Семейные истории 3. 4 Трубицын Иван Сергеевич

            
             В память о дядь Ване,
             прожившем на Земле
             так недолго -
             любим и помним.

 Трубицыны Сергей Матвеевич и Анна Федоровна жили на хуторе "Красный Пахарь", недалеко от города Россошь Воронежской области. Поженились они примерно в 1934 году.
 Жили молодые сначала с родителями Сергея - Матвеем Николаевичем и Анастасией Андреевной, затем с родителями Анны - Ходаревыми Федором Ильичем и Ульяной Ивановной. Позже стали строить свою хату, помогал им Федор Ильич.

 Ваня был первенцем Сергея и Анны, родился в роддоме Межёнки 8 октября 1935 года. Записывать ходили/ездили 17.10.35 Назвали его в честь брата матери - Ивана Федоровича, умершего за год-два до этого от удара молнии. Хотя, возможно и по святкам. Ближайшие дни ангела - 6.10 и 7.10
 Родился он здоровым, был крепеньким. Когда Ваня подрастал, и родители уходили на работу, бабушки присматривали за ним. Подрастая, он ползал по глиняному полу в кладовке бабы Насти.

 Когда началась война Сергея Матвеевича призвали почти сразу - 27 июня 1941 года и направили учиться на курсы артиллериста.

 В конце марта 1942 года у пары родилась дочь Любовь. Сергей Матвеевич знал об этом и приветствовал новорожденную в письме, хотя и не знал её имени на тот момент.

 26 мая 1942 года под Харьковом часть Сергея Матвеевича попала в окружение - многие погибли или попали в плен.

  Федор Ильич(дедушка), тоже был уже мобилизован, и копал окопы недалеко от хутора. В начале июля, он пришел домой и сказал Ване, что их отправляют на фронт, он бы взял денег, но не знает где они. Набрал сухарей в дорогу и ушел.

 Вскоре Россошь и прилегающая территория была занята немецкими войсками. Вблизи хутора "Красный Пахарь" расположился итальянский аэродром.

 Анна Федоровна сначала эвакуировалась в Белогорье, с соседями Чугуевыми, к их родственникам. Но после того, как ребенка искусали клопы, вернулась домой.
 Хату заняли итальянцы,а семью выселили в "погребку".

  Примерно в это время, Ваня, которому на тот момент было 7 лет, заболел полиомиелитом, мама растирала его, а он кричал "хочу быть таким" - и она била его за это.
 Поскольку лечения в те годы не было от этой хвори, болезнь быстро прогрессировала.

 Вскоре и на Сергея Матвеевича и на Федора Ильича пришло извещение -"пропал без вести".

 Осенью(октябрь-ноябрь), дети играли  на печке и Люба упала, Ваня успел подхватить её за руку. Сразу не сказал, а через несколько дней обнаружилось, что у малышки вывихнута ключица - она брала предметы одной ручкой, а другую прижимала к груди.
 Анна Федоровна испугалась, что оба ребенка будут с увечьями и ночью побежала в Россошь к костоправке бабке Рулихе. Когда вспышки ракет озаряли небо, она падала, прижимая ребенка, потом поднималась и снова бежала. За ночь сбегала туда и обратно - помощь была оказана вовремя.

 Когда бомбили хутор, вся семья и соседи бегали прятаться в ольховом лесу, в "копанках".

 В январе Красная Армия выбила немцев с Россошанского района и по словам бабушки Ульяны "немцы бежали, не успевали штаны надернуть".

 Сергей Матвеевич бежал из плена в 1945 году, попал к союзникам, прошел фильтрацию и дослуживал на гужевом транспорте.

 Когда война закончилась, Люба ждала папу и встречала всех военных со словами "папаня", поскольку не знала, как выглядит ее отец. Вскоре он возвратился и они впервые за три года увидели друг друга.

Федор Ильич так и не вернулся - пропал без вести под Сталинградом. Его сын, Николай Федорович подорвался на авиабомбе вместе с другом в 1945 году.

 Ваня закончил три класса. Болезнь скручивала руки и ноги со временем всё больше. С 10 до 14 лет он ходил на костылях, которые сделал ему отец. Глаза у него были голубые, волосы темные, короткая стрижка. Он был спокойный и рассудительный.

