Кирилл Серебренников о войне

я не автор




к
я не автор                ююКирилл Серебренников о войне

Солдаты моей страны вошли в чужую страну и начали ее уничтожать»

Кирилл Серебренников написал текст о войне в Украине.

«Медуза» публикует его целиком

11:10, 24 мая 2022

Источник: Meduzaх

«Солдаты моей страны вошли в чужую страну и начали ее уничтожать»
Кирилл Серебренников написал текст о войне в Украине. «Медуза» публикует его целиком — Meduza

Режиссер Кирилл Серебренников написал текст о войне в Украине и опубликовал его в своем телеграме.  Текст называется «Красный лак» — это отсылка к фотографии из Бучи, на которой изображена рука убитой женщины со свежим маникюром (ее опознали по ногтям). «Медуза» публикует текст Серебренникова целиком.

Каждую день смотрю фотографии войны.  Смотрю, смотрю.  Разрушенные города, сожженные машины, убитые люди.  Этот красный лак на мертвой руке.  Каждый день, где бы я ни был, мне кажется, что это надо мной летят самолеты, что это мне надо бежать в бомбоубежище.  Мои друзья, уехавшие и оставшиеся, плачут неделями, мужчины, женщины.  Я почему-то не плачу.  Во мне что-то копится, не имея выхода.

У Кутзее был хороший роман «В ожидании варваров».  Варвары, которых ждал герой в крепости, пришли изнутри. Мы дождались прихода времени нового варварства.  Для варваров другой человек — это только добыча.  Плоть и ресурсы.  Волосы.  Кожа.  Череп.  Рабский труд.  Иногда особо изощренные варвары из кожи делали абажуры, из черепов — кубки, волосами набивали подушки.  Варвары идут на почту, чтобы отправить награбленное домой.  В посылках — волосы, черепа, кожа, ногти с красным лаком.  Варвары деловито толкаются, они уверены в себе.  Война быстро расчеловечивает, и никакая культура не спасет от самого страшного преступления, если право на него дает государство.

Немцы что-то поняли про войну только тогда, когда их стали водить ко рвам с трупами узников Аушвица и Бухенвальда.  И когда заставили своими руками, без перчаток, хоронить эти трупы.  И после Нюрнбергского трибунала.  А так до 45 года они говорили о «деевреефикации», о том, что «нет такой страны, нет такого народа» и спрашивали: «что вы делали, когда убивали немцев в Судетах…».

Странный сон.  Я — паренек в камуфляже, которого заставили читать книжку мертвой украинке в гробу.  Это почти «Вий», но он происходит сейчас, на этой войне.  Я не могу читать, строчки расплываются, но смотреть на девушку я тоже не могу.  Бормочу что-то под нос.  У девушки на руках красный лак.

Культура в России всегда вопреки, назло, против государства.  Иногда на деньги государства, но все равно — не во имя его и не для него.  Государство и политика в России убивают и разъединяют.  Рушат семьи.  Ломают жизни. Культура спасает и собирает то, что человеческого еще осталось в людях.  Государств в России было много, и все они имели людоедскую природу.  Те редкие годы, когда власть в России не жрала людей, называются оттепелями. Власть просто отдыхала.  Чтоб начать жрать людей заново.

Культура всегда про то, что не важно государству.  Про милость к падшим.  Про сострадание.  Про бездны и высоты человеческого духа.  Про отчаяние.  Про одиночество.  Про смешных, маленьких, убогих, никому не нужных, несвоевременных людей.  Про меньшинство.  Поэтому русскую культуру мало кто из государства уважал и почти никто не любил.  Вынужденно проходили в школе.  Читали эти малоинтересные книжки.  Смотрели эти малопонятные фильмы.  Слушали эту странную музыку.  Пожимали плечами.  Но читали, смотрели, слушали.  Потому что другого не было.  Не было ничего талантливого и искреннего про власть, «которая от бога», про «можем повторить», про гордость и величие империи.  Вернее, иногда государство такое заказывало и заставляло писать, снимать, петь и декламировать.  Читать, смотреть, слушать.  И почти всегда выходило говно.

Мертвая девушка встает из гроба.  Подходит к бормочущему мне.  Я не смотрю.  Я не смотрю.  Подходит, хочет заглянуть в глаза.  Я прячу их в русские буквы.  Она вдруг говорит мне:  «Тихо».  Я не могу не читать, бормочу что по-русски.  Она — громко:  «Тихо.  Мовчи!  Тишi хочу».  Я от страха замолкаю.  Но глаза поднять не могу.  Она мне: «Поглянь на мене».

Солдаты моей страны вошли в чужую страну и начали ее уничтожать.  Убивать людей.  Разрушать дома.  В Россию из Украины едут гробы и украденная бытовая техника, возвращаются калеки и ненависть.  Эти бомбы вернувшейся ненависти, мощностью в несколько Хиросим разносят на куски жизнь моей страны.  Ими заминировано будущее каждого человека, каждой семьи.  Эта ненависть сметет надежды на благополучие и свободу.  Жизнь в страхе и ненависти — вот, что ждет нас, свидетелей, участников, жертв этой войны.  Даже если мы против нее.

