Таможни Русской идеи

…Так уж сложилось, что в отечественной культуре есть два знаковых образа  - «Пограничник» и «Таможенник». И если с первым всё ясно: «Враг не пройдёт!», «Граница на замке» и т.д., то со вторым всё не так просто. Он, как минимум  - двояк.
При слове «таможня» у русского человека (россиянина, «человека русской культуры») тут же возникают вполне определённые образные ассоциации. Ещё помнящие русскую классику вспоминают гоголевского Чичикова, который, как известно «служил по таможенной части», изрядно преуспел на этом поприще, но «пострадал за правду».
Вторая ассоциация - это Верещагин из «Белого солнца пустыни». Здесь посыл прямо противоположенный: «…мзду не беру. Мне за Державу обидно».
Собственно, вся русская духовная мысль мечется между двумя этими образами. И если первый (Чичиков) понятен и обыден, то второй - понятен и… идеален. Это как два плюса нравственной жизни – меж которыми все мы (россияне) живём в реале.
…Есть ещё третий литературный образ (пусть и не столь значимый в литературно-ценностном плане) – Таможенник из дилогии писателя-фантаста С.Лукьяненко «Черновик» и «Чистовик»: образ таможенника-«революционера». (Надо сказать, образ таможни, как «знакового места» проходит и в других произведениях Лукьяненко.) Здесь как раз таки пролеживаются идеи «поиска» («идейного искания») и «выбора» (нравственного, разумеется)….
В каком-то смысле. вся история общественной русской мысли и сводится к идеям «поиска» и «выбора»….
Но вернёмся к нынешним реалиям «в наших палестинах»….  По сути, всё что у нас происходило до 24.02.22-го в идеологическом плане осуществлялось в рамках «открытой системы». Двери условной «идеологической таможни» были раскрыты «на распашку». Имел место «диалог» между двумя диаметрально расходящимися, всё более теряющими общую изначальную «европейскую» идентичность, формирующимися в нечто принципиально новое, системами. Да, стороны друг друга уже почти не слышали, но диалог всё-таки шёл.
После известной «точки бифуркации» началось закрывание «коммуникационно-идеологических границ», опускание «железного занавеса»,  исчезло «поле дискурса». «Партнёры» окончательно перестали друг друга  слышать. Со стороны Запада начался «процесс культуроотмены» относительно России.  Запад хочет решительно «отмежеваться» от России в любом плане: экономическом, политическом, культурном…. Получается это с трудом, но процесс этот всё-таки идёт….  Запад полон решимости нивелировать  всё, что может связывать его с «Русским миром».
…А что же мы?.. Мы – «готовы к диалогу». Мы – «за открытость».  Мы готовы подставить под этот опускающийся «занавес» свои спины и держать его, подобно атлантам!..
Понять нас можно…. Мы ведь добрые и жалостливые….  Нам ведь до ужаса жалко той «старушки-Европы», к которой «пробивали окна» со времён Петра…. (Нет, конечно, хочется иногда махнуть рукой, как капитану русской подлодки из анекдота: «Ну и хрен с ней, с…».) Мы все ещё не осознали, что старушка уже «почила в бозе» и реанимировать ее из области ненаучной фантастики…. Мы всё еще пытаемся цепляться за катафалк усопшей, неумолимо двигающийся по направлению к «Свалке Истории»…. Мы всё ещё не можем осознать свою самодостаточность и сверхценность собственного пути…. Наши «идеологические таможенники» пребывают в изрядной степени рассеянности: «всех выпущать и никого не впущать, али как?..». Мы всё ещё готовы «понять и простить» «сваливших» и даже принять их назад после «каникул»…. Нам всё ещё кажется, что «радеть (и обижаться) за Державу» это «совково»….  Мы всё ещё не хотим «резать артерии» нефте- и газопроводов…. Да и воюем мы всё еще «одной рукой» («по-джентльменски")….
Увы, никто не оценит наши «открытость» и «благородство»… Некому…. Ценностные критерии давно сместились. По крайней мере там – на Западе. Ценностная деградация, стремление к «моральному примитивизму»  - вот его нынешние реалии. «Сверхценность человеческой личности» на деле  сводится к страху за собственную задницу.  А при таком подходе доводы нравственного порядка не действуют - нам не договориться. Они внемлют только голосу силы.
И «при таком раскладе» нам «нужна одна Победа». Вот тогда возымеет своё действие «доброе слово» (поддержанное «автоматом Калашникова»).  И русский язык начнут понимать (и учить – по заветам Жириновского) и вновь восхищаться Достоевским и Чайковским…
…Что же касается наших «идеологических таможен»…. Надо бы отставить в сторону персональную «вкусовщину» и сосредоточиться на жизненно важном для всех нас… Да, мы, конечно, осознаём, что «закрытые системы» не жизнеспособны, но…. Надо же и избирательность проявлять (и естественную брезгливость – «нахавались» с конца восьмидесятых)!.. Пора бы нам сосредоточиться на политике «протекционизма»… Чтобы «за Державу» не было обидно!..   


Рецензии