 Вскоре семья построила свою хату и стала жить отдельно.
 Ваня с Любой ходили к бабушке Ульяне в гости, мама ругала их "не ходите вместе, скажут, что у них все калеки".
 Ваня был очень худой - "кожа да кости", сутулился. После 15 лет двигаться ему было затруднительно - руки были все время согнуты в локтях,не распрямлялись, ноги вывернуты. Выходить он перестал, иногда его выносили на руках.
  Отец сколотил деревянный диван и стол, там Ваня чаще всего сидел.
 Пособие не получали. Сергей Матвеевич работал в колхозе бригадиром, конюхом, ухаживал за быками, кузнецом, плотничал и косил траву. Анна Федоровна тоже работала в колхозе в поле или яслях.

 Люба с Ваней переболели корью, возможно от этого у обоих стал портиться зрение.
 В 1948 году Люба болела скарлатиной, лежала в больнице, в это время в семье появилась сестрёнка Валя. И Ваня и Люба радовались сестрёнке и хлопали в ладоши.
 Когда Вале было два месяца, Любу оставили присматривать за ней. Она катала возок с ребенком на сундуке и смотрела за подружками в окно. Возок с ребенком упал и малышка ударилась и заплакала. Мать прибежала и начала бить Любу. Ваня спросил -"зачем?". Она ответила -"она ребенка угробит". На что Ваня рассудительно заметил -"а так ты обоих угробишь".
 Летом Анна Федоровна была на покосе на лугах, дети проводили время в яслях. Кормить ребенка возили на телеге в обед к матери, причем Люба сама держала семимесечную сестрёнку.

 Когда отец приходил с запахом алкоголя, и начинались ссоры, Ваня давал советы матери -"зачем ты начинаешь первая, будет трезвым, тогда всё и выскажешь".
 Отцу говорил -"мама расстраивается".
 Иногда, когда родители ссорились, Ваня специально падал с кровати, чтобы отвлечь внимание на себя.

 Несмотря на то, что руки не разгибались и все время были согнуты в локтях, Ваня сам ел пищу.
 Помогал матери чистить картошку и сестрёнку учил "срезай тоньше".

 Отец приносил рыбу - вьюнов. Частенько мама блины жарила, приносила Ваню на кухню и сажала кушать.
 Бабушка Ульяна приносила яйца, бабушка Настя молоко. Анна Федоровна сама пекла хлеб отрубной, в него добавляла траву.

 Летом Ваню выносили на улицу, напротив входа в сад, где он подолгу сидел на мешковине. Иногда он попадал под дождь и мать бежала с работы, чтобы занести его в дом.

 По просьбе Вани, Люба рвала вишни. Он восхищался -"ты как кошка лазаешь". Люба залезала на дерево с кружкой на верёвке и набирала вишни. Вместе они лакомились
 Перед окнами был палисадник, Ваня говорил сестре -"ты посадила цветы? Иди сажай". И в палисаднике вырастали "разноцветки"(касмеи) и другие цветы.
 Чаще всего дети играли вместе на грубке(печке-лежанке).

 Ваня читал много, запоем. Написал библиотекарю о себе и она подбирала ему по 3-4 книги. Люба носила их из Россоши. Валя тоже приносила из местной библиотеки детские книги. Читал Ваня все подряд, особенно любил исторические рассказы. Когда читал про войну, обсуждал и спрашивал у отца подробности.
 Ваня говорил литературным языком, поправлял сестрёнку, если говорила неправильно.
 Отец точал обувь(изготавливал или ремонтировал) и говорил "Вань, читай" и Ваня читал. Слушала вся семья.
 Иногда он помогал сестрёнке Любе с арифметикой и алгеброй.
 Ругал сестрёнку Валю, что она читает лёжа на животе.
 Сам читал ей книги - "Аленький цветочек", например. Любил рассказывать сказку про " длинную кобылу"-"поехал мужик на базар, начал запрягать кобылу" и молчит. Когда его спрашивали:"ну что ты молчишь?", он отвечал-"ну кобыла то длинная, долго её запрягать" и.т.д.

 Ваня был очень талантливый - рисовал и писал стихи.
 У него был большой альбом с рисунками - перерисовывал родителей с фото, очень похоже; рисовал и животных. Был такой рисунок - сестрёнка лежит на животе и подпирает щеку рукой. Говорил сестрёнке Вале - "будешь есть борщ, я тебе рисунок нарисую". И рисовал как пастух с хворостинкой пасет козу.
 Делал поделки - фигурку из деревянных дощечек и верёвочки с перекладиной - дергаешь за перекладины внизу, фигурка поворачивается.
 Из проволоки и бумаги очень аккуратно сделал соседской девочке детские стол и стульчик для кукол.
 Однажды сшил куклу, сестрёнка Валя звала ее "Пончик".
 К новому году Ваня делал поделки вместе с сестрами - из картонки фигуры заворачивали в белую фольгу, раскрашивали бумагу красками и склеивали гирлянду - цепочку на ёлку. Снежинки вырезали, Ваня наряжал куклу дедом Морозом в бумажные одежду и колпак.

