О системе необходимой для социального благополучия

     Из множества исследований на тему социального благополучия человеческого общества всегда подтверждается единственный тезис: «Человек создан природой нашей планеты, но развивает и формирует его общество».

     Дело в том, что каждый социальный индивид, каждая социальная группа в обществе, одновременно выступают и как объект, и как субъект. Весь вопрос в том, что именно преобладает у индивида, социальной группы, государства и т.д., стремление к развитию качества самого субъекта для преобразования социальных условий жизни общества или только качество самих объектов от их воздействия на развитие общества.

     В словарях социологии и философии: социальный субъект – это носитель социального действия, осуществляющий разработку и реализацию определенных целей. Некоторые ученые утверждают, что социальный субъект – это  гражданин, группа граждан, или само государство как социальный организм.

     Понимание социальных субъектов как группы людей вытекает из социального структурирования общества, которое подразумевает деление последнего на множество разных групп по разным признакам, и на взаимодействия между ними. Каждой группе присуще отличительные черты, такие как принцип выделения этой группы или способ взаимодействия индивидов, составляющих эту группу.

     Группы могут отличаться по размеру, по способу социально-экономических взаимодействий, по сложившимся традициям контактов индивидов внутри группы и пр. Можно выделить четыре основные группы: гендеры, классы, этносы и когорты. Человек может принадлежать одновременно к нескольким группам.

     Не любая совокупность людей может считаться группой людей. Для этого индивиды, составляющие её, должны быть сплочены, их должны объединять общие интересы, они должны вместе хотеть лучшего будущего для себя и общества, а также иметь возможности для его достижения. Люди в составе этой группы должны считать себя особой группой, занимающей важное положение в обществе, ясно осознавать групповые цели, интересы, понимать причины, препятствующие осуществлению своих целей.

     Например, дюжина человек, ожидающих автобуса на остановке уже является определённой группой людей, так как их объединяет стремление дождаться автобуса уехать по своим делам и общаются  они в основном по этой теме, даже если не знакомы. Но их больше ничто не объединяет, кроме этой цели и они даже не обязаны каким-либо образом общаться между собой.

     Не любая группа людей может считаться социальным субъектом, для этого она должна соответствовать двум важным требованиям, сформулированным Марксом: интергрупповая идентичность и противопоставленность другим группам в контексте борьбы интересов!

     В начале 20 века в контексте развития демократических социально-экономических преобразований и научно-технического прогресса произошли некоторые изменений в осмыслении философского понятие «социальный субъект»: появилось стремление общества к выравниванию уровня образования, условий медицинского обслуживания, к выравниванию социально-экономического уровня жизни населения.

      Важным дополнением к сказанному является следующее соображение: не всем группам людей присваивается статус социальных. Если, например, одна группа навязывает своё мнение другой, манипулирует ею, а она не может ответить и безвольно подчиняется, то такая группа не может считаться социально активной группой.

     Помимо способности устанавливать правила и по ним организовывать взаимодействие с партнерами и контрагентами, важна способность социального субъекта следовать общим для всех граждан заявленным и принятым в обществе законам и правилам.

     Таким образом в обществе должны присутствовать способные к борьбе за свои законные права и свободы или к соперничеству социальные группы. Для того чтобы стать полноценным социальным субъектом, группа должна участвовать в «диалектике контроля» – то есть уметь оказывать влияние на тех партнеров и контрагентов, которые имеют влияние на нее.

     Социальным субъектом становится любой человек, организации и государства, когда их деятельность затрагивает жизни других людей, организаций и государств. Социальный субъект – это участник общения и взаимодействия с обществом. Жизнь социального субъекта возникает тогда, когда у общества вырабатывается нейтральное, а, лучше, добропорядочное отношение к конкретному человеку, организациям и государствам.

     Есть и такое понятие, как социальное иждивенчество, которое имеет место быть у тех субъектов, которые не осознают признаки социума и личности:
1.признак неисключения,
2.признак неконкурентности в потреблении,
3.признак неделимости.

     Общественные блага обладают следующими признаками. Первый признак – это признак неисключения (невозможно исключить человека из круга потребителей образования как блага, если есть закон и в законе об образовании говорится о том, что право на образование есть у каждого гражданина, проживающего на территории страны).

