Во Имя Твое 35. Из переписки отца Григория, о семь

  Ольга Пономарева, Елена Кибирева
 Из переписки отца Григория

   Письмо, текст которого мы приводим ниже, отец Григорий написал молодым супругам, чтобы помочь им разобраться в сложных испытаниях, возникших на пути их супружеской жизни и взаимной любви. Он вложил в письмо весь свой духовный и жизненный опыт, говоря, как свято и бережно мы должны хранить семью, которую Господь сочетал неразлучно в жизнь вечную, так что супруги, получившие брачные венцы, – уже не двое, но одна плоть.
   Батюшка подписал это письмл так же, как неизменно подписывал и все другие свои письма, – одновременно от своего имени и имени матушки Нины, не разделяя себя со своей дорогой супругой даже в этом: «Помнящие вас протоиерей Григорий и Нина Сергеевна Пономаревы».
   Эти слова обращены сегодня и к нам. Они звучат в наших сердцах из глубины вечности и призывают ко взаимному уважению, привязанности и преданности друг другу, напоминая о христианской, милосердствующей любви, умеющей претерпевать и прощать, – любви созидающей, кроткой, которая никогда и никого не разлучает.
   Семья – это земной союз, благословленный Богом, а семейный крест – подвиг, и поэтому отец Григорий учит нас хранить семью, как великую святыню, как истинную, непреходящую ценность, на которой созиждется и нравственное, и духовное здоровье каждого человека. И вечное счастье всего человечества.
   Итак, вот текст этого письма.
   «Дорогие Володя и Марина!
   Давно собираюсь написать вам, поздравить вас с Новым годом с пожеланием самого лучшего в вашей жизни!
   Семейная жизнь налагает на обоих большую духовную ответственность. Сколько надо трудиться, зорко следить, дабы не проникли в семью враги, которые обокрадут, похитят самое ценное в семье: это – чувство любви, уважения друг к другу.
   Незаметно врывается враг под разными предлогами, сея в сердце одного из супругов раздражительность, неудовольствие, грубость… А другой не усмотрел вовремя этого хитрого натиска врага – той опасности, которая грозит распаду семьи, – и зажегся этим духом зла. И пошел раздор, ссора, которая была только на радость врагу…
   Последствия плачевны – утрата душевного мира, тягость при взаимном общении и вообще охлаждение друг к другу. А надо крепко помнить, что брачный союз – это не просто сожительство. Это – подвиг, при несении которого сколько надо проявить мужества, твердости, а главное – терпения, чтобы перенести все грубости от близкого человека, союз с которым благословляется Церковью!
   Не надо обвинять в раздорах только другого, но нужно себя тщательно проверить и осознать свою ошибку, допущенную в чем-то.
   Нужно изучить тщательно все, что происходило и происходит при совместной жизни: все промахи, погрешности одного и другого, – усмотреть главный недостаток, породивший ссору, и со всей снисходительностью, какой требует взаимная любовь, приниматься с кротостью и терпением за исправление друг друга.
   При этой весьма сложной работе требуется молитва, вера в Божественную помощь, надежда на возможность исправления, оставление того или иного злого навыка, любовь, милосердствующая к самому близкому существу, которое сделалось тяжелым в общении и даже, страшно сказать, ненавистным…
   Но у Бога все возможно – последует исправление и наступит радостный час, когда вернется все от первого дня брака: уважение, привязанность и преданность друг к другу, – и настанут дни радостной, тихой, спокойной жизни, пока не откроются двери в Вечность, чтобы навсегда союз, заключенный на земле, продолжился и в пределах потустороннего мира.
   Дай Бог, чтобы вы оба с большой внимательностью и чуткостью отнеслись к этим простым, сердечным пожеланиям. Пусть они будут для вас той искрой, от которой вспыхнуло бы пламя и осветило и согрело холодные души, усталые, измученные продолжительным скитанием по местам вне родного дома, – и тогда дай Бог вам обоим почувствовать глубоко, что вы дома, и можете опять продолжать свой жизненный путь, ведя за собой дорогих малюток, которые бы чувствовали всегда любовь и ласку под родительским кровом.
   Храни вас Господь!
   Помнящие вас протоиерей Григорий и Нина Сергеевна Пономаревы».
   1/II 1983 г.

   Перепечатано из архива отца Григория

   «Любовь все переносит» (1 Кор. 13; 7)

   Меня поражает одно в словах апостола Павла.
   В его хвалебной песне он воcпевает то, от чего воздерживается любовь. Он начинает словами: «Любовь долготерпит» – и кончает: «Любовь все переносит».
   В сущности, это почти одно и то же. Но нам, казалось бы, естественнее говорить о том, что любовь может cовершить, а не о том, что она может перенести. Отчего не воспеть ее громкие подвиги, одолеваемые ею препятствия, чудеса, которые она творит?
   Но нет, апостол Павел был прав. В темном, незаметном трудовом пути заключается величие подвига, а трудовой подвиг любви есть долготерпение.
   В минуту увлечения, в минуту воодушевления мы готовы на всякую жертву. Но не в чадe восторженного возбуждения найдется пробный камень любви. Истинная любовь докажет свою силу в обыденной жизни, не замеченная никем, – в горячих незримых слезах, в жертве, принесенной в уединении после жестокой душевной борьбы.
   Устоит ли твоя любовь против мелких ежедневных раздражений? Устоишь ли ты, видя себя непjнятым, несправедливо осужденным? Устоишь ли, не получая ответа, встречая одно молчаливое нерасположение? Устоишь ли в полном одиночестве, отвергнутый всеми?
   Если и тогда твоя любовь не умрет, то действительно она достойна хвалебной песни апостола Павла.
   (Поучения из настольной книги христианина
   «День за днем». Автор поучений неизвестен)


Рецензии