 У Вани была тетрадь со стихами, иногда и письма писал в стихах.
 Переписывался с родственниками с Узбекистана - Анной Егоровной и Валей Андреевой. Там были такие строки "За селом стоит гора, на горе здание, больше нечего писать, с тем и до свидание".

 К Ване ходили ребята играть в шашки, карты, лото - Иван Чупахин(Мозговой), Иван Козлёнок, Алёшка Чаплыгин.
 Сосед, Иван Данилов, летчик - испытатель, ходил почти каждый день играть в шахматы, когда был в отпуске.

 У ребят был свой "язык" - "Ляко иди дасю" означало "Коля иди сюда", "Балю"-"Люба" и.т.д.
 Обе бабушки тоже заходили играть в карты, развлечь Ваню.
 Ваня любил слушать радио, иногда напевал песню "понапрасну ходят к ней ребята, понапрасну топчут сапоги", из "Любушки", Исаковского.

 Его любимое выражение "так так так, говорит пулеметчик, та-та-та, говорит пулемет".

 Фотографироваться не любил.

 В 1957-58 годах Ваня написал письмо в Воронежскую областную больницу, где всё описал: "меня не вылечить, но можно обследовать, чтобы помочь другим людям". Вскоре его увезли в больницу, приходило много врачей, осматривали, брали анализы. Но через месяц привезли обратно. Ваня заплакал и сказал -"даже для этого я не пригодился".

  Как то он предложил бабушке Ульяне - "если кто первый умрёт, то пусть другой его вспоминает".

 В 1959 году была эпидемия гриппа, в семье все переболели. Ваня болел особенно тяжело - насморк, кашель, озноб, температура. Лечение было только теплое питьё и над горячей картошкой дышать.
 Его тетя Катя, сестра матери принесла кисель из малины.
Анна Федоровна купила щуку и рыба вцепилась ей в рукав фуфайки - Ваня рассмеялся впервые за долгое время.
 Подворный обход при гриппе был- ходили два фельдшера Биланов и Полина Ивановна из Межёнки, никакого лечения назначено не было.
 Ване было плохо, он сидя засыпал.
Ночью мать вставала его укрывать, трогала ногу, он говорил -"ты меня трогаешь, боишься, что я умер?".
 За день до смерти, бабушка Ульяна обратила внимание, что ногти у Вани посинели. Он жаловался матери -" как лягу на левый бок, так сердце останавливается". Мать отвечала - " а ты не ложись на левый, спи на правом боку". Под утро(около трёх часов ночи), 9 апреля 1959 года, Ваня умер, немного не дожив до 24 лет.

 Многие соседи спешили заметить "отмучилась, Нюра", мало кто переживал о нём, кроме его семьи.
 
 Было жарко, хоронили в тот же день. И хотя Ваня часто говорил -"вот умру, хоть тогда распрямлюсь", хоронили в  гробу с высокими стенками - ноги было не выпрямить.
 На поминках было много народа. Анна Федоровна говорила "умер от гриппа". В свидетельстве о смерти причиной была указана " прогрессирующая дистрофия".

Анна Федоровна часто говорила, что морально тяжело, смотреть на смерть своего ребенка  -"самое большое горе, когда дети умирают раньше родителей".

 Ваня похоронен на кладбище, которое было вблизи их огорода. Место погребения утеряно, примерно справа и немного вглубь от братской могилы летчиков N276. Сейчас это маленькое кладбище у предприятия "Дельтопак", на территории химзавода города Россошь.
 Ни фотографий, ни рисунков, ни стихов к сожалению не осталось.

 * Исследования вакцины полиомиелита велись в нашей стране с 1958 по 1960, после 1961 года, вакцинация стала обязательной.

 Выражаю благодарность за предоставленную информацию:
 Ветринской Любовь Сергеевне и
 Трубицыной Валентине Сергеевне.
 
 
 
 
 
 

 
 
 
 
 
 
 

 
 

 
            


Рецензии