Адам и Ева Гентского алтаря
1. Противопоставление Адама и Евы всем другим героям алтаря
Адам и Ева на Гентском алтаре сильно отличаются от всех других алтарных образов. Они изображены в высшей степени натуралистично*, тогда как все остальные герои явно идеализированы. В результате этого противопоставления возникает явная стилистическая дисгармония, которая является хорошо продуманным художественным приёмом художника. Попытаемся понять, что же хотел выразить Ян ван Эйк этим контрастом.
2. Символика греха.
В отличие от всех других героев Гентского алтаря в раскрытом виде Адам и Ева стоят в тёмных и узких нишах**, которые символизируют темноту и тесноту греха. Грех не только погрузил их во тьму, ограничил их свободу, но и обнажил их от от всякой добродетели, лишив покрова благодати. Нагие тела прародителей представлены в высшей степени натуралистично, вплоть до малейших волосков на ногах Адама. Они стоят в нишах алтаря как живые натурщики. Так что пальцы ног Адама выходят за пределы алтарной плоскости.
3. Искупление первородного греха
Фигуры Адама и Евы расположены по краям алтаря и в силу этого максимально удалены друг от друга и от Господа. И в этом видно также следствие грехопадения. Однако когда алтарь закрывается, они приближаются к своему Творцу ближе всех: Адам под правую благословляющую руку Его, а Ева под левую Его руку, держащую хрустальный скипетр. Тем самым тайно выражается мысль, что Господь берёт на Себя первородный грех прародителей и все последствия его, а именно: зависть Каина к своему брату и убийство им Авеля. И зависть и убийство изображены над Адамом и Евой высеченными из камня. В закрытом алтаре они нависают над тиарой Господа.
4. Иисус Христос, Сын Божий на алтаре
В силу этого можно уверенно сказать, что Господь на алтаре это Иисус Христос, Сын Божий. Поэтому у Него красный плащ с канвой, украшенной крестами, симвозирующими крестную жертву. Кроме того Иоанн Креститель указывает на Него пальцем , свидетельствуя: «Се, Агнец Божий, вземляй грехи мира» (Ин. 1:29) (Не случайно между пальцем Иоанна и Господом крест надписи) . Почему же тогда на перевязи Господа написано имя «Саваоф»? На этот вопрос Сам Господь даёт ответ в Евангелии: «Видевший Меня видел Отца» ( Ин. 14:9) . То есть в лице Христа мы видим на Гентском алтаре и Отца Небесного.
5. Ева - воплощение темы грехопадения.
Ева, изображённая на Гентском алтаре, является воплощением темы грехопадения. Юная праматерь держит в своей руке плод познания добра и зла, задумавшись над ним. Она как бы прикидывает все за и против. Наш взгляд останавливается на её лице. Её приподнятая левая бровь и задумчивый взгляд очень тонко намекают на рождение замысла преступить заповедь. Чувственный подбородок, по форме напоминающий плод с ямочкой, усиливает это впечатление. Наш взгляд скользит вниз и мы видим, как Ева становится буквально «беременой» этим замыслом, а с ним и всем будущим человечеством. Плод познания добра и зла, который она держит в руке весь покрыт «шишками», теми самыми, которые падут на голову всего человеческого рода. Какая выразительная по своей натуралистичной и наивной простоте символическая картина!
Но это ещё не всё. Внизу под плоской и твёрдо стоящей на земле стопой Евы написано: «Eva occidendo obfuit» ( «Ева падением причинила нам вред») И в её облике мы видим, что она стыдится этого. То есть из всей этой истории, во мгновение ока промелькнувшей перед нами, складывается окончательное чувство стыда. Его подкрепляет поза, выражающая какую-то усталость. В растрёпанной причёске с её жидкими прядями, упавшими на грудь и плечи, угадывается неопрятность убитой стыдом женщины, от горя уже не обращающей внимания на свой внешний вид. Что же так подействовало на неё? Над нею в треугольной нише её сын (Каин) убивает другого её сына (Авеля). Изгиб орудия, которым совершается первое убийство (челюсть какого-то жвачного животного), повторяет изгиб брови Евы и косвенно намекает на съеденный плод. Убийство изображено высеченным из камня. Его тяжесть нависает над Евой.
6. Адам - воплощение искреннего раскаяния.
Адам, стоящий по правую руку от Господа всем своим видом выражает искреннее раскаяние. Ещё бы под его стопами стоит: «Adam nos in mortem praecipitat» («Адам низвергает нас в смерть»)
----------------------------
* Это привело к тому, что В 1781 году император Священной Римской империи Иосиф II при посещении собора выразил недовольство обнажёнными фигурами прародитетей. Поэтому створки с фигурами Адама и Евы сняли и перенесли в церковную библиотеку, поместив вместо них копии, на которых первые люди были изображены в кожаных передниках.
** Эти ниши ничем не украшены, в отличие от ниш закрытого алтаря, в которых помещены фигуры святых и донаторов.
Свидетельство о публикации №222061201133