В тревоге мирской суеты

Начало Сентября всегда бывает одним из самых насыщенных различными событиями периодов годового цикла. Примеров этому множество и до причин данного явления, весьма вероятно, вполне можно докопаться. Однако сейчас мы этого делать не собираемся.

Сегодняшнюю статью я хотел бы посвятить трем, на первый взгляд, абсолютно не связанным между собой событиям. Они произошли в разные годы почти в один и тот же день сентября и, более того, имеют самое непосредственное отношение к одному и тому же важному памятнику культурной истории нашей страны, ныне практически забытому, что весьма прискорбно.

Речь пойдет о Большом (Каменном) театре, действовавшем в Санкт-Петербурге в 1784-1886 годах. Это был первое в России императорское театральное заведение (московский Большой до 1794 года был частным), которое мало в чем уступало, а подчас и превосходило своих европейских конкурентов (например, по размерам).
   
Здание Большого каменного театра находилось там, где в середине XVIII века располагалась Брумберговая площадь (ныне это Театральная площадь). Это место было названо по владельцу находящихся здесь пильных мельниц. В 1765 году по повелению Екатерины II здесь были построены карусели, качели, амфитеатр для представлений. Представления давали два раза в неделю. В них играли добровольцы из ремесленников, подъячих и лавочных сидельцев. Полиция следила за репертуаром и платила артистам по полтиннику за выступление.

9 июня 1773 года был издан указ о создании в Санкт-Петербурге "публичного русского комедиального зрелища... которое и производить на построенном для карусели месте, и для представления оных построить театр". Проект театра выполнил архитектор Антонио Ринальди.

Сведения о знаменитом итальянском архитекторе скудны и противоречивы. Википедия в качестве его даты рождения указывает 25 августа 1710 года (то есть - 6 сентября по новому стилю). Это и есть первое из упомянутых мною событий.
Несмотря на то, что некоторые другие источники приводят свою дату, предлагаю двинуться дальше, поскольку истины мы, скорее всего, никогда не узнаем.

С Большим театром итальянскому зодчему не повезло так же, как и с Исаакиевским собором. В обоих случаях он не смог довести дело до конца по объективным причинам. Но если во втором случае дело застопорилось из-за финансовых проблем царской казны, то обстоятельства первого фиаско были куда более трагическими.
Во время наблюдения за ходом работ Ринальди упал с лесов. К счастью, он остался живым, однако полученные травмы не позволили ему продолжить работу над проектом.

Екатерина II поручила немецкому театральному декоратору и архитектору Людвигу Филиппу Тишбейну создать новый проект театра, который и был воплощён архитекторами Ф.В.фон Бауром и М.А.Деденёвым. Открытие его состоялось в 1784.

Массивное здание театра имело скромно оформленный фасад, украшенный дорическими пилястрами.Вот одно из описаний здания Большого театра того времени:
«Снаружи оный представляет здание величественного вида. Над главным входом стоит изображение сидящей Минервы из каррарского мрамора, с её символами, и на щите: „Vigilando quiesco“ (покоясь, продолжаю бдение)». Здание имело 8 крылец, 16 выходов; копьё Минервы служило громоотводом. Театр вмещал около 2 тыс. зрителей, имел 3 яруса. Декорации для нового театра были написаны П. Гонзаго и Скотти.

В 1802 году император Александр I пожелал увеличить и отделать заново Большой театр, придать его внешнему облику более парадный вид. Эта задача была возложена на французского архитектора Тома де Томона. Все работы были выполнены за восемь месяцев — необычайно короткий по тому времени срок — и завершены в 1805 году, за что зодчий получил титул придворного архитектора.

Тома де Томон увеличил объём здания (причиной перестройки была именно малая вместимость театра), пристроил со стороны главного фасада восьмиколонный ионический портик с фронтоном в стиле высокого классицизма. Театр получил богатую внутреннюю отделку. Царская ложа из середины театра по желанию императора Александра I перенесена была в 1-й ряд лож и ничем не отличалась от остальных лож.

Большой Каменный театр, подобного которому по размерам не было тогда и в Париже, стал столичной достопримечательностью наряду с Адмиралтейством и Казанским собором. Большой театр — грандиозное здание с восьмиколонным портиком — можно видеть на многих рисунках и литографиях так называемой «пушкинской» эпохи.

В 1811 году театр сгорел. Через 2 года, обследуя театр после пожара, Тома де Томон упал со стены и от полученных травм скончался. Датой смерти зодчего принято считать 23 августа (4 сентября) 1813 года. Это стало вторым событием, время наступления которого и связанные с ним обстоятельства привлекли внимание автора данной статьи сегодня.

