Бомж

Весенним вечером базарчик был забит желающими продать свой урожай. Блуждая среди рядов, я выбирала овощи. Поодаль заметила отца с мужичком низкого роста, они о чем-то разговаривали. Незнакомец показался мне слегка зажатым. Подойдя ближе, я поздоровались.

Отец улыбнулся, а спутник застенчиво проронил: "Здрасти", теребя ремешок от сумки и неуклюже переминаясь с ноги на ногу. Неожиданная встреча его заметно сконфузила, ему явно хотелось уйти. Положив руку ему на плечо, отец представил мне своего спутника:
- Познакомься, это Николай. Лучший механик, - довольно заметил он.
От похвалы Николай неуклюже замешкался.
- Очень приятно, - улыбнулась я.
- А это моя дочь, - с гордостью произнес отец, глядя на меня.
Николай смущенно пригладил черные короткие волосы, глянул на меня и со всей серьезностью проронил:
- Хороший у тебя отец, Света.
Я улыбнулась, он уже не смотрел исподлобья и разулыбался мне в ответ. Мы попрощались, подхватили пакеты и отправились домой готовить ужин. Робкий тип вызвал мое любопытство и я выспрашивала отца про Колю.
- Парень он сельский, - начал рассказ отец.
- По нему видно, - вставила я.
- Не суди! - оборвал он меня строго.
- "Вы судите по костюму? Никогда не делайте этого. Вы можете ошибиться, и притом, весьма крупно" - я вдруг вспомнила классика.
Он кивнул, поправил черный чуб и усмехнулся:
- А Михаил Афанасьевич, как всегда, прав! Вот умеешь ты вовремя вставить.
После армии Коля в родную деревню не вернулся, пошел работать на завод. Дали комнату в общежитии, потом женился, родилась дочь. Долгое время ютились в комнатушке, оба заводские. Со временем получили квартиру, радовались собственному жилью, в общем, жили, как все. Дочь выросла, вышла замуж, только у жены сердце шалит, вот и шабашит понемногу.
- А жена инвалид?
- Не знаю, говорил только, она давно уволилась и дома сидит. А может на пенсии, я не спрашивал. К чему лезть без спроса в душу?
- И то верно, - согласилась я.

За обедом мы долго болтали. Скоро началась сессия и я уехала, вернувшись,  закрутилась в заботах и делах. Как-то вечером пришла домой и услышала разговор на кухне, глядь - а там отец с Колей за столом мирно беседуют под рюмочку.
- Добрый вечер, у вас посиделки? - поздоровалась я.
- Ты, Светка, не ругайся, - начал отец.
- Да я и не собиралась.
- Коля сегодня жену похоронил, - глухо обронил он.
Новость меня сбила с толку и я растерянно ляпнула шаблонную фразу:
- Примите мои соболезнования.
В ответ Николай хмуро отвернулся утирая слезу.
- Мы все сделали, как надо, - сообщил отец.
Почему-то горечь в его глазах передалась и мне.
- Говорят, что возраст человека определяется количеством дорогих его сердцу могил, - философски заметила я.
- Значит, я уже старик, - угрюмо ответил отец.

Мужики остались на кухне, а я ушла, чтобы не мешать им. Утром убежала на работу, пришла поздно. Отец уходил раньше, и часто бывало так, что мы по два дня не виделись, но в выходной традиционно готовили вкусненькое. Хотя больше готовил отец, а я была на подсобных работах. В один из таких выходных помчалась за маслом,по дороге встретила Колю. Он сильно изменился, осунулся, стал какой-то потерянный, неухоженный. На мой вопрос как дела, Николай показал щербину вместо зуба, заверил, что все нормально, и мы попрощались. На душе остался осадок, с порога я выпалила отцу, что видела Колю. Он криво усмехнулся и сухо ответил:
- Его дочь выгнала.
- Как выгнала?
- Просто, собрала вещи и выкинула на лестницу, сказала "катись отсюда".
- Как?
У меня не укладывалось в голове - как так можно? Дикая новость встревожила, я лихорадочно соображала:
- А родственники у него есть?
- Нет.
- Ты говорил, он из деревни. Там, что никого нет?
- Нет. Родители умерли, дом недавно продал, деньги дочке отдал.
- И что?
- Как что? Она его выгнала. У нее семья, ребенок маленький, он ей воняет и мешает жить.
- Пап, ну это же жуть! И после этого ты будешь утверждать, что люди добрые?
- Где-то глубоко внутри в каждом есть добро. Люди, как люди. Любят деньги… Квартирный вопрос их испортил.
- Да, люди мелочны, - горько отметила я.
Душа восстала против несправедливости, от возмущения все клокотало внутри, узнав адрес, я помчалась к Колиной дочке. Дверь открыла молодая заспанная девушка, примерно моего возраста. Зевая, она спросила:
- Вы что-то хотели?
Я быстро объяснила, кто я, и изложила цель своего визита. Слушала она молча, по недовольному лицу мне сразу стало ясно - договориться с ней не получится.
- Ну и что вы от меня хотите? - надменно процедила она.
- Как что? Он же ваш отец, ему негде жить, у него нет документов...
- Пропил, наверное! - девушка равнодушно оборвала меня.
- Возможно, но их можно восстановить. Вы поищите, пожалуйста, хоть какие-то …
- Ничего я искать не буду! - рявкнула она и хлопнула дверью перед моим носом.

