Орловский городской голова Дмитрий Карпов

                10.09.2014
                Александр Полынкин

В конце августа – начале сентября 1901 года губернская газета «Орловский вестник» в нескольких номерах подряд (а издание выходило тогда ежедневно) публиковала информацию по вопросу,  который, по мнению редакции, стал архиважным  в те дни.

«Знаменательный день для Орла»

 Вот цитата из материала, напечатанного под рубрикой «Местная хроника»  29 августа:

«День ото дня увеличивается всё больший и больший интерес к предстоящим выборам городского головы. В лавках, магазинах, домах, всюду слышатся вопросы «кто же будет городским головою?», «Кто кандидат, имеющий более прав и шансов?» Такого живого интереса, как нам сообщали люди, стоящие уже многие годы у дел городского самоуправления, никогда не замечалось…

Особенно важно в глазах населения теперь то обстоятельство, чтобы не попало в головы такое лицо, которое бы смотрело на городское хозяйство, как на источник новых и притом законом не предусмотренных доходов. Вышеуказанное состояние городских дел имеет ещё ту дурную особенность, что оно останавливает лиц, желавших бы посвятить себя на служение города, которых ввиду этого и желательно было бы видеть на должности городского головы, принять на себя эти полномочия. Эти люди боятся, что они не в силах будут привести их в должный порядок».

31 августа 1901 года газета в той же рубрике сообщила читателям:

«Сегодня – знаменательный день для Орла, от которого во многом зависит его будущее – день выборов городского головы. Господам гласным, которым хорошо известны тяжёлое состояние городского хозяйства и несоответствие его с требованиями жизни и интересами обывателей, следует возможно обдуманнее сделать свой выбор и, сделавши его, настойчиво идти к цели.

Тем же, на которых падёт этот выбор, следует помнить, что помимо чисто личных расчётов, есть расчёты общественные, перед которыми в особенности в такой момент, как переживает Орёл, первые должны уступить место последним…».

По результатам выборов, на следующий день, 1 сентября,  «Орловский вестник» объявил: «Вчера в заседании думы происходили выборы городского головы. Головой выбран член суда Дмитрий Аркадьевич Карпов. Выбор был приветствован аплодисментами гласных и собравшейся в большом числе публики. От души поздравляем город с удачным выбором, а уважаемому Дмитрию Аркадьевичу желаем успеха в его ответственной деятельности».

2 сентября 1901 года в газете были опубликованы некоторые подробности того, как проходили сами выборы. Цитировать на этот раз не буду, просто сообщу, что первоначальных кандидатов было 19 человек. Голосование (баллотировку, как говорили тогда) пришлось проводить дважды. Член окружного суда Дмитрий Карпов набрал 50 избирательных шаров против восьми неизбирательных. Но он согласился принять на себя тяжёлый груз ответственности за городское хозяйство далеко не сразу. Гласным (депутатам городской думы) пришлось трижды, даже с перерывом, уговаривать Дмитрия Аркадьевича  принять город под своё руководство и свою ответственность. И только после того, как они все дружно пообещали ему свою постоянную помощь и поддержку, Карпов сказал «да». Вот тогда «зала огласилась шумными  аплодисментами гласных и публики. Всюду водворилось поднятое настроение».

Почему же пришлось так настойчиво убеждать нового городского голову? Да потому, что «в городском самоуправлении все предыдущие годы процветали те же нравы, что и в среде чиновничества: кумовство, взяточничество, казнокрадство. Должности и доходные места были распределены между «своими» людьми: купцами и торговцами, которые блестяще вели собственные дела, но проявляли полную некомпетентность при решении городских проблем. Под этой некомпетентностью скрывались хищения и махинации. Конечно, случались и громкие скандалы, когда ка­кой-нибудь чиновник «зарывался», как это произошло в случае кассира городской управы В. В. Паршина, присвоившего более пяти тысяч рублей казенных денег».

Выпускник Училища Правоведения

В общем, новому городскому голове предстояло разгребать настоящие авгиевы конюшни, и он, как здравомыслящий хозяин-практик, это отлично понимал. А теперь, прежде чем перейти непосредственно к тому, что и как делал Дмитрий Аркадьевич Карпов в качестве городского головы, что ему удалось и что - нет, несколько слов я посвящу  биографии моего героя.

Его отец - отставной поручик, помещик Болховского уезда, Аркадий Дмитриевич Карпов, скоропостижно скончался в 40 лет, оставив вдовой жену, Татьяну Михайловну, с пятью несовершеннолетними детьми. Младшим  из них  и был будущий орловский городской голова.

