Воины Света прошлого столетия

К 135-летию К.Тинчурина (1887-1938)
Карим Галиевич Тинчурин – один из ярких деятелей татарской культуры, прозаик, драматург, один из основателей татарского театра, создатель новых жанров театрального искусства. Его имя стоит в одном ряду с другими выдающимися деятелями литературы и культуры начала 20 века. Это крупный писатель, учёный лингвист и литературовед Галимжан Ибрагимов, пламенный публицист и крупный прозаик Гаяз Исхаки, устроитель первых татарских театральных трупп Габдулла Кариев, первый официальный татарский композитор Салих Сайдашев, писатели-драматурги Галиаскар Камал, Мирхайдар Файзи, Фатхи Бурнаш, Шамил Усманов, Гафур Колахметов и другие его  современники и пришедшие в литературу позже  писатели и драматурги.
Театр
Начало 20 века для народов России стал переломным, менялись приоритеты жизни и должен был измениться сам человек, ибо, тот дореволюционный народ, в большинстве своём придерживающийся религиозных догм, не соответствовал тем идеям и задачам, которые ставили для себя новые управители страны.
А управители, надо прямо сказать, не были готовы управлять обществом, построенным на равенстве, дружбе и справедливости, как заявлялось изначально. Теперь, по истечению целого века, очевидно, что рабочие и крестьяне в основе своей были на это просто не способны. Те из них, кто рвался к власти, были полны мести и ненависти за прошлое, за эксплуатацию их предков представителями белой кости, голубой крови, жировавшими на протяжении тысячелетий на крови народа. С таким настроем не может получиться что-то хорошее.
Та часть, которая, возможно, смогла бы улучшать жизнь в стране (такие, несомненно, были), делилась на две категории. Те, которые понимали, что произошло нечто страшное и надежда на успех, минимальна; и те, которые, несмотря ни на что, пытались укрепить позиции революции, как говорится, «не жалея живота своего». Вот к такой категории деятелей и относились те, кому было, что дать народу, обладатели талантов и горячих сердец.
Религию официально отвергли (она ушла на задворки) ибо по большей части состояла из обязательных ритуалов и всепоглощающего страха. Передовая грамотная часть населения, ориентированная на воздействие извне с целью перевоспитать население, изменить человека, порой полностью игнорируя индивидуальное начало человека, было в поиске замены религии в жизни народа.
Поэтому в стране развернулась крупная кампания Ликбеза – ликвидация безграмотности; создавалось  новое советское образование, основанное исключительно на материализме; развивались  национальные культуры, подмятые под общую интернациональную, даже языки освобождались от всех заимствований не российского происхождения.
На этом фоне на помощь пришло культурное обогащение народа, самым доступным и выгодным средством стало театральное искусство. Ибо читать умели не все, не у всех была возможность читать, учиться. Поэтому просвещенная часть татарской интеллигенции с энтузиазмом  продолжило просвещение народа с помощью театра. Пьесы имелись, писались новые, театральные труппы также были созданы во многих населённых пунктах страны уже в период 1905-1917 годов там, где проживало большое количество татар. 
Карим Тинчурин был страстным агитатором всего нового, того, что требовалось и новому начальству и хорошо принималось населением. Он стал одним из популярнейших авторов пьес, талантливым режиссёром и проявил себя как прекрасный актёр. Сам создавал образы, сам же их представлял на сцене.
Он стал основоположником татарской музыкальной драмы и комедии в тандеме с Салихом Сайдашевым, на сцену были поставлены такие замечательные музыкальные спектакли, как З;;г;р ш;л/Голубая шаль, Казан с;лгесе/Казанский рушник, С;нг;н йолдызлар/Потухшие звёзды, Американ/Американец, Назлы кия;/Нежный жених, Х;зр;т ;йл;н;/Хазрет женится и другие, которые продолжают ставиться в театрах страны и за рубежом, проходят с аншлагами.
Театр настолько быстро и прочно внедрился в жизнь народа, что в каждой деревне стали появляться доморощенные театральные труппы. Молодёжь подбирала пьесу, распределяли роли и выступали перед односельчанами. И народ шёл на эти представления, ведь мечети были переквалифицированы под клубы.
Время от времени в деревни выезжали профессиональные театры. И насколько же сильно нужно было любить своё дело, верить в необходимость театра народу, что актёрам часто приходилось ехать до места назначения зайцами, в товарных вагонах, даже в угольных контейнерах, так как им платили крайне низкую зарплату, на которую ещё надо было и семью содержать.
Театру имени Карима Тинчурина, в отличие от него самого, выпала счастливая судьба, продолжительная жизнь. Кроме этого театра, К.Тинчурин причастен к деятельности татарских театров в Ташкенте и Астрахани.
Рождение и смерть
Карим Тинчурин был родом из далёкой Тамбовской области, деревни Таракановка. Как и большинство своих соратников по перу, в молодости он был шакирдом в медресе Мухаммадия, из которого ушёл сам, видимо, не желая принимать царящую в подобных учебных заведениях схоластику и фальш. Хотя Мухммадия в Казани считалось передовым учебным заведением, в котором, наряду с религиозными, преподавали и светские дисциплины.
Дело своей жизни он нашёл в Казани. И трагическую смерть тоже. Как и много других его современников по всей стране, он стал жертвой репрессий. Его обвинили в причастности к султангалеевщине, объявили японским шпионом. Расстреляли в ночь с 15 на 16 ноября 1938 года.
Мне, как интересующемуся нумерологией человеку, важен факт: он родился 15.09.1887 года и убит 15.11.1938. роковое число 15. Роковая осень, унёсшая многие жизни честных открытых людей, верящих в добро и свет, несущих этот свет людям.
Жене Сагиде, тоже актрисе, сообщили, что он отправлен в лагеря без права переписки на 10 лет, она верно ждала мужа всю свою жизнь, с верой, что встреча состоится. О его гибели ей стало известно лишь в 1950 году, а в 1955 был реабилитирован, как и многие другие, оказавшиеся в том же положении, за неимением состава преступления.
Погубленная жизнь – это всегда трагедия в нашем обычном понимании, но хочется верить, что жертвы были не напрасны. Эти удручающие события должны напоминать нам о том, что их гибель была уроком для оставшихся, необходимый этап эволюции человечества. Ныне живущие должны понимать, что невозможно изменить мир извне. Мир изменится только тогда, когда изменится сам человек. Есть о чём подумать. И не нужно пытаться кого-то изменить, нужно проходить собственные уроки, подходить к себе истинному, освобождённому от иллюзий нашего несовершенного мира.

Приглашаю своих читателей на канал Многомерный Мир//Яндекс-Дзен


Рецензии