Домой я принеслась распаленная негодованием и кинулась звонить знакомому.
- Скажи, ты сможешь мне помочь?
- Ну да, конечно! Что нужно?
- Нужно одному человеку восстановить паспорт.
- Он утерян?
- Да.
- Пусть придет и напишет заявление.
- Хорошо, мы напишем и принесем. Продиктуй только форму.
С чувством выполненного долга я пошла на кухню доложить отцу о проделанной работе. Он выслушал и обещал привести Колю в ближайшие дни. Но ни в ближайшие, ни в последующие Николай не появился. Отец заметно переживал и искал. Скоро его отправили в командировку. Приехал он уставший, стал жаловаться на головную боль. Молодость немного беспечна, я дала таблетку, не придав этому особого значения. Через день с ним случился инсульт. Потом больница, в реанимации он умер. Казалось, мир померк, земля ушла из-под ног. На похоронах я заметила Колю. Собственно, не его, а крик сердобольной соседки. Она заботливо гнала бомжа куда подальше.
- Пожалуйста, подойди к тете, объясни, у нас похороны, - попросила я мужа.
Видимо, разъяснил доходчиво, тетка притихла. Коля чумазый и несчастный потеряно стоял в сторонке.
- Нету больше Юрика, - робко бормотал он, а в глазах стояли слезы.
Мне невольно захотелось его обнять, но он шарахнулся от меня. Голова гудела, собравшись с духом, я попросила Николая подняться в квартиру. В комнату он не зашел, мы поговорили, решили, что  документы восстановим, и жить он будет при церкви. Слезы градом катились по грязным щекам, он благодарил и обещал появиться через пару дней. На поминки ехать постеснялся, взял пакет и ушел.

Через пару дней он не пришел. С тревогой я обратилась к знакомому, он выслушал, пообещал помочь. Время тянулось, но новостей не было, и я поехала поговорить лично.
- Ищем, пока нет результатов.
- Понятно, - грустно кивнула я.
- Ну, что я могу сделать? Дался тебе этот бомж!
- Он товарищ отца!
- Он бомж! Людей с пропиской не находят, а ты бомжа ищешь! Все равно, что иголку в стоге сена искать.
- Я понимаю. Слушай, а скажи мне места где они обитают?
Он глянул на меня, как на сумасшедшую.
- Ты чокнутая?
Его скулы нервно напряглись, кадык заходил ходуном, он смачно выругался и, швырнув в стол папки, заорал:
- Ладно, хрен с тобой, поехали!
Схватил ключ со стола, и мы отправились по злачным местам. После пары ночлежек мне стало не по себе, смрадный запах и убогость, где умудрялась жить люди, вызывали содрогание. Мне открылся иной мир, по сути целый город в теплотрассах, подвалах и заброшенных домах. Жуткое зрелище!
- Ну, что, поедем дальше?
- Да, - упрямо твердила я.
Мы объехали кучу мест, но Колю не нашли. Два пьяных бомжа видели Николая, сказали, где тот ночевал, но там его не было. Домой я вернулась разбитая.

Утром гуляли с маленькой дочкой, она потянула меня кататься на качелю в Колин двор. Качала дочь и размышляла, глядя на окна. Нет человека и никто не заметил его отсутствие.
Из подъезда вышла дочь Коли с коляской. К ней подошёл молодой человек, они улыбались, а я молча смотрела на них. Девушка почувствовала на себе взгляд и обернулась.
- А, это опять вы! - недовольно буркнула она.
- Снова, - ответила я.
- И что вам на этот раз надо?
- Уже ничего.
- Тебе нефиг делать? Что ты все рыскаешь? Ищешь, зачем? Сердобольная нашлась! Нет у меня документов! -  кричала она, а я молчала, - Ну и что ты мне сделаешь? - зло усмехнулась и заорала злорадно, - Сожгла я их к черту!

Истеричный хохот звучным эхом отозвался вокруг. Спутник приобнял ее и они пошли дальше. А я глядела им вслед, вспоминая свой детский бумеранг. 





 


Рецензии