и послужит началом сотрудничества с нашим Институтом металлургии и обогащения. Видимо, результатами встречи вьетнамская сторона была удовлетворена, и президент VinAtom сказал, что на следующий день они заказали поездку в знаменитую бухту Халонг, которая внесена во Всемирный список ЮНЕСКО как одно из новых чудес света. После обеда нам удалось посмотреть в Ханое Vietnam National Museum of History, в котором наглядно была показана история страны, а стенды оформлены на очень высоком уровне.

          Выезд в Ha Long состоялся на туристическом автобусе, который стартовал от красивого здания Театра в Ханое, который был построен еще французами. В автобусе на 18 человек гид на протяжении всего пути, а ехать предстояло более 170 км, рассказывал о достопримечательностях за окном на английском языке, но это не составляло проблем, так как я сидел впереди, рядом с водителем, а сразу за мной расположилась Май, которая иногда переводила мне на русский язык самое интересное. По пути заехали в фирменный магазин, в котором были представлены изделия из жемчуга различных оттенков: белого, золотистого, кремового, серебристого, а гарантированный срок качества морского жемчуга 500 лет. Такого разнообразия и роскошного оформления жемчужин не приходилось до этого видеть. После посадки на судно был предложен обед из национальных блюд, а вскоре показались и острова знаменитого Халонга - по данным турагентств, 9 из 10 туристов из различных уголков Земли едут во Вьетнам, чтобы увидеть это чудо природы. Красота этого места действительно какая-то неземная, даже несколько мистическая - здесь сосредоточено более трех тысяч больших и совсем маленьких островов, утесов и скал, большинство из которых необитаемые. Некоторые острова бухты изрыты карстовыми пещерами, в разные эпохи в них скрывались и устраивали свои тайные базы пираты, а во время Второй мировой и Индокитайской войн, прятались партизаны и укрывались целые госпитали. Сейчас большинство пещер задействовано в туристической отрасли.

          На первом острове, который мы посетили, было предложено одеть спасательные жилеты, сесть на пластиковые лодки и гребя веслами проплыть в прямом смысле под большой горой, при этом просвет над головами составлял всего около 3-4 метров, а длина этого своеобразного тоннеля несколько десятков метров. После этого лодка попадала в закрытую со всех сторон бухту, в которой были только плавающие туристы и возвращаться к открытому морю можно было только этим же путем. В общем, развлечение это было достаточно экстремальным. Приплыв затем на второй остров, мы посетили громадную пещеру, вернее три сообщающихся между собой грота невероятно больших размеров. Мы шли по обустроенным и освещенным тропам (чтобы никто не сбился с пути), по которым проходили целые колонны туристов, их в пещере, было около нескольких тысяч человек одновременно. Здесь можно было увидеть громадные сталактиты и растущие им навстречу сталагмиты, образующие своеобразные мощные колонны, причудливые очертания громадных камней, один из которых очень напоминал черепаху, поэтому многие ее гладили руками по уже отполированной миллионами ладоней голове, а некоторые рядом с ней клали деньги, загадывая желания. Маршрут внутри подземелья составлял несколько километров, а предстояло еще подняться наверх, так как выход из пещер находился на высоте около ста метров над уровнем моря. В целом этот поход в подземное царство оставлял у всех неизгладимое впечатление. Третий остров, на который приплыло наше судно, был назван именем советского космонавта Германа Титова, гид сказал, что это предложил сам Хо Ши Мин. Напротив причала был возведен большой, в 3-4 человеческих роста памятник Титову, у которого постоянно, сменяя друг друга, фотографировались группы туристов, нам было приятно видеть такое отношение их к истории. Корабль вернулся в морской вокзал в городе поздно вечером, тут рано темнеет в отличие от северных широт, и все любовались подсветками огромного колеса обозрения на берегу и самой высокой в мире канатной дорогой через залив. Более высокая из двух башен канатной дороги, построенной в 2016 году швейцарско-австрийской фирмой, имеет высоту около 189 метров, а каждая из двух кабин канатной дороги может вместить 230 пассажиров (тем самым они самые большие в мире), которые проезжают по воздуху расстояние 2165 метров. Гид рассказал, что в Халонг ежегодно приезжают более 7 миллионов туристов со всего мира.