Государство начинает войны, чтобы увеличить сонм собственных «святых» — ему ведь важны примеры для подражания и увлекательные апокрифы.  На мертвых солдат, лежащих неприбранными на полях, на расстрелянных
гражданских, брошенных вдоль дорог, всем плевать:  они — отработанный ресурс, они портят статистику торжеств, их нет.  Об этих брошенных мертвецах думает искусство — об их последних словах, об их снах, об их
нерожденных детях.  Непогребенные мертвецы — герои настоящей литературы, честного кино, искреннего театра.
Я молчу.  Мертвая украинская красавица молчит.  Пауза.  Она смотрит на меня.  Я смотрю на ее руки с ярко-красным маникюром.  Хочу нарисовать меловой круг. Она шепчет:  «Не допоможе, хлопчик.  Це не допоможе».  Я
знаю, что не поможет.  Но я хочу прервать изматывающее меня отчаяние.  Хоть скрипом мела.  Хоть стуком сердца. Но замолчало, как назло, все.

Те, кто начинают войну, всегда проигрывают.  Те, которые насилуют, убивают, пытают мирных жителей, — военные преступники.  Те, кто их оправдывает — тоже.  Сочувствовать садистам и убийцам невозможно.  Я же сочувствую тем, кто невольно оказался втянутым в страшное преступление войны.  Тем, у кого еще нет на руках крови невинных людей.

Вспоминаю рассказ Олега Табакова про то, как бабушка заставила его отнести хлеб пленным немцам, которых гнали через Саратов после войны.  «Они же враги!» — возмутился мальчик Олег.  «Они — люди.  Теперь им плохо», — сказала бабушка.  Мальчик Олег отнес хлеб совсем молодому ободранному немцу, тот заплакал.  Табаков запомнил это на всю жизнь и рассказал мне.

Мне страшно представить, что происходит в сознании солдата, который против своей воли оказывается в чужой стране и выполняет приказ «Убей!», только для того, чтобы от него «отстали».  Мне страшно представить родителей, которые сначала поддерживают «спецоперацию», а потом получают бумажки с лживыми сообщениями о гибели их ребенка «по причине несчастного случая».  Мне страшно и больно за них.  Мне страшно за тех, кто оболванен пропагандой.  Рано или поздно они поймут, где они оказались.  Я не могу от них отказаться — от обманутых, убитых и проклятых.

Женщина из Бучи перед войной брала онлайн уроки маникюра.  Вот откуда у нее красный лак.  А потом пришли люди из моей страны — те, кто говорит со мной на одном языке, и убили ее.  Может, этот цвет показался им слишком вызывающим.

Я держу в руках какую-то книгу, написанную по-русски.  Буквы умерли.  Губы пересохли.  Мертвая украинская девушка стоит передо мной и просит:  «Поглянь на мене, хлопчик.  Поглянь».  Я думаю:  «Не могу, не могу».
«Треба, хлопчик, треба».  Я молчу, не знаю, как быть.  Она шепчет:  «Бачиш?»  Я говорю:  «Нет».  Она смеется:  «А ты побач!  Не бійся».  Я тихо говорю:  «Тогда поднимите мне веки».  Кто-то поднимает мне веки, заставляет смотреть.  Мне страшно, но я смотрю.  Я смотрю.  Там — война.

 

 


Рецензии
Здравствуйте, Доба! Вы несомненно умная женщина, и я бесконечно благодарна Вам за публикацию текста Серебренникова о войне.
Но для начала ознакомьтесь с моим "Она погибла в Луганске под обстрелами в июле 2014".
Вот начало:
Оксана - поэт Леди Смайл - смотри ее на: Стихи .ру.
"Дорогая Светлана! После постановки Оксаной этого последнего стихотворения я много раз заходил на её стихи, писал ей короткие рецензии и приветы, просил её коллег по творчеству из Луганска и Донецка выяснить о её судьбе хоть что-то, но никаких ответов ни от кого я так и не получил. Может быть через луганских коллег удастся выйти на главу ЛНР Игоря Плотницкого и тогда, чтобы на официальной уровне занялись этой проблемой. Но пропавших - сотни тысяч. Надеюсь, что со временем выяснится и проявится её след, и пока этой надежды не теряю. Спасибо за Ваши посещения моей страницы. С Уважением, АВС
Владимир Сергеевич Андрианов 01.06.2017 18:52
Какие ужасы творит политика.
Если что то узнаете Владимир Сергеевич, напишите пожалуйста.
С Уважением, Светлана.

