Все нужно делать вовремя
Я полностью поддерживаю в этом заявлении всенародно избранного Президента, однако вынужден обратить внимание должностных лиц, отвечающих за национальную безопасность Союзного государства на слишком длинную "раскачку" в жизненно важных вопросах научно - технической политики, и в особенности в вопросах военно - технических исследований.
О проблемах поражения мини-БПЛА средствами российской ПВО.
С момента появления Беспилотных Летательных Аппаратов (БПЛА) в вооруженных силах разных государств, сразу же возникла задача их обнаружения и поражения средствами ПВО - зенитной артиллерией и зенитными ракетными комплексами. Если учесть, что по габаритным размерам БПЛА подразделяются на микро (вес менее 5 кг.), мини (менее 200 кг.), миди (1000 кг.), и макси (свыше 1000 кг.), то в практике ПВО накоплен большой опыт борьбы с крылатыми ракетами противника, которые как воздушные цели схожи с миди и макси БПЛА. Однако эффективное поражение мини-БПЛА крайне затруднительно. Это подтверждается практическими результатами полигонных стрельб ЗРК по воздушным целям типа мини- БПЛА.
Результаты полигонных испытаний показали, что РЛС автономного зенитного комплекса "Тор-М2" способна обнаружить мини- БПЛА на дальностях 3-7,5 км. Учитывая, что скорости мини- БПЛА составляют порядка 50-250 км/ч , боевые расчеты этих ЗРК будут иметь достаточно времени на проведение предпусковых операций и обстрел цели. Тем не менее, стрельбы по мини-БПЛА показали низкую эффективность их поражения. Основными причинами при этом являются несовершенство системы управления подрывом боевой части ЗУР , а также большие ошибки сопровождения цели.
Результаты оценки стрельбы ЗРПК "Тунгуска" по БПЛА показывают, что стрельба ракетным вооружением по этому типу практически невозможна. Это обусловлено тем, что дальность обнаружения БПЛА в оптический визир составляет всего лишь 2-3 км, что практически равно значению дальности до ближней границы зоны поражения комплекса. Стрельба по мини-БПЛА пушечным вооружением ЗРПК "Тунгуска" возможна, но не эффективна. При обстреле мини-БПЛА пушечным вооружением на дальности 3 км., для достижения поражения цели равной 0,5 необходимо израсходовать от 4 до 13 тыс. зенитных снарядов, на дальности 1 км. от 0,5 до 1,5 тыс. снарядов.
При стрельбе ПЗРК "Игла" по мини-БПЛА сказываются трудности обнаружения цели. Своевременное обнаружение и пуск ЗУР по такой цели для стрелка-зенитчика крайне затруднительна. Это обусловлено следующим: уменьшением контраста изображения цели при движении оптического прибора, быстроразвивающимся утомлением зрения стрелка, низким уровнем акустического шума двигателя мини-БПЛА, сокращением времени на анализ окружающего пространства. более того, если даже цель удалось обнаружить, головка самонаведения ЗУР может попросту не захватить цель. Это обусловлено тем, что тепловая контрастность мини-БПЛА , имеющих в основном поршневые двигатели, на два порядка ниже пороговой чувствительности приемника головки самонаведения ЗУР. Но...
Оценка возможностей ЗРК "Стрела-10М3" показывает, что комплекс способен поражать мини-БПЛА только в дневных условиях. Возможность стрельбы ЗРК определяется дальностью обнаружения цели оператором и дальностью захватом головки самонаведения ЗУР. Средние дальности обнаружения мини-БПЛА оператором составляют 1,3-4,5 км., что крайне мало для эффективной стрельбы.
Расчетные дальности захвата головки самонаведения ЗУР мини-БПЛА фотоконтрастным каналом по аналогичным причинам будут невысокими и составлять будут 2,8-5 км., а захват цели инфракрасным каналом вообще невозможен из-за ее крайне слабого теплового излучения.
Таким образом, зенитные комплексы российской войсковой ПВО имеют крайне ограниченные возможности обнаружения и обстрела воздушных целей мини-БПЛА.
Источник:
Из приведенного выше текста следует, что в настоящее время в Вооруженных силах Союзного государства (Беларусь и Российская Федерация) существует дефицит эффективных средств защиты войск и объектов от поражения высокоточным оружием в случае его массированного применения.
А между тем, в Республике Беларусь еще в 2003 году был выдан патент на полезную модель № 1214 "Система защиты промышленных и военных объектов от массированного воздушного нападения", с приоритетом от 23 января 2003 года, при этом предложение по созданию такой системы было по поручению заместителя Министра обороны В.Н. Усхопчика рассмотрено на заседании научно - технического совета НИИ ВС РБ 31 января 2003 года.
