Два божественных чада - два небесных светила

Египетский национальный музей в Каире

Инвентарный № JE 46278

Уникальная скульптурная группа греко-римской эпохи из Дендеры. Не так давно в ней увидели памятник двум августейшим близнецам, детям царицы Клеопатры VII и Марка Антония. На свет они родились в 40-м г. до н.э., но обряд признания их отцом состоялся на три года позже. В тот день небо послало знамение – затмение Солнца, и оба малыша были объявлены земными сосудами богов двух великих светил. В этой связи царевич Александр получил преномен Гелиос («Солнце»), а царевна Клеопатра – преномен Селена («Луна»). Не беда, что в Египте аллегорией Луны был по традиции мужской образ. Там же издревле у того или иного бога могла быть его ипостась в форме богини. Даже у Ра была «его» Раит.

В новинку было другое: до сих пор в Египте царских отпрысков было можно причесть к богам лишь после их смерти. А культ живых близнецов мог бы со временем сравниться с культом Кумари в Непале. Но крах царства фараонов не дал разжечь из этой искры пламя. А статуя из Дендеры на самом деле весьма спорна. В основе новой идентификации – стилистический анализ скульптуры от египтолога Итальянского национального исследовательского совета Джузеппины Каприотти Виттоцци. И её теория не кажется сильнее тех, что были услышаны первыми. У нас перед глазами двое малюток, на вид брат и сестра. Оба стоят, положив друг другу руку на плечо, в клубке из колец двух змей.

У того и другого в свободной руке была сжата голова кобры, но эти детали не сохранились. На лицах детей «оспины» эрозии, но ещё можно разобрать общие черты: они круглые и пухленькие, с мелкими, точёными чертами и большими глазами. У обоих ангелочков на голове или даже лучше сказать над головой, будто нимб, диск – у мальчика солнечный, а у девочки лунный, с ободком из серпа полумесяца. В их центре «око Уджат» («око Гора»), эмблема божественной силы созидания и защиты. На правое плечо мальчика с короткой шапки его кудрявых волос падает коса со щёгольски завитым хвостиком – «локон Гора». Нагота этих детей – знак младенческой невинности по канонам искусства в Египте.

Но, безусловно, дети даже там не могли бегать без одежды круглый год, что подтверждают складки туник, сброшенных на змеиные кольца как бы перед омовением. У девочки тоже короткая стрижка, но сложная рельефная укладка в стиле «арбуз» или «дыня» (по-немецки «мелоненфризур»), так как ровные линии прядей очень напоминают полоски на кожице этих плодов. Такая модель причёски действительно была популярна в эпоху Лагидов и, в частности, её любила царица Клеопатра VII. Но она в равной степени была в моде и у римлянок. А ещё на двойной статуе из Дендеры нет ни одной строчки текста, ведь, её так и не успели в своё время доделать. А ваяли её не из свежей глыбы, а из плиты, взятой на руинах какого-то древнего храма.

С обратной стороны не был ещё убран узор из выгравированных звёзд – типичное украшение для потолков в храмах и некоторых гробницах Египта. Но, быть может, его даже оставили нарочно, коль скоро близнецы являли собою владык космического пространства и астрономических явлений. В согласии с первым заключением они – Шу и Тефнут, первородные чада бога-демиурга Атум-Ра, его правое (солнечное) и левое (лунное) око, податели жизни («Анх») и космического закона («Маат»). В Дендера культ этой двоицы был на высоте: один из эпитетов этого храма – «хат ма-хесауи» или «хат-мауи», что означало «Дворец четы львов». Лев – старейший солярный символ в религиозной геральдике. В образе пары львов Шу и Тефнут хранили и умножали силу своего отца, изначального бога.

Два льва – глашатаи дня минувшего и дня грядущего, западного и восточного горизонтов, заходящего (умирающего) и восходящего (воскресающего) Солнца. В числе других образов Шу и Тефнут также пара кошек – Басти и Бастет. Для своего отца, Ра, по особому случаю принимавшего облик Великого Кота, они были бы как «котята». В согласии с догмами древнего египетского вероучения дети всегда несут в себе часть «ка» (духовной сущности) своего отца. Так что сонм богов образует с демиургом одно целое. В этой связи они играючи отождествляются друг с другом, сливаются или рокируются. С точки зрения древних жрецов-звездочётов Луна – это «ночная версия» Солнца.