Саша... Есть печальная вероятность того, что Оксана (Леди Смайл) погибла при обстреле Луганска в июле 2014 года.
Стих анонсирован мной. Поэт жив памятью о нём. Спасибо!
Вадим Милославский 16.01.2016 14:00 Светлана Аро 07.06.2017 05:02

Светлана! Ужасы творят бандеро-фашистские уроды. Только что по ЦТВ "Россия-24" показали последствия вчерашнего танкового прорыва этих уродов ВСУ через линию соприкосновения с ДНР-ЛНР, показали последствия вчерашних шестидесяти четырёх обстрелов из тяжёлого артиллерийского вооружения этих территорий, из них двадцать шесть обстрелов по пригородам Луганска. - Сплошные руины и трупы, в том числе детей. Такие же чудовищные последствия, как после геноцида Армении турками в своё время. Недавно мне довелось быть одним из редакторов совместного российско-донбасского сборника стихотворений, посвящённого этим послемайданным событиям, после выхода в свет этого сборника у меня, видимо, как и у одного из авторов, будет возможность пообщаться с авторами из Луганска, и, надеюсь, что удастся узнать о судьбе Оксаны. В любом случае Вам, Светлана, о результатах немедленно сообщу. А Вы не знаете - кто в этот раз опубликовал это стихотворение Леди Смайл? Желаю Вам Мира, Здоровья, Творчества, Счастья, Любви и Всего Самого Доброго! Заходите. С Уважением, АВС
Владимир Сергеевич Андрианов 07.06.2017
Оксана, добрый вечер, доброй ночи. Послушаешь новости там у Вас такой ад творится как ты там выдерживаешь всё это. Восхищаюсь твоим мужеством и желаю тебе всего самого наилучшего. Удачи тебе и пусть она тебя не покидает.
Валерий Фёдоров 11.07.2014 22:15

Дела у нас - яростно и беспощадно. И с самолетов, и со всего остального лупят.
У нас то тишина оглушающая, то взрывы оглушающие - уши закладывает, стены, стекла, полы дрожат. У меня с мандаринового дерева на подоконнике мандарины попадали от вибрации...
Такие дела...
Леди Смайл 11.07.2014 20:29

Дело дрянь. У нас уже и в Пскове сотни беженцев.
Никитин Игорь Олегович 11.07.2014 20:32

Чем скорее утихнет, тем больше шансов вернуться к тому что было. Не утихнет - потеряем безвозвратно целые регионы с инфраструктурой и людьми.
Леди Смайл 11.07.2014 20:50

Поживаем - сейчас Грады слышу в окно шарашат неподалеку. Ужасть просто! Страшно даже на полигоне, а среди жилых домов - это сотрясает все внутренности физически и раздражает морально.
О, прекратили. Через время опять жахнет...
Леди Смайл 08.07.2014 20:35

"Грады" ужасно слушать даже в момент запуска... А когда где-то приземляется - замирает все внутри... Страшно представить те дома, куда это полетело...
Леди Смайл 08.07.2014 20:30

На войне всегда опасно. Жизнь сама по себе штука опасная. На войне особенно.
Виктор, не могу все бросить. Тогда здесь точно камня на камне не останется. Положусь полностью на судьбу,на своего Ангела-хранителя.
Спасибо Вам за переживания!
Тронута...
Леди Смайл 08.07.2014 21:25

Что у вас там произошло? Показывают бомбёжку Луганска.
Никитин Игорь Олегович 06.07.2014 21:36

У нас сегодня - УЖАС!!! Бомбят, рвут и мечут. Так жестоко еще не было. В самом центре города попали в заправку и завод, дым черный валил...
Отовсюду, со всех сторон. Сирены воют везде... Кошмар... С самого утра и до сих пор. Сейчас тоже взрывы слышны.
Леди Смайл 06.07.2014 21:39

Неужели Россия так и промолчит снова.
Никитин Игорь Олегович 06.07.2014 22:38
  Что касается Украины, то мне кажется, правда где-то посередине. Варварство, что в 14-м Украина бомбила и  уничтожала свои же города — Луганск и Донецк, что 8 лет уничтожала мирных жителей  на линии разделения.
    Почему Зеленский и правители до него ничего не сделали, чтобы остановить гражданскую войну? Видимо, у Путина есть своя правда, свой резон. Он-то надеялся за 4 дня снести Зеленского, не причинив вреда самой Украине. Но не вышло. Вот и пошла эта жестокая беспощадная война. Что тут сказать: только одно — будь она проклята и пусть поскорее закончится. Уповать на бога бесполезно, он в данном случае молчит. Кто-то должен одуматься, но нам-то отступать поздно, как это ни ужасно. США, Германия и прочие сошли с ума, накачивая Украину оружием; ведь в любом случае все это останется на украинской земле, в земле: эти тонны железа, взрывчатки и прочего. О людских потерях я и не говорю — это настолько кошмарно, что не поддается ни представлению, ни описанию. Во всяком случае, моих нервов на это не хватает: я просто живу под гнетом всех этих людских страданий. Жизни просто нет. Ее просто нет и не может быть, когда постоянно стреляют и бомбят на родной тебе, хотя в пространственно и далекой от тебя земле  — Украине, когда гибнут, и гибнут  люди.
  Это должно как можно скорее закончится.  Просто должно закончится и все. Вижу всех  этих мальчишек и мужчин, в гари и поте, убивающих и убитых. Про муки мирного населения я уже и не говорю. 
А нацисты на Украине были и есть, и творят они там воистину ужасные вещи:
смотри "Живой журнал", ник Глокси.

Ирина Удовика -Дегтярева   11.06.2022 11:19     Заявить о нарушении