de omnibus dubitandum 105. 173

ЧАСТЬ СТО ПЯТАЯ (1884-1886)

Глава 105.173. ВТОРОЙ ВОПРОС… 

    Обратимъ теперь вниманіе на второй вопросъ, насколько евреи могутъ считаться совершенно особой расой, не имеющей никакого родства съ пресловутой "арійской". Чтобы не удлинять напрасно статьи, я позволю себе ограничиться въ этомъ отношеніи самымъ существеннымъ и остановлюсь лишь на последнихъ наиболее серьезныхъ изследованіяхъ.

    Въ недавнемъ "приложеніи" къ своему труду по "расовой географіи Европы" известный американскій ученый Вилліамъ Риплэй какъ разъ занимается вопросомъ объ антропологіи евреевъ и изучаетъ ихъ происхожденіе и этническія черты на основаніи многочисленныхъ данныхъ, какъ-то измереніе череповъ, демографическая статистика, и т.п. Особенно интересенъ добытый этимъ изследованіемъ фактъ, что въ большинстве случаевъ евреи - брахицефалы и темъ сильно отличаются отъ семитовъ, считаемыхъ "чистыми", напр., арабовъ.

    Действительно, Риплэй указываетъ на то обстоятельство, что лишь евреи северной Африки приближаются, по-видимому, къ долихоцефалическому типу арабовъ. Прочіе же сефардимы (испанскіе евреи) и все ашкеназимы (немецко-литовскіе евреи), - а такихъ громадное большинство, - принадлежатъ къ резкимъ брахицефаламъ. Спрашивается, изменилось-ли со временемъ строеніе ихъ черепа, или же все семиты были первоначально короткоголовыми, и арабы представляютъ собою лишь вырожденіе типа.

    Риплэй примыкаетъ въ этомъ вопросе къ русскому изследователю Икову и принимаетъ первую гипотезу. Согласно ей, около девяти десятыхъ современныхъ евреевъ такъ отличаются по форме головы отъ родственнаго основного ствола, какъ только можно себе представить.

    Пресловутая чистота происхожденія евреевъ является поэтому мифомъ. Ренанъ былъ въ конце концовъ правъ, утверждая (въ 1883 г.). что названіе "еврей", по крайней мере для русской и дунайской ветвей расы, уже давно потеряло всякое типографическое значеніе. Или, какъ замечаетъ Ломброзо, современные евреи въ физическомъ отношеніи скорее арійцы, чемъ семиты {William Z. Ripley, The Racial Geography of Europe. A. Sociological Study. Supplement. Ihe Jews; въ "Appletons' Popular Science Monthly"; Нью-Йоркъ, декабрь 1898 г. и январь 1899 г.; стр. 343 январскаго номера}.
 
   Такъ какъ речь зашла о Ломброзо, общую мысль котораго передаетъ Риплэй, то заметимъ, что самъ итальянскій ученый выражается буквально следующимъ образомъ:
 
   Вообще же, понятіе объ этническомъ антагонизме разсеивается при свете краніологіи, которая показываетъ намъ, что еврей более аріецъ, чемъ семитъ. На широкомъ арійскомъ основаніи соединились для образованія еврейской расы столь выгодное для человечества этническое скрещиваніе и еще более полезныя измененія подъ вліяніемъ различныхъ климатовъ. Это объясняетъ, почему, несмотря на столь многочисленныя причины отсталости, въ силу упомянутыхъ спеціальныхъ условій (включая сюда обиліе семитской крови, присутствіе которой несомненно по крайней мере для одной двадцатой части евреевъ), евреи такъ быстро освоились съ арійскими обычаями, такъ ассимилировали арійскій интеллектъ и даже въ некоторыхъ случаяхъ превзошли его. Это объясняетъ, наконецъ, почему, даже сохраняя свой особый характеръ, - результатъ родственныхъ браковъ и однородной и замкнутой въ себе жизни, - они такъ быстро сблизились съ арійскими народами, среди которыхъ жили {Cesare Lombroso. Gli Antisemitismo; Туринъ, 1894. Я цитирую по французскому, местами довольно плохому переводу со второго итальянскаго изданія: l'Antisеmitisme; Парижъ, 1899, стр. 42}.
 