В Дендера была найдена статуя губернатора («стратега»; Каир, JE 46059). Он носил титулы «брат царя» («сэн ни-сут» по-египетски, «сингенес» по-гречески) и был жрецом, пророком Шу и Тефнут. Статую стратега Пахома, манеру выполнения которой Каприотти сравнивает с чертами и формами изваяния божественных детей, в своё время тоже нашли именно в Дендера. Другая теория о близнецах со змеями уводит мысль в сторону темы позднего синкретизма в религии Египта фараонов. В то время экуменизм правил бал на стыке восточной и западной цивилизаций. Но соотнести богов эллинского пантеона с египетскими было ой как трудно. В итоге всё вылилось в жуткую теологическую чехарду, распутать которую не смог бы, пожалуй, даже учёный жрец.

Ряд обновлённых или основанных с нуля культов завоевали умы и сердца всего народа. Так, всеобщим «любимцем» в птолемеевском Египте был Гарпократ, бог Гор (Хор) в ипостаси младенца, нежный, милый, весёлый и душевный. Он мог быть один, либо с матерью (Исидой), либо в триаде, где его отец носил «гибридное» имя – Серапис. В паре со своим женским аналогом ни Гор, ни Гарпократ не изображались, хотя последняя была известна в древнем вероучении Египта. В частности, царица Хатшепсут на законном основании величала себя «Харит» («Хор-женщина»). В этом не было ничего противоестественного. В конце концов, можно и даже нужно вспомнить об абстрактной основе Мироздания – Огдоаде. В ней каждая пара – союз двух начал одной сути, ступень лестницы в Небо.

В искусстве Хор-богиня появляется в греко-римскую эпоху, и притом это лишь мелкие терракотовые статуэтки. В то же самое время у бога-карлика Бэса тоже появляется «сестра» – Бэсит. По Геродоту женского двойника Г,ора якобы называли Бастет (Бубастис), но ни о чём подобном в известных древних египетских текстах не сообщалось. Гарпократ-девочка увенчана не лунным диском, но цветами, а может и короной, в руках у неё горшочек, откуда она достаёт что-то лакомое, совсем как Кришна, ворующий масло. В её лице Гор защищал и опекал девочек, но нужно заметить, что издревле в Египте даже девочки носили свой вариант «локона Гора» как детскую причёску. То есть, их отнюдь не лишали печати небесного покровительства и не считали «детьми второго сорта».

В согласии с третьим вариантом толкования значения статуи близнецов со змеями скульптор изобразил в необычной манере Гарпократа и его мать – Исиду. И хотя более чем странно видеть небесную богоматерь рядом с сыном в образе маленькой девочки, его ровесницы и даже близнеца, нужно помнить, что в случае египетской религии «дела семейные» богов – не более чем условность. И эта зыбкая, как мираж, картина легендариума не раз ставила в тупик эллинов. Та же богиня Хат-Хор – «мать своего отца, дочь своего сына». В папирусе Оксиринх 1380 богиню Исиду призывают как «возлюбленную богов Арпократин». То есть, её нарекают женской формой имени «Гарпократ». С греко-римской эпохи богиня Исида, кроме прочего, отождествлялась с лунной богиней Селеной.

Тиару богини – диск в обрамлении лирообразных рогов эллины считали «лунным венцом». И опять же, такое толкование не могло бы покоробить египтян, хотя в пору классической древности их богиня с Луной не ассоциировалась. Две змеи, под защитой которых находятся божественные малыши, вероятно, аллюзия на Исиду и Сераписа в их форме «рептилоидных» гениев с именами Термутис и Агатодаймон. Культ Агатодаймона – плод александрийской традиции, а Термутис – это искажённая форма имени египетской богини Рененутет (Эрмуте). Их чета была очень близка миру простого люда с его скромными чаяниями об изобилии хлеба и винограда. Кобра – первый враг грызунов, а значит, защитница урожая.