Мне такая ситуация, на фоне сегодняшних реалий, когда российская армия несет на Украине реальные потери в людях и технике, а ВС Беларуси роют окопы на южной границе страны, совсем не нравится.
Предвижу закономерный вопрос: а что же ты товарищ Бухаров все эти девятнадцать лет делал? Почему не "пробивал" свою инновацию, почему не наладил серийное производство, не снабдил им войска, не участвовал в учениях?
- Дело в том, что предлагаемая мной система основана на применении известного, но недостаточно используемого пространственно-временного поражающего фактора.
Фактор этот ввиду его очевидности не используется в системах вооружения, я же предложил ряд конкретных технических решений, направленных на решение задач противовоздушной обороны.
Не имея возможности проведения натурных экспериментов я стал вести статистику авиакатастроф, при этом мои предположения полностью подтвердились.
Сделав ряд публикаций в белорусских научных изданиях и получив ряд белорусских патентов, я, по рекомендации Министерства обороны Республики Беларусь, обратился в Государственный военно-промышленный комитет Республики Беларусь и в МЧС Российской Федерации. При этом белорусский Военпром ответил, что для начала работы мне нужно создать производственную базу, а МЧС Российской Федерации ответило, что специалистов по данному разделу науки и техники не имеется.
На днях Президентом и Министром обороны Республики Беларусь было принято решение о создании "Народного ополчения", за счет привлечения в его ряды как действующих сотрудником Министерства по чрезвычайным ситуациям, так и членов Белорусского общества охотников и рыболовов. Предполагается что в каждом сельсовете будет создано подразделение численностью до 50 человек вооруженное стрелковым оружием.
Решение безусловно правильное и своевременное, однако стрелковое оружие в современной войне не является достаточным средством достижения победы.
Скажу более, сегодня в Республике Беларусь насчитывается около 450000 лиц, "не участвующих в экономической жизни страны", сегодня даже неизвестно, где (в какой стране) эти лица находятся и на какие средства они существуют. Из таких "граждан" можно и очевидно такие попытки уже предпринимаются сколотить не одну и не две диверсионные дивизии, вроде печально известной дивизии "Бранденбург", дезорганизовывавшей тыл Красной армии накануне и в начальный период Великой отечественной войны.
Самое страшное на войне это бездеятельность, яркий пример тому события июня 1941 года, когда на территории Беларуси тысячи красноармейцев сдались в плен, а дорогостоящая военная техника была брошена и досталась врагу.
Для устранения указанных выше недостатков предлагаю создавать народное ополчение в форме "Территориальных социально - производственных комплексов".
Территориальный социально – производственный комплекс и его бесперебойное функционирование в мирное и военное время
Современная международная обстановка характеризуется целым рядом неблагоприятных для Республики Беларусь и Союзного государства в целом, факторов.
Наиболее значимыми из них являются:
- Общий и вполне закономерный кризис капиталистического способа производства, находящегося в стадии транснационально-корпоративного олигархического империализма;
- Переход культивируемого олигархическим капиталом общества потребления в новую разновидность рабства, основанного на навязываемой широким слоям населения псевдокультуры самоуничтожения;
- Появление у эвентуального противника новых видов оружия, способных изменить в его пользу соотношение сил и средств;
- Беспрецендентное финансово - экономическое давление с целью ликвидации созданных многими поколениями народов Союзного государства социальных и технологических достижений.
Целью эвентуального противника является уничтожение как Союзного государства, так и населения, проживающего на его территории.
Способами достижения указанной цели являются:
- Массированная идеологическая обработка населения с использованием информационных технологий и псевдонаучных исследований;
- Технологическая, логистическая и научно-техническая изоляция Союзного государства;
- Военные провокации со стороны попавших в финансовую кабалу государств.
Для достижения победы в политическом, военном и экономическом противостоянии предлагается объединить социальные, политические и экономические преимущества Союзного государства в целом с технологическими возможностями отдельных территорий на уровне района, отдельного населенного пункта и территории.
В истории Беларуси был период, когда территориальные социально-производственные комплексы успешно работали даже в условиях оккупации, при этом они не только обеспечивали питанием и всем необходимым советские партизанские формирования, но и сохраняли жизнь миллионам граждан.