          В последний день пребывания вьетнамские товарищи предложили посетить мавзолей Хошимина и музей его имени, а также старинный храм, посвященный учению Конфуция. В микроавтобусе, кроме меня был студент индус из Мумбая, который находился в Ханое проездом и был очень любознательным, - мне при общении с ним пришлось извлекать из памяти весь набор английских слов, так как ранее я изучал только немецкий язык. Но с ним, как и с гидом, мы друг друга понимали. Была в нашей группе пожилая, очень солидная пара, приехавшая впервые в Северный Вьетнам из Хошимина. На их бейсболках были лейблы «saigonturist», так как в народе до сих пор самый крупный город страны на юге называют Сайгон. В 8 утра мы подъехали к мавзолею и встали в конце очень длинной очереди, которая начиналась уже с улицы, на которую один за другим подъезжали большие туристические автобусы, доставлявшие тысячи людей. Затем эта живая вереница посетителей заходила за ограду и змейкой, подобно очереди на посадку в аэропортах, но намного масштабней, уходила вглубь просторного парка. Примерно через час медленного продвижения мы приблизились к длинным, открытым с боков, но крытым сверху от палящего солнца, своеобразным коридорам для упорядоченного перемещения этой многотысячной толпы. Было неимоверно душно, даже местные жители непрерывно махали у лиц веерами. Картину происходящего несколько облегчало то, что вокруг были посажены цветы и успокаивали глаза зеленые газоны. По мере приближения к величественному зданию мавзолея, вдоль вышеописанных коридоров начали появляться одетые в красивую белоснежную, но строгую форму бойцы правительственной охраны. Довелось увидеть и смену почетного караула на входе в мавзолей, которая была проведена на таком же безукоризненном уровне, как на Красной площади в Москве. В общей сложности, простояв в очереди более двух часов, мы наконец попали в здание мавзолея, на входе которого с обеих сторон были установлены по шесть больших венков с цветами, а внутри была такая долгожданная прохлада от кондиционеров. У ложа великого вождя вьетнамского народа по всем четырем углам по стойке «смирно» стояли в парадной форме военные. Несмотря на то, что людской поток шел в четыре колонны, стояла полная тишина в этом просторном зале, было ощущение прикосновения к вечности. После выхода из мавзолея большинство людей не расходились по громадному прилегающему парку, а шли организованно смотреть находящуюся там резиденцию Хо Ши Мина. Его рабочий кабинет, другие помещения были сохранены в том виде, что много лет назад. Мы обратили внимание, что две из трех служебных машин, хранящихся до сих пор в рабочем состоянии в гараже, передние стены которого были остеклены, чтобы видели посетители, были советского производства (ЗИС и Победа), а одна французская Peugeot. Отсюда многотысячная толпа шла в монументальное, выполненное на двух уровнях, здание музея имени Хо Ши Мина, в котором было представлено множество интересных исторических экспонатов.

          После этого мы посетили Храм Конфуция, больше известный как Храм Литературы — древний комплекс строений и пагод, построенный в 11 веке в честь китайского философа и мыслителя Конфуция. Это храм (V;n Mieu) не имеет отношения к религии. Он является символом образования, так как это - один из первых Национальных Университетов Вьетнама. Первоначально V;n Mieu функционировал как элитный университет, где учились лишь аристократы и члены королевской семьи. Но со временем он открыл свои двери и для простых людей. Храм Конфуция, за время своей деятельности в течении 700 лет на ниве просвещения, выпустил огромное количество учеников. Имена самых успешных из них, можно было прочесть на огромных каменных стелах, установленных на спинах таких же громадных черепах. Сейчас здесь, как и много веков назад, также красиво и уютно -  ландшафтный парк, безмятежная атмосфера и тишина. И чем глубже уходишь на территорию комплекса, тем гуще становиться тишина, отгораживая посетителя невидимой стеной от звуков беспокойного Ханоя. Храм Конфуция считается одной из наиболее важных и красивых исторических достопримечательностей Ханоя. Комплекс состоит из пяти просторных дворов, два из которых — это красивые площадки с ландшафтными садами. В третьем, размещен большой водоем, вдоль которого на крытых платформах установлены черепахи с огромными памятными стелами. Ежедневно храм посещает очень большое количество людей и появилась даже традиция тереть им головы для удачи. Желающих «погладить черепаху» оказалось настолько много, что администрация комплекса, в целях сохранить скульптуры, вынуждена была установить ограждение. В четвертом дворе находятся статуи учёных-конфуцианцев. Ознакомление с этим храмом показало нам, насколько уважительно здесь относятся к знаниям, - посетители возлагали цветы к памятникам ученых. Напоследок мы поужинали в центре Ханоя, называемом в народе «французским кварталом», в кафе «Huong Lien», которое посещал Барак Обама. Посуда и инструменты, которыми пользовался президент США, хранятся здесь в застекленной витрине на третьем этаже, а на всех уровнях этого заведения размещены фотографии этого исторического визита руководителя Соединенных Штатов, состоявшегося в мае 2016 года.

          Таким образом завершилось и мое первое знакомство с Вьетнамом, страной, название которой знакомо было еще с детства в связи с войной с американцами. Сразу бросился в глаза плакат на русском языке в музее жертв войны «Руки прочь от Вьетнама!», который был известен в дни нашей молодости и продолжает оставаться актуальным и в наши дни, уже в XXI веке, в связи со сложной международной обстановкой. В музее имени Хо Ши Мина установлена большая прозрачная пирамида, на одной из граней которой, наряду с надписями на других языках, начертана цитата из его речи: «Все народы равны, каждый имеет право на жизнь, счастье и свободу». Общение со специалистами и простыми гражданами этой страны показывает, что трудолюбивый народ этой страны чтит свое прошлое и с оптимизмом смотрит в будущее, которое представляется светлым и развитым. Чего и мы им желаем!


Рецензии