Отпевали архитектора в католическом храме Святой Екатерины Александрийской на Невском проспекте. Похоронили на Смоленском кладбище в Петербурге. Место захоронения супругов Томон со временем забыли. Только в советское время первый хранитель и директор Музея городской скульптуры Н.В.Успенский обнаружил могильную плиту. В 1940 году прах и надгробие Тома де Томона и его супруги Клер были перенесены в некрополь мемориального Лазаревского кладбища Александро-Невской лавры.
 
Ленинградцы многим обязаны де Томону. Трудно переоценить вклад французского архитектора в создание неповторимого облика Северной столицы.Шедевром архитектуры александровского классицизма является ансамбль здания Биржи на Стрелке Васильевского острова. В начале XIX века в петербургской архитектуре рождались самые важные градостроительные идеи.

«То, с чем в предыдущее столетие не смог справиться Джакомо Кваренги — организация архитектурного пространства стрелки Васильевского острова, спустя двадцатилетие блестяще осуществил Тома де Томон. Это произошло не потому, что Кваренги как архитектор слабее Томона (скорее наоборот), а потому, что в границах екатерининского классицизма второй половины XVIII века невозможно было разрешить широкие пространственные задачи. Кваренги весьма наивно (с градостроительной точки зрения) развернул здание Биржи фасадом на Зимний дворец и не учел при этом характер пейзажа— необычайную ширь Невы в том месте, где она разливается на два рукава между Петропавловской крепостью, Зимним дворцом и стрелкой Васильевского острова… Главной площадью и центром города в пространственном смысле является сама река и небо над ней, а золочёный шпиль Петропавловского собора и здание Зимнего дворца являются кулисами, они обрамляют эту естественную площадь. Кваренги этого не увидел, здесь требовалась не скромная палладианская вилла, а мощный архитектурный ансамбль»  - писал в своем трехтомнике теоретик искусства Виктор Власов.

Жан-Франсуа Тома де Томон привёз с собой из Парижа разные проекты и чертежи Королевской Академии архитектуры и на первых порах беззастенчиво выдавал чужие работы за свои. Многие историки архитектуры предпочитают не замечать этот факт, но И.Э.Грабарь, рассматривая гравированные проекты Томона в собственной коллекции, обнаружил подчистки дат и имён авторов. Для здания Биржи на Васильевском острове Томон также вначале использовал проект Пьера Бернара, получивший «Гран При» Королевской Академии архитектуры в Париже.

Что ж, кто сам без греха, пусть первый бросит в сторону француза свой камень – лично я воздержусь. Они говорят – плагиат, я говорю – традиция!
 
Сила невского пейзажа оказалась столь велика, что факт плагиата не имел принципиального значения. В пяти проектных вариантах, постепенно, шаг за шагом, Тома де Томон создавал истинно оригинальное произведение и в результате, также по определению И.Э.Грабаря, «превзошел сам себя». В 1803 году на рассмотрении Совета профессоров после «некоторых придирчивых замечаний» проект признали «отличным, так как большое мастерство было налицо».

Пространственный размах петербургской композиции усилен ростральными колоннами, по образцу древнеримских, но небывалой высоты (31,71 м), и гранитными спусками к воде. Колонны должны были служить маяками. Эклектичность композиции — соединение древнегреческого периптера и древнеримских ростральных колонн — незаметна.

Идея морского могущества России выражена аллегорическими скульптурами у подножия колонн. Две мужские и две женские фигуры, согласно распространённой гипотезе, аллегорически представляют великие реки России: у северной колонны — Волга и Днепр, у южной — Нева и Волхов. Однако эта гипотеза возникла относительно недавно и не имеет обоснования, сам Тома де Томон писал: «база каждой колонны украшена огромными фигурами, которые символизируют божества моря и коммерции». Статуи были выполнены по моделям фламандского скульптора Жозефа Камберлена и француза Жака Тибо.

Но вернемся к нашему многострадальному театру.

3 февраля 1818 года возобновлённый по проекту архитектора А.Модюи Большой театр открылся вновь прологом «Аполлон и Паллада на Севере» и балетом Шарля Дидло «Зефир и Флора» на музыку композитора Катарино Кавоса. Теперь это тот самый театр, куда Евгений Онегин мчался из ресторана Талона. Здесь «блистательна, полувоздушна, смычку волшебному послушна», танцевала Истомина.

После реконструкции в 1835—1836 годах архитектором А. Кавосом Каменный театр считался образцом театрального здания во всей Европе.

