Былинные земли. Николаевские берега, часть 13

(Продолжение)

СЛЕД «ЗЕМЛИ МИКОЛСКОЙ»

На должности праведников всходили люди не с Луны. Берег Неколочи был «давно освоенным», это несомненно. Как звено в цепи озер, что повязывали Западную Двину с Днепром, Неколочь хранила ресурс, необходимый в дальних странствиях. И самым первым было – благословить путников, укрепить в их сердцах веру, сохранить надежду на покорение нелегкого пути.

Как проявление той предназначенности – чистые берега, впитавшие добрые помыслы. Не находя следов жилищ, мы ощущали дух святости, что витал над древним озером, побуждая рассматривать «Алоизовых детей, матери Ленковичевой», исходя из набожной предыстории. Неколочская нива была благодатной для воспитания святых чувств.

Ясно, что эти края не могли не заинтересовать, в первую очередь, миссионеров и духовных деятелей. Как доказательство сей версии, наша находка, о которой скажем ниже.

Церковный фон Неколочи проявлялся в той последовательности, что исходила из давних традиций. Не зря же достоянием церкви Святой Троицы стало центральноевропейское Лепельское озеро еще при великом князе Александре. Привилей, оформленный витебскому плебану Кухарскому в 1503 году, зиждился на вековой ипостаси междуреченской земли. Это видно из ценнейшего исторического материала, дошедшего до нас в виде Полоцкой ревизии 1552 года.

Читать ревизию сложно, там только наименования – без расшифровки и привязки к конкретной местности, на сегодня переиначенные. Однако вычленить то, что нас интересует, можно. 

Весь край, прилегавший с севера к порубежной реке Улле, принадлежал полоцким храмам. Обобщенно это выглядит как ссылка на людей, «которыя на земляхъ церковныхъ седать». Там же упомянуты отдельные те «земли». Например, упомянута «земля Демешкова», а это область Неколочи. Узнаём также про Каракевскую землю. Вот как сказано о ней: «…Игуменъ Ловожъский Светого Николы, купившы землю Каракевскую з сябрами у чоловека путного Черсвятского, у Тита Дернячына, и за ся продал мещанину Полоцкому Матысу Трухаковичу, которыхъ Матко, умераючы, описал тую землю на манастыр Светого Миколы ку Лукомълю».

Упоминание «манастыра Светого Миколы» роднит Каракевскую землю с обследуемой нами. Мы уже отмечали, что путь из Полоцка чрез Неколочь лежал на Лукомль к улльской переправе, и проходил по окраине Сосняговской пущи, где расположились Караевичи. Их название близко термину «каракевская». А «Матко»? Не отсюда ли рассмотренное нами Матырино?

Полоцкому храму принадлежала также Никольская земля. «На земли Миколской мещан шеснадцат, с которых на тую церков прыходит позма копа пятдесят грошей», писал составитель ревизии.

«Миколская» земля подспудно ассоциируется с Неколочью («миколыч»?) Под «тяжестью» веков топоним мог «деформироваться», приобретя измененный вид.

«Копа грошей пятдесят» – сумма приличная. Для сравнения: король Жигимонт мог позволить только 10 коп грошей на строительство одной из полоцких веж.

С «земли Демешково» «чотыры мещане» давали позмы «сорок осмъ грошей». Видно, что владения были выгодными, и церкви блистали красотой. Не зря же с появлением воеводств их «переоформили». Воевода даже обустроил резиденцию – пусть не королевскую, не столь величественную, но ощутимо весомую. Несино классифицировалось как «широко раскинутое в границах», а это цементировало новый класс собственников – панов. Главным показателем теперь считалось то, что «грунт там урожайный, наделенный природным изобилием». "Грунт" позволял снимать навар.

После создания Речи Посполитой перестроечная религиозная волна накрыла край. После изгнания стрельцов и опричников наступило время духовного осмысления, но прагматизм, присущий капиталистическому мышлению, заставил проникнуться победной моралью, где не нашлось места давнему мирскому сожительству. Пропагандировалась униатская религиозная форма, вытеснявшая вечевые каноны, общественные крестьянские устои.

(Продолжение следует).

На снимке из интернета: Полоцкий госуниверситет в здании бывшего иезуитского коллегиума.


12.06/22


Рецензии