Предлагаемый территориальный социально – производственный комплекс в мирное время должен обеспечивать выполнение следующих задач:
- поддержание на высоком уровне политико – моральное состояние трудовых коллективов и населения;
- повышение материального благополучия как территорий, домохозяйств, так и отдельных граждан;
- сохранение высокой гражданской мотивированности и мобилизационной способности как коллективной, так и индивидуальной.
В военное время помимо указанных выше задач территориальный социально – производственный комплекс может выполнять задачи по антитеррористической, контрразведывательной защите и противовоздушной обороне, как в отношении собственного имущества, так и в отношении объектов государственной инфраструктуры.
Для выполнения указанных задач предлагается иметь территориальные органы в следующем составе:
- орган идеологии и управления как на основе штатных (исполнительный комитет, сельский совет), так и добровольных (различные общественные объединения) структур;
- производственные и социальные подразделения;
- учебные подразделения, как штатные (всех форм собственности), так и образовываемые по мере необходимости для подготовки требуемых специалистов, например агроклассы в общеобразовательных школах;
- территориальные научно-производственные подразделения, ориентированные на удовлетворение потребностей конкретного региона.
Работу территориального социально-производственного комплекса следует строить как на основе указаний главы государства, постановлений правительства, так и на основе предложений и пожеланий «снизу». В принципе в Республике Беларусь эта система работает, однако процент выполнения указов Президента и постановлений правительства, на местах далек от ста процентов.
Для того, чтобы обеспечить полное и качественное выполнение указов, постановлений и пожеланий граждан нужны деньги и иные материальные ресурсы, которые распределяются не только не равномерно, но зачастую несвоевременно.
Например: есть указания на ремонт дорог, но жалобы на их неудовлетворительное состояние идут непрерывным потоком. А между тем, ремонт местной дороги и даже строительство новой не составляет научной и даже технической проблемы, достаточно постоянно следить за состоянием дороги и оперативно устранять повреждения. На эту тему Белорусским телевидением еще в 2012 году был снят и показан видеорепортаж с моим участием, в котором было показано, как без денег и техники можно построить участок дороги, который по своим свойствам не уступает хваленым автобанам.
Глава государства практически ежедневно требует строить экономику на основе научных знаний, однако знания эти пока редко доходят до конкретных производств, в результате чего страна ежегодно теряет миллиарды рублей, причем в свободно конвертируемой валюте.
На днях стало известно о том, что Республика Беларусь закупает в России партию ракетных комплексов «Искандер» и С-400 «Триумф». Техника эта, безусловно, необходимая и вполне эффективная, но, как показали недавние события, без надлежащей защиты от массированного воздушного нападения, вполне уязвимая. Начиная с 1999 года, опираясь на знания, полученные в Пензенском высшем артиллерийском инженерном училище имени Главного маршала артиллерии Н.Н. Воронова и опыт, рационализаторской работы полученный в войсках, я в инициативном порядке стал изучать статистику авиакатастроф и разрабатывать «Систему защиты промышленных и военных объектов от массированного воздушного нападения», в сентябре 2002 года я доложил о своей работе Министру обороны Республики Беларусь, в январе 2003 года я сделал доклад на эту тему на ученом совете НИИ Вооруженных сил Республики Беларусь, где мне было рекомендовано защитить свои предложения патентами, чем я и занимаюсь по настоящее время, официальный список моих инноваций, подготовленный Национальным центром интеллектуальной собственности занимает целых тринадцать листов, однако никому ни в нашей стране, ни в Российской Федерации мои инновации пока не понадобились, зато в далеко не «братской» нам Южно Африканской Республике, одно мое изобретение – «Комплексное удобрение пролонгированного действия и способ его получения» используется весьма успешно, принося местным аграриям и производителям удобрения немалые доходы.
Почему так происходит?
Дело в том, что наша система получения и использования знаний пока далека от совершенства, финансируются только «проверенные» разработки, которые новыми как правило не являются, в результате государственные средства нередко тратятся впустую, так как в процессе подготовки к использованию теряется новизна технического решения, применительно к военной технике это означает бесполезность в реальной боевой обстановке того или иного образца.
Для устранения этого негативного явления предлагаю возобновить работу добровольных научно-технических обществ, нацелив их на решение важных государственных задач. Финансировать же разработки такие общества могут самостоятельно, за счет местных ресурсов.
Приведенное выше сообщение было доложено мной 25 мая 2022 года на Международной военно-научной конференции в Минске. Однако сведений об использовании моего предложения я пока не получал.
Андрей Бухаров изобретатель, лауреат ВДНХ СССР, капитан запаса
Свидетельство о публикации №222061201226