Семейство Карповых  хорошо знали  в губернии (смотри, читатель, мой очерк «Дворяне Карповы – знакомые семейства Тургеневых»,на сайте 3 сентября 2014 года – А.П.). И потому многодетной дворянской вдове пропасть не дали. В 1866 году все четыре дочки и сын  получили дворянство, а с течением времени - благодаря заботам матери – и приличное образование.

Дмитрий Карпов 20 мая 1881 года закончил привилегированное Императорское Училище Правоведения (9-ым классом, в числе лучших учеников). Это был 42 выпуск, в котором обучались будущие известные российские политические деятели – член Государственного Совета Виктор Карпов, Министр юстиции и Председатель Государственного Совета Иван Щегловитов, люблинский губернатор Евгений Менкин и другие.

Около пяти лет Дмитрий Аркадьевич Карпов проработал в Санкт-Петербурге присяжным поверенным, а в 1886 году переехал в своё орловское имение, доставшееся ему по наследству (Болховский уезд, Лучанская и Маховицкая волости).

Сельский хозяин, общественник, судья

Здесь, в селе Вязовое (Вязилки) и на хуторе у села Каменка он, не имея специального сельскохозяйственного образования, за короткое время сумел создать  высокопродуктивное хозяйство, в котором успешно развивались как растениеводство, так и животноводство.

На своих землях  в 1300 десятин Дмитрий Аркадьевич устроил четырёхпольный севооборот. Выращивал рожь, овёс, просо, гречиху, картофель, овощные культуры. В имении имелись две молочные фермы – на 15 и 50 коров, 70 тёлок, 50 рабочих лошадей и 8 – выездных, 30 свиней. Был разбит в усадьбе и яблоневый сад   на трёх десятинах. На заливных лугах накашивалось необходимое количество сена для всех животных в имении.

Всё  многоотраслевое хозяйство успешно работало и приносило владельцу неплохой доход. Молва о крепком хозяйственнике с юридическим образованием пошла по Болховскому уезду, а потом и по всей губернии.

Однако  Дмитрий Аркадьевич успевал не только за хозяйством присматривать (там ему помогал управляющий), но и успешно служил в губернских учреждениях.  С 1892 года он три срока подряд избирался гласным Орловского губернского земского собрания  и несколько лет ответственно исполнял обязанности  судьи Орловского окружного суда.

О Дмитрии Аркадьевиче Карпове соседи – помещики говорили добрые слова и как о семьянине. Он женился, по понятиям тех лет,  рано – в 21 год, но зато  по любви. Дети, правда появились на свет через несколько лет, когда молодые поселились на Орловщине. В 1887 году родилась  дочь Татьяна, в 1889 году – сын Аркадий (это имя было для Карповых родовым – А.П.) и в 1893 году – сын Яков. Вот в ореоле успешного семьянина, сельского хозяина-практика, знающего юриста и активного общественника  и решились гласные Орловской городской думы доверить  Дмитрию Аркадьевичу Карпову должность  городского головы.

Та же газета «Орловский вестник» в первые дни после избрания дала ему очень короткую, но тёплую характеристику: «Член окружного суда, человек образованный, пользующийся симпатиями как местного общества, так и населения города вообще…».

Уже через несколько дней новоиспечённый руководитель городского самоуправления начал знакомиться с делами города, не дожидаясь, пока его кандидатуру утвердят в столице (тогда была такая процедура по линии МВД, и утверждение это произошло лишь 9 ноября 1901 года – А.П.).

Надо сказать, что журналисты «Орловского вестника» очень внимательно наблюдали  за деятельностью нового городского головы  и отслеживали буквально каждый его шаг, сообщая во всех подробностях о заседаниях городской думы.


Здание Орловской городской думы

По практике начала XX века гласные на заседания собирались с периодичностью два раза в месяц, причём, - только после основной работы. Поэтому обычно начало обсуждения в городской думе намеченных вопросов назначалось на 8 часов вечера, но из-за опозданий гласных заседание могло легко начаться и в 8.20 и в 8.45. Если вопросов было много, и участники прений  никак не могли успокоиться (регламента как такового в современном его понятии не существовало – А.П.), то окончание думских «посиделок» происходило уже после полуночи. Как добирались потом гласные по домам – честно говоря, не знаю, наверное, их ждал экипаж. В общем, усталые, но довольные работой под руководством нового городского головы, разъезжались и расходились избранники  по домам.

(Материал из Интернет-сайта)


Рецензии