     Современная концепция модернизации образования уже кое-где ориентируется на воспитание личности многогранной, успешной, счастливой, гармоничной, но это осуществимо только в том случае, если подрастающее поколение вместе с знаниями воспримет мировоззренческие установки и традиции своего народа, которые заложены в концепции развития социальной справедливости. Преемственность детского сада, школы, вуза и других учебных заведений постоянно гармонизирует личность человека и должна дать ориентиры для добросовестной жизни каждого. Современные лингвисты, психологи и педагоги в один голос утверждают, что речь формирует мышление. Речь может развиться в полной мере только в контексте обучения в различных учебных заведениях.

     Второй – признак неконкурентности в потреблении.  Действительно, потребление благ одним человеком не должно уменьшать возможностей потребления другим человеком. Сегодня социум требует от личности универсальности, коммуникабельности, умения работать с большими массивами информациями, поэтому самостоятельно приобретенные знания становятся сокровищем, которое может открыть для себя каждый.  Здесь уже работает тезис Маркса о двойственности относительного равенства для всех рабочего времени, когда относительно равное количество труда по времени должно определять относительно равные количественные нормы базовых средств для жизни, которые производятся в обществе и необходимы каждому!  При этом рынок сохраняется на производимое сверх норм необходимых для социального благополучия всего общества.

     В этом случае благоустройство жилья, качество приготовления блюд питания и изготовления одежды каждый формирует для себя и своей семьи по зарплате от результатов квалификации своего добросовестного труда или службы на рабочем месте в экономике страны.

     В процессе развития человека огромную роль играют не только природа, задатки человека, но и социальная среда с ее многообразными сферами, круг общения человека в обществе. Развитие личности продолжается в процессе всей жизни человека и общества, поэтому жить в обществе и быть независимым от него невозможно!

      Третий – признак неделимости, то есть образование, медицинское обслуживание и базовые гарантии социальных благ нельзя разложить на отдельные единицы, так как все люди в демократическом обществе социальной справедливости должны иметь неотъемлемое, но заслуженное право на всё это и это право должно быть определено ЗАКОНОМ!

      Людям необходимо постоянно развиваться, совершенствоваться, а любая школа по совершенствованию сознания человека и производства необходимых благ должны повышать благополучие общества и каждого добросовестного и законопослушного гражданина общества и их семей!  Неделимость сформированных в обществе и постоянно развивающихся и необходимых для жизни каждого как норм труда, так и необходимых норм самих благ даёт нам феномен социализации личности как единицы такого социума. Роль всех этих благ в жизни общества была и остается самой великой ролью в мире, потому как эти блага не просто формируют человека и общества в единое целое.

     Человек учится общаться с другими людьми, решать проблемы, ищет свою предназначение в жизни, выбирая ту или иную социальную роль и  профессию. Понятие личности изучается многими науками о человеке: социологией, политологией, философией, психологией, обществознанием, историей, биологией и многими другими – все эти науки сходятся во мнении, что личностью не рождаются, а становятся в процессе социализации, который включает множество составляющих. Основное составляющее этого процесса – образование и последующий общественно необходимый труд на благо общества, чтобы иметь необходимые блага для своего развития!

     Осознавая, познавая, понимая действительность, контактируя с другими людьми, человек постепенно социализируется и все социальные институты влияют на формирование мотиваций и целей людей. Сначала человек и его семья становится ячейкой общества, затем социум влияет на личность. Получив профессию, человек уже сам может в какой-то мере влиять на различные сферы жизни человечества в целом.

     Люди в процессе развития своего образования и профессионализма в общественно необходимого труда не просто создают для общества всё необходимое для его развития: продукт или услугу в процессе развития умений, навыков, знаний или универсальных действий, они формируют и личность, и каковы будут ценности этой личности, напрямую зависит творческий потенциал каждого и компетентность всех окружающих людей.

     Ведь каждый из нас при рождении это не только «пустой сосуд» или «чистая доска», ибо невозможно просто наполнить человеческое сознание знаниями, необходимо сформировать социальные навыки, мировоззрение, цели, мотивы – это долгий процесс, поэтому общественно необходимый труд и формирование системы образования и медицинского обслуживания для повышения эффективности и благосостояния населения составляет значимую часть жизни населения любой страны.

     С помощью развития общественно необходимого труда, образования и медицинского обслуживания, вместе с развитием социальной справедливости в своём обществе, люди передают свой бесценный опыт своим постоянно рождающимся будущим поколениям!


Рецензии