О творчестве К. Д. Бальмонта. Гл. 2
К юбилею поэта
Глава вторая «Тернистый путь познания…»
Возвратимся же, однако, к К.Д.Бальмонту и его «Снежным цветам»:
И в душе не возникнет упрек,
Я постиг в мимолетном намек,
Я услышал таинственный зов,
Бесконечность немых голосов.
Кажется совершенно очевидным, что «расставание с колосьями нив» является некой «платой» за познание того, что Там, за «мимолётности», о которых скажет поэт через несколько лет в одном из самых известных своих произведений, где «мимолётности» словно антитеза «мудрости, годной для других». «Платой» за «великое познанье», как сказал другой поэт-символист М.А.Волошин. (См. «Готовность к Сораспятию» и «Преддверие Пути Христианского»).
М.А.Волошин отразил, наверное, некий «итог» жизненного пути. И чтобы «великое познание» «выстрадать», он сначала «в уединеньи выплавил свой дух» - «выплавил» в те времена нестерпимо тяжёлые, что после «русским апокалипсисом» назовут.
А лирический герой К.Д.Бальмонта ещё идёт трудным, тернистым, мучительным путём познания, дух, очевидно, ещё не «выплавив». И даётся ему нечто похожее на откровение, для М.А.Волошина уже ясное, очевидное…
Вот и снова оксюморон – «немые голоса» - человеческому пониманию «не поддающиеся». Впрочем, об этом уже говорилось.
А ещё словно ощущается некий «переход» от языческого мышления к христианскому - впрочем, может быть, это субъективно…
И вот финал, к которому стоит приглядеться, вернее, - вчитаться, размышляя. Итак:
Мне открылось, что Времени нет
Что недвижны узоры планет,
Что Бессмертие к Смерти ведет,
Что за Смертью Бессмертие ждет.
В Царствии Небесном и на отразивших Его Образах иконописных нет ни времени, ни пространства земного, ни силы земного тяготения – они то, что предназначалось, уже «исполнили».
А почему «узоры планет» недвижны? Возможно, говорит поэт о Вечности. Как сказал в одном из последних произведений своих М.А.Волошин, «море и земля извечно те же». А уж Небеса прежде всего...
Как может Бессмертие к Смерти привести? Что имел в виду автор этих строк? Наверное, тайна сия с ним и осталась.
А вот строка последняя, думаю, каждому христианину ясна - потому что смерть побеждена Воскресением Христовым.
Произведение невольно навевает мысли о том, что лирический герой совершает очень нелёгкий подъём в гору – вернее, словно ощущаешь это мучительное в чём-то восхождение. Только «гора» сия «нематериальна».
Восхождение… Вспоминаются невольно и другие, созданные несколькими годами раньше строки поэта:
Я мечтою ловил уходящие тени,
Уходящие тени погасавшего дня,
Я на башню всходил, и дрожали ступени,
И дрожали ступени под ногой у меня.
И чем выше я шел, тем ясней рисовались,
Тем ясней рисовались очертанья вдали,
И какие-то звуки вдали раздавались,
Вкруг меня раздавались от Небес и Земли.
Чем я выше всходил, тем светлее сверкали,
Тем светлее сверкали выси дремлющих гор,
И сияньем прощальным как будто ласкали,
Словно нежно ласкали отуманенный взор.
И внизу подо мною уж ночь наступила,
Уже ночь наступила для уснувшей Земли,
Для меня же блистало дневное светило,
Огневое светило догорало вдали.
Я узнал, как ловить уходящие тени,
Уходящие тени потускневшего дня,
И все выше я шел, и дрожали ступени,
И дрожали ступени под ногой у меня.
Уходящие тени, дрожащие ступени – как и в предыдущем произведении, отражают внутреннее состояние лирического героя. Здесь тоже звуки его окружают – и, подобно теням, ускользают. Как всё зыбко, непостоянно вокруг...
Один из очень ярких примеров того, что символизмом зовётся – лирический герой «прочь от земли» устремляется. И «центром» произведения становится антитеза дня и ночи - а по сути – земли и… трудно сказать «Небес», скорее всего того, что там высоко в горах и разуму человеческому непостижимо...
Оба произведения от первого лица написаны, оттого что, как было уже сказано, отражают внутренние переживания, нелёгкий путь духовный.
А ещё кажется, что лирический герой, «ловящий уходящие тени», в большей степени одинок, чем в «Снежных цветах». Там после долгих сомнений, мучений всё же происходит постижение Истины, а здесь только и остаётся, что снова «ловить уходящие тени».
Итак, «прочь от земли» только не очень понятно куда – потому и «дрожат ступени» - и в начале, и в финале...
Многогранный образ теней, присущий и символизму, и более ранней литературе...
Вот начинается с него произведение поэта и религиозного философа В.С.Соловьёва:
В сне земном мы тени, тени…
Жизнь — игра теней,
Ряд далеких отражений
Вечно светлых дней.
Но сливаются уж тени,
Прежние черты
Прежних ярких сновидений
Не узнаешь ты.
Серый сумрак предрассветный
Землю всю одел;
Сердцем вещим уж приветный
Трепет овладел.
Голос вещий не обманет.
Верь, проходит тень,—
Не скорби же: скоро встанет
Новый вечный день.
Невозможно не увидеть, что финал - отражение одной из любимых русскими писателями разных времён, всеобъемлющей темы пасхальной. «Новый вечный день» приходит на смену «игре теней» - проясняются душа и сознание – оттого и преисполнены надежды и радости написанные хореем строки.
Нельзя и не ощутить, что произведения К.Д. Бальмонта – хотя бы здесь приведённые, отражают мучительный путь познания, но всё же в этом прекрасном стихотворении, что «в центре» «Снежных цветов», радости отнюдь не преисполненном, о чём мы ранее уже говорили, звучит та же мысль: «Смерть побеждена» - «За Смертью Бессмертие ждёт». Звучит после очень нелёгких искушений, испытаний на достигнутой «вершине».
Удивительное произведение, так непохожее на остальные из цикла «Снежные цветы»!
Потому надо ещё кое-что добавить – но в следующей главе…
(Продолжение следует)
Свидетельство о публикации №222061201502