О вреде писательства, или как Софи Моникою стала

Не оборачивайся / Ne te retourne pas, 2009

Памятуя мой предыдущий пост о сериале «Мунч», решил я все-таки подзадержаться на киноберегах Сены. И сегодня - мои впечатления от драматического триллера «Не оборачивайся» режиссера Марины де Ван.

Кратко история: Жанна (Софи Марсо) - писательница, вполне себе успешная, счастливая жена и мать двоих прекрасных детишек. Однако в один прекрасный день жизнь, что называется, дает трещину - новый роман Жанны отвергает издатель, да и родные от него не в восторге. И тут начинают происходить совсем уже невероятные вещи. Вдруг меняется обстановка в доме, вещи оказываются не на своих местах. Муж и дети показывают Жанне какие-то странные жесты, при этом отрицая, что они это делали. Визит к психиатру ничего не дает - доктор категорически утверждает, что все в норме. В детстве Жанна попала в страшную автокатастрофу, поэтому что с ней было до 8 лет, она просто не помнит. Дальше - больше, Жанна видит в зеркале, как меняется она сама, превращаясь в другую, совершенно незнакомую ей женщину (Моника Белуччи). В отчаянии Жанна сначала бросается к матери, заядлой картежнице, а потом интуитивно догадывается, что ей надо ехать в Италию, в городок, который, возможно, является ее родным. Там ей и предстоит разгадать все тайны.

Фильм интересен как своей мистической составляющей, так и историей семейных драм. Жанна, она же Роза Мария - мятущаяся душа, которая не может найти упокоения, пока не узнает, что же на самом деле произошло в её жизни, да и кто она вообще. Её благополучный мирок рушится в одночасье, оставляя её наедине со страхом и неизвестностью. Здесь она совершенно одна, ей не могут помочь ни муж (Андреа ди Стефано), ни мамы (именно так, у Жанны вдруг оказываются две мамы). Что это? Шизофрения? Психоз? Мистика? Что характерно, Марина де Ван в большей степени, как это принято в европейском кино, не дает однозначных ответов, и зритель волен сам решать и додумывать. Надо полагать, что, если бы Голливуд взялся за римейк этой истории, все было бы гораздо проще и прямолинейнее.

Конечно, отдельно стоит сказать об исполнительницах главной роли. Марсо и Белуччи здесь как раз показывают прежде всего свое актерское мастерство и умение передать напряженность и драматизм - не тот это фильм, где надо демонстрировать прелести. Надо сказать, обе кинодивы с задачей справляются блестяще, играя, по сути, одного и того же человека. Интересно снят процесс трансформации главной героини - представьте себе женщину, половина лица у которой от Марсо, а другая половина - от Белуччи, сильное зрелище.

Наверное, каждый найдет в этом фильме свое - кто-то действительно чистый триллер с загадками и тайнами, кто-то - семейную драму, кто-то - просто историю сугубо психиатрическую. Что до меня, то я полагаю, что фильм - о поисках себя, о той самой самоидентификации, путь к которой тернист, труден, драматичен, а иногда и трагичен. Я бы категорически не отнес фильм к категории тех, которые смотрятся легко и непринужденно. Нет, фильм требует серьезных эмоциональных усилий и определенной крепости нервов - это серьезное произведение, а отнюдь не мистическая развлекалочка.

Но если вам нравится именно европейское кино, предъявляющее к зрителю определенные требования - добро пожаловать в раздвоенный мир, подаренный нам Софи Марсо и Моникой Белуччи.


Photo by form PxHere


Рецензии