Доброе сердце

  Было это в далекие времена, когда ребятишки деревенские кроме лаптей, да, онучей на свои ножки ничего не обували, а с весны до поздней осени босиком  по земле- матушке бегали, да, шагали. Жила в то время на хуторе дальнем девица, с виду приятна, по стати приглядна, по характеру добра, да, по обычаю сельскому- душою храбра. Звали ее Варварой, а в народе попросту Варюхой- горюхой. Горе мыкала она в одиночку, уж боле семи годков, с тех пор, как ушла ее мамка по грибы, да и не вернулась ни к вечеру, ни к ночи. Задрал медведь- шатун маманьку, так поговаривали люди, осталась девчонка одна-одинешенька, без запасов, без припасов, без защиты, да, без помощи.
  Вот пришла весна-красна на широкие, да, вольные земли мордовския, запели петухи, загомонили птицы лесныя. Собралась Варюха в темный лес лыко драть, штоб  лапотки себе лыковыя на осень огорить.
Вот идёт она вдоль речки Смородины, травка нежная под ножками ластится, шелковой прохладой  покорно стелется.
Запела Варюха песню протяжную про девичьи мечты, да секреты. Подпевает ей соловушка лесной, да, иволга, дятел в дерево стучит-тарабанит, шаг велит бодрей держать, в гущу леса зовёт, а Варюшка с кочки на кочку болотную перепрыгивает, подол сарафана за пояс заткнула, поторапливается, туда- обратно  спешит обернуться, да, до захода солнца домой с лыком вернуться.
  Вот уж и болото впереди непролазное, осины, да, липы в ивняке растут изобильно. Поставила лукошко своё Варварушка на большую кочь, взяла палку покрепче, да, направилась было к липам через болотную трясину.
- И хтой- то тут мое болотцо мутит? Хтой- то тут холудиной мое хозяйство бередит?
- услыхала Варюха позади себя голос старущий, да, скрипучий.
Обернулась она, глядь, возля ее лукошка на кочке старушка сидит. Нос крючком, косы седые, как лунь, да, нечесаны. На плечах скуфейка в заплатках, а по низу юбка поперечная, николь стирки не знавшая.
- Ой, здрава будь, бабушка! - улыбнувшись молвила Варюшка, - поклон тебе мой! Вот пришла я в твоё хозяйство малость лыка надрать, лапотки себе смастерить, чтоб по холоду босиком не ходить.
- А, как тебя звать- величать, чудо, чудное? - проскрипела старушка, вглядываясь своими маленькими глазками.
- Варварой кличут.
- А, что ж ты, Варвара одна суды пришла? Али нет у тебя отца- матери, братьев, да сестёр?
- Нету, бабушка! Одна, как Бог даст, живу. Кