Украина, как анти-Россия. Ч. 2. Истоки русофобии
Украина, как анти-Россия. Часть 2. Истоки русофобии
Одной из коренных основ украинского нацизма является русофобия, степенью которой он давно превосходит даже прежнего многовекового чемпиона - польский национализм. Но откуда взялась на Украине эта неприятная для нас национальная болезнь? Как подсказывает история, от тех же поляков, несколько веков считавших эту страну (а некоторые и до сих пор считают) частью своей земли. Раз так, то сначала следует разобраться с причинами русофобии у них.
Основной предпосылкой развития этого явления стало завершение распада европейской христианской цивилизации в середине XI века на два враждующих лагеря: западный, признающий своим духовным главой Папу Римского, и восточный, возглавляемый византийским патриархом. Линия этого раскола прошла прямо посередине славянского мира, со временем разделив его не только в идеологическом, но и в политическом и, даже, в культурном отношении. В результате, исповедующие православие русские люди стали в глазах поляков проклятыми схизматиками (раскольниками), а сами поляки и другие европейцы-католики в глазах русских – проклятыми латинянами, еретиками.
Разумеется, в XI веке никакой Украины и в помине не было. Существовала пока ещё единая Русь, церковь которой принадлежала к восточной ветви христианства. Её западные же соседи, Польша и Венгрия, уже приняли к тому времени христианство из Рима. По границе с ними и пролегла линия, разделившая в Европе две формирующихся цивилизации: католический Запад и православный Восток.
Поскольку Византия после взятия Константинополя крестоносцами в 1204 году утратила статус великой державы (а в середине XV века, после завоевания её турками, вообще сошла со сцены мировой истории), основным религиозным соперником католического Запада в христианстве стала православная Русь. Церковь Московского государства уже с 1448 года являлась автокефальной, то есть самостоятельной. Однако для остальной православной Руси, даже после исчезновения Византии, верховной церковной инстанцией ещё долго оставался Константинопольский патриарх.
Так уж было суждено историей, что ближайшей к Западу русской землёй оказалось Галицко-Волынское княжество – будущая родина украинства. С самого своего возникновения оно было тесно связано с Польшей и Венгрией экономическими, политическими, культурными и, даже, родственными (для элит, в том числе и династическими) отношениями. Эти связи, видимо, и подтолкнули правителей Галицко-Волынской Руси после монгольского нашествия к первой в своей истории измене православию – получению в 1254 году королевского титула из рук Папы, что означало признание его верховенства в церковном отношении. Тем самым, эта часть Руси официально выходила из сферы традиционных внутренних русских межгосударственных отношений и присоединялась к политической системе западной цивилизации.
Но вера в Галицко-Волынской Руси пока ещё оставалась общерусской, православной. Так зародилась двойственность политики будущей Украины: экономические и политические интересы элит связывали её с Западом (в первую очередь с Польшей), а религия – с остальной Русью и Константинополем.
Такое положение дел и вынудило византийского патриарха в 1303 году выделить Галицко-Волынское княжество в отдельную митрополию, получившую название «Малая Русь» (в отличие от «Большой», то есть всех остальных русских земель).
Очень скоро, уже в середине- второй половине XIV века, дрейф этой части Русской земли в сторону Запада привёл к утрате политической независимости и разделу её территории между Польшей (которой досталось Галицкое княжество) и Великим княжеством литовским (получившим Волынь). Так Галиция надолго (почти на 4 столетия) в первый раз стала частью польского государства.
Двести лет спустя, по Люблинской унии 1569 года с Литвой, Польше отошли и другие земли южной Руси, с середины XIV века находившиеся под властью ВКЛ. Таким образом, название Малая Русь было распространено и на них. Соответственно, в России всю южную Русь стали именовать Малороссией, а её жителей малороссами.
Вскоре после этого польским властям, для закрепления своего господства, удалось склонить значительную часть малороссов (в основном в Галиции и на Волыни) к признанию духовной власти Римского папы и официальному отказу от православия (при сохранении православных обрядов). Так появилась униатская церковь, оформленная Брестской унией 1596 года.
Это стало для западно-малороссийских элит вторым шагом на пути предательства цивилизационных основ православной Руси в пользу католического Запада. Именно тогда они окончательно стали ощущать себя частью западной цивилизации, выбрав религиозно-духовным центром Рим, а не Константинополь или Москву.
Соответственно, Московия (как на Западе именовали тогда Россию) перестала восприниматься ими как единоверная страна, а стремление последней объединить вокруг себя все земли старой Руси теперь стало расцениваться как варварская агрессия, покушение на культурные основы своего существования. Такие соображения и послужили базой для постепенного формирования среди элит будущей западной Украины устойчивого чувства неприязни к Российскому государству (Московии) и его представителям (московитам, москалям), то есть того, что мы сегодня называем словом «русофобия».
Конечно, в конце XVI века русофобия на Украине только зарождалась, и дальнейший процесс её развития прошёл несколько отдельных этапов.
Одним из первых и самых важных стала война Речи Посполитой с казаками Богдана Хмельницкого и союзными им российскими войсками в середине XVII века. И те, и другие считали тогда униатов изменниками русской веры, а значит, изменниками Руси, поэтому стремились их уничтожить. Соответственно, все сторонники униатской церкви поддерживали поляков и сражались на их стороне. В дальнейшем перешла на сторону Польши и часть украинского казачества (в основном по правому берегу Днепра).
После Петровских реформ российское государство пошло на тесный союз с западной цивилизацией для заимствования её достижений, значительно разрушив этим собственную. По этой причине религиозная вражда униатов (как и всего Запада) к России на время утратила прежнюю остроту.
С конца XVIII века, когда граница Российской империи вплотную подошла к землям Галиции (с 1772 года ставшей частью Австрийской империи), а Волынь вошла в состав России, даже начался медленный процесс добровольного возвращения униатов к православию. Австрийские власти этому не особо тогда препятствовали, опасаясь раздражать своего основного союзника, Россию, в период долгой и трудной борьбы с Наполеоновской Францией (до 1815 года).
Новое обострение русофобии в Галиции началось лишь после возникновения там так называемого «украинства», во 2-й половине XIX века. Но об этом - в следующей части данной статьи.
Итак, русофобия Запада (в том числе и украинцев, причисляющих себя к Западу) в отношении России – это следствие глубокого религиозного раскола христианской цивилизации на западную и восточную почти тысячу лет назад. Во времена, когда все действия людей объяснялись божьей волей, церковное противостояние не могло не привести и к противостоянию политическому. Связанные с этим военные конфликты и их жертвы породили страх и ненависть в отношениях между народами, принадлежащими к этим двум цивилизациям. Время и атеизм стёрли из памяти ныне живущих поколений первопричину конфликта, оставив на поверхности только прошлые обиды за военные вторжения, насилия, разорения и национальный гнёт.
(Хорошо иллюстрированный картами и другими изображениями вариант этой статьи размещён на сайте яндекс.дзен. канал Ю.Тарасов. История от историка)
Свидетельство о публикации №222061200140