Аристарх и Одиссей

- Это куб по своей форме. - до Аристарха долетел голос Чмочкаридзе. Аристарх вздрогнул и пришел в себя, вернулся из состояния глубинного забытья. Огляделся вокруг - Чмочкаридзе показывал Элле кубик Рубика.
- У него 6 граней (как у коробки, 4 стороны по бокам, плюс крышка и дно).  А теперь представь себе мысленно куб. Сколько граней (сторон) куба ты видишь, когда представляешь?
- 3. - Элла с тревогой посмотрела на Михаила. - Подлей мне, пожалуйста.
- Ты можешь представить, что видишь 6 граней куба, понимая идею куба, можешь увидеть себя внутри куба и видеть 6 граней изнутри (или как-то иначе). Сознание - как поток. Это явление нашло отражение в модернистском искусстве. Кубизм и т.п.

- В философии появились специалисты, которые стали использовать идею "потока сознания" как инструмент философского анализа. Феноменология.
- Дай догадаюсь, это опять связано с Германией?

- Ну конечно, эти базовые философы были немцами, где-то в Германии, Австрии жили: Хайдеггер, Витгенштейн, Гуссерль.

Аристарх опять погрузился в себя. - Поскольку это как-то всё связано с личностными особенностями восприятия, то, конечно, это не только Феноменология, но и Экзистенциализм.

В литературе ярким представителем, который вовсю использует "поток сознания", является Джеймс Джойс. У Джойса феноменология сводилась к Эпифании (явлению вещей).

Джойс показывает в Улиссе, как человек воспринимает действительность через призму потока сознания. Восприятие человеком жизни происходит через мифологические блоки, соединенные цитатами из книг.

Улисс: уже цитата, взятая из названия поэмы Гомера "Одиссея". Улисс (Ulysses, Ulyxes) — латинизированная форма греческого имени мифического царя Итаки Одиссея.

- Почему вообще человек пытается смотреть на жизнь сквозь призму искусства? - Теперь уже  Элла вернула Аристарха в беседу. Внезапно для себя Аристарх произнёс:

- Джойс считает, что жизнь - это зло. Это Медуза Горгона - воплощение зла. И подобно мифическому Персею, человек смотрит на жизнь не прямо, поскольку боится окаменеть от ужаса (все, кто посмотрит на Медузу Горгону, превращаются в камни).

Элла махнула рукой и стала читать из телефона: “Горгона Медуза (точнее Медуса, др.-греч. — «защитница, повелительница») — наиболее известная из трёх сестёр горгон, чудовище с женским лицом и змеями вместо волос. Взгляд на её лицо обращал человека в камень. Была убита Персеем. Упомянута в «Одиссее»

Аристарх опять задумался. Персей смотрел на отражение Медузы на своем щите, и таким образом ему удалось не превратиться в камень.

Есть разные подходы жизни. Можно жить, как живут дикари племени Мумба-Юмба. Можно читать книжки, смотреть кино, слушать музыку. Можно как-то иначе.

Шнур так объясняет один из способов: "Можно жить так, но лучше ускориться
Я лично бухаю, а кто-то колется".

Из этой песни Шнура становится понятно, что жизнь - это реальная Медуза Горгона. И человеку реально страшно смотреть на неё.

И значит, что греки правильно угадали в своем мифе о Персее: Надо смотреть на Горгону, используя её отражение, тогда не превратишься в камень.

Громкий смех Чмочкаридзе сопроводила тирада:
- Смотри на жизнь через призму искусства, тогда не превратишься в гопника и фашиста, и/или алкоголика (наркомана).

Элла опять махнула рукой и зачитала из телефона следующее:
- Общественный строй, который активно борется с книгами и искусством в целом, чаще всего заканчивает х-ёво. Муссолини, Гитлер и ... довели жизнь своих народов и жизнь соседей до поросячьего визга - просто потому что решились смотреть ужасу бытия прямо в лицо.


Рецензии