В театре состоялись премьеры опер М. И. Глинки — «Жизнь за царя» (1836), ознаменовавшей рождение новой русской классической оперы, и «Руслан и Людмила» (1842).

С 1843 года императорский театр абонировала итальянская оперная труппа, и с его сцены зазвучали голоса Джованни Рубини, Полины Виардо-Гарсиа, Аделины Патти, Джудитты Гризи. Здесь развернулась деятельность знаменитых балетмейстеров Ивана Вальберха и Шарля Дидло. Здесь танцевали Мария Тальони, Жюль Перро, Фанни Эльслер.

В 1847 году на этой сцене дебютировал Мариус Петипа, сменивший в должности главного императорского балетмейстера другого французского хореографа Артура Сен-Леона и связавший свою жизнь с русским балетом на целых полвека.

Одним словом, не боясь сильно преувеличить масштаб небывалого явления, вся «культурная Европа» «встала в очередь на сцену Большого».

***

Зимой 1850 года 33-летний Граф Алексей Константинович Толстой, родившийся, как вы уже наверно догадались 5 сентября 1817 года, пребывал в угнетённом состоянии: это было связано как с творческой неудовлетворённостью, так и с личными переживаниями.

Роман «Князь Серебряный», историческая трилогия о царях, «История государства Россий-ского» еще не были написаны. Козьма Прутков (литературный псевдоним Толстого) родится только через год.Все мысли молодого графа обращены к недавнему событию, положившему конец его нормальной жизни.
 
В конце декабря или в начале января он отправился вместе с наследником престола (будущим Александром II) на новогодний бал-маскарад, который устраивался в Большом театре. Там произошла встреча с незнакомкой, перевернувшая жизнь поэта.

На балу он почти ничего не узнал о даме, лицо которой скрывала маска; их короткая встреча завершилась тем, что она взяла визитную карточку поэта и пообещала, что знакомство будет продолжено. С того мгновения Толстой уже не мог думать ни о чём, кроме грядущей встречи: «Может быть, той же ночью он нашёл для описания своего зарождающегося чувства слова стихотворения, которое отныне будет всегда вдохновлять композиторов и влюблённых»,- писал позднее Дмитрий Жуков.

Спустя несколько дней Толстой получил от незнакомки приглашение. Прибыв по указанному адресу, поэт, наконец, увидел лицо Софьи Андреевны Миллер (в девичестве Бахметевой). Каково же было его удивление…

Некоторые психологи не зря считают любовь своего рода психическим заболеванием, которое практически не поддается лечению.
 
В самом деле, основными признаками психического или поведенческого расстройства специалисты ВОЗ называют «нарушения мышления, настроения или поведения, которые выходят за рамки существующих культурных убеждений и норм», то есть — психологический дискомфорт, отклонение от обычной способности выполнения работы или обучения, «повышение риска смерти, страдания или нарушения деятельности».

Иными словами, «любовь зла» - как говорят в народе в таких случаях. Я никоим образом не хотел бы задеть чувства горячо любимого мною писателя, особенно памятуя о его недюжинной физической и интеллектуальной силе.

Современники неоднозначно оценивали внешность этой женщины. Биограф писателя Дмитрий Жуков считал, что «она не была хорошенькой и с первого взгляда могла привлечь внимание разве что в маске», но Миллер отличалась женственностью, в её взгляде чувствовался ум.
 
С этого момента почти вся любовная лирика Толстого посвящалась ей. В ее прологе центральное место по праву займет самое пронзительное стихотворение «Средь шумного бала, случайно...»

В дальнейшем молодым пришлось испытать немало проблем, поскольку и муж Софьи и мать графа были возмущены подобным развитием событий, что совсем неудивительно.

Но судьба благоволила им. Со временем ситуацию удалось нормализовать, и счастье нашло дорогу к сердцу писателя и поэта, ставшего не только гордостью русской литературы, но и большим ученым.

За два года до смерти, 13 декабря 1873 года, А.К.Толстой был избран членом-корреспондентом Императорской Санкт-Петербургской академии наук в один день со своим троюродным братом писателем Львом Толстым.

В заключение добавлю, что описанная мной болезнь принесла свои плоды еще раз.
 
В 1878 году, находясь в состоянии полнейшего психологического ступора вследствие скоропостижной женитьбы на Антонине Милюковой, Петр Ильич Чайковский создал гениальный романс на стихи А.К.Толстого, который, я уверен, никогда не перестанет волновать наши сердца.

Ну а Большой театр после возведения на той же площади в 1859 году Мариинки отправился на пенсию: его перепрофилировали в консерваторию.

6 сентября 2021
Москва


Рецензии