   Въ самомъ деле, не вдаваясь въ этнографическія подробности, мы все же можемъ констатировать некоторые имеющіе общее значеніе факты, которые опрокидываютъ ходячую теорію о нерастворимости еврейской расы. Не говоря уже о вышеупомянутомъ замечательномъ измененіи черепа, которое мы должны приписать смешенію расъ, общій типъ еврея изменяется сообразно съ различною климатическою и этническою обстановкою, среди которой ему приходится жить. Всемъ известна та разница, которая замечается между более красивымъ, тонкимъ, такъ сказать, аристократическимъ типомъ западныхъ, такъ называемыхъ, испанскихъ евреевъ и более грубымъ, массивнымъ и нередко каррикатурнымъ типомъ восточныхъ польско-немецкихъ евреевъ. Если этнологи указываютъ на несомненную близость перваго типа съ расовымъ элементомъ южной Европы, то очень солидные ученые вроде Вирхова предполагаютъ во второмъ типе сильную примесь славянскихъ и финскихъ элементовъ. Не интересно-ли, съ другой стороны, что въ то время, какъ у южныхъ евреевъ чрезвычайно преобладаютъ брюнеты, среди евреевъ, живущихъ на севере Европы, насчитывается по-крайней мере одна пятая часть блондиновъ? Сравните въ самомъ деле южнаго еврея, типъ котораго подаетъ поводъ къ курьезнымъ qui pro quo и смешеніямъ съ испанцемъ, итальянцемъ, французомъ-провансальцемъ, - вспомните лишь граціозно-юмористическое стихотвореніе Гейне о дочери алькада, - и еврея англійскаго, который зачастую заимствовалъ у чистаго британца его мягкіе, шелковистые, белокурые волосы, его высокій лобъ, его голубые глаза. Да и въ южныхъ странахъ, хотя бы въ Италіи, обратите вниманіе да піемонтскаго еврея, который, подобно окружающей его расе, отличается круглымъ черепомъ и светлыми волосами, и еврея венеціанскаго, который, также, какъ и населеніе этой местности, обладаетъ наоборотъ четырехугольнымъ и удлиненнымъ черепомъ и черной шевелюрой. У евреевъ, встречающихся среди оазисовъ северной Африки, профиль белой расы сочетается съ цветомъ кожи негровъ. Въ Абиссиніи еврей, наоборотъ, сохранилъ почти столь же белую кожу, какъ и европейцы; но за то его, такъ сказать, местная этническая маска пріукрасилась расплюснутымъ носомъ, толстыми губами и "курчавыми волосами", чуть не шерстью негра.
   А нашъ русскій, особенно польско-литовскій еврей, надъ которымъ по преимуществу изощряютъ свое остроуміе русскіе юдофобы, не замечающіе того, что въ этомъ, порою каррикатурномъ, типе комическія черты усиливаются неподходящею примесью именно нашихъ отечественныхъ красотъ физіономіи светлорусыхъ кудрей, выдающихся скул и "носа картошкой на широкомъ основаніи" (о каковомъ см. въ лекціяхъ по русской исторіи г. Ключевскаго). Съ другой стороны поставьте рядомъ съ этимъ типомъ типъ "воинствующаго Израиля" на Кавказе, где вы не отличите горнаго еврея съ его высокимъ ростомъ, широкими плечами, орлинымъ носомъ и горящими глазами отъ какого-нибудь браваго лезгина, чеченца, черкеса или даже армянина, - оставившаго, кстати сказать, по наследству известныя черты своего носа еврею, какъ на то указываетъ знаменитый географъ Элизе Реклю, разрушившій съ своей стороны теорію о чистомъ семитическомъ происхожденіи евреевъ. Я оставляю въ стороне упоминаніе о второстепенныхъ группахъ евреевъ вроде, напр., техъ которые живутъ въ Кохине и поразительно напоминаютъ окружающихъ индусовъ.

Источник: Русанов Николай Сергеевич (H.E. Кудринъ). Еврейскій вопросъ и антисемитизмъ во Франціи. "Русское Богатство", No 1, 1902


Рецензии