В виде кобр (обычно с головами Исиды и Сераписа) Термутис и Агатодаймон часто изображались слева и справа от их светозарного чада – Гарпократа. Стелы с этой троицей были не менее популярны, чем магические «циппи», на которых юный Гор попирал и душил ядовитых тварей и грозных хищников. Если же вернуться к идее отождествления статуи близнецов из Дендеры с Шу и Тефнут, то можно вспомнить о завете богословов Арманта (Гермонтиса), согласно которому Шу – это одна из семи форм (ипостасей) Гарпократа. Но это канон Позднего периода. Тем не менее, уже в папирусе Эберса, весьма древнем медицинском манускрипте, Шу и Тефнут были названы «чадами Исиды из Хеммиса».

В итоге выходит, что шедевр из Дендеры – даже не клубок, а намертво стянутый «гордиев узел» из древних и новых аллегорий. На закате цивилизации уже ко многим её тайнам ключи были безвозвратно утеряны. И знание могло уступать место бурной фантазии (что видно на примере Гораполлона). С самого начала статую близнецов довольно уверенно датировали римской эпохой (не ранее середины II века н.э.). Точное место её находки не было отмечено в документах, но открытие произошло на территории, некогда находившейся в ведении стратега Дендеры – Птолемея, сына Паноса. Он служил там во времена Августа. Участок между храмом Хат-Хор (отождествляемой с Исидой) и храмом Гора из Эдфу кажется идеальным для такого рода памятника.

Но придётся признать, что это самый удивительный из образов «святого семейства». В свою очередь, Джузеппина Каприотти датирует искомое изваяние последними годами правления династии Лагидов. Указ о его создании мог выйти уже вскоре после грандиозного астрономического события, сулившего близнецам славу богов. Увы, она оказалась очень краткой. В 30 г. до н.э. Египет пал, Антоний и Клеопатра ушли из жизни. Старший сын и наследник египетской царицы был убит по приказу Августа. Но младших детей пощадили. Близнецам было 10 лет, а их брату, Птолемею Филадельфу, всего четыре, когда их увезли в Рим и отдали под опеку сестры Августа – Октавии, в своё время брошенную Антонием ради Клеопатры.

Уже через несколько лет имена мальчиков без следа исчезают со страниц истории. А «лунную принцессу» Селену выдали за царя Мавретании (ныне Алжир) Гая Юлия Юбу II, одного из самых учёных и даровитых владык того времени. На мавретанских монетах аверс украшал профиль царя, а реверс – царицы, что указывает на подлинное величие истинной дочери Клеопатры VII. Но, зная как никто, что цари земные не всесильны, Селена не носила уже больше маску богини. На родину она так и не вернулась. Традиция венценосных особ рядиться в богов пережила её. Если статуя и правда изображает Гелиоса и Селену, то их интересно сравнить, к примеру, с портретами внуков Петра I в виде Аполлона и Артемиды, тех же Солнца и Луны. Но в их случае это уже не культ, а бал-маскарад.

Источники:

Абдалла Али. Уникальная скульптурная группа греко-римской эпохи из Дендеры/Abdalla Aly. A Graeco-Roman Group Statue of Unusual Character from Dendera. The Journal of Egyptian Archaeology, Vol. 77 (1991), pp. 189-193. Published by: Egypt Exploration Society

Каприотти-Виттоцци Джузеппина. Скульптурная группа из Дендеры в Каирском музее: два божественных ребёнка и два светила/Capriotti-Vittozzi Giuseppina. Un gruppo scultoreo da Dendera al Museo del Cairo: due fanciulli divini e i due luminari. November 2011. DOI:10.37343/pcma.uw.dig.9788371817212.pp.115-127. In book: Classica Orientalia. Essays presented to Wiktor Andrzej Daszewski on his 75th Birthday (pp.115-127)

Зубов А.Б., Зубова О.И. Религия Древнего Египта. Ч. 1. Земля и боги. – М.: Рипол-классик, 2017.

Бадж Э.А.У. Боги египтян. Царство света или тайны загробного мира. Пер. с англ. А.Б. Давыдовой, И.Б. Куликовой. М.: ЗАО Центрполиграф, 2014 г.

Циглер Даниэла. Женские причёски в античном Риме: образ и реальность/Daniela Ziegler. Frauenfrisuren der r;mischen Antike Abbild und Realit;t. Berlin : Wei;ensee-Verl., 2000 Zugl.: Hamburg, Univ., Diss., 1999. ISBN 3-934479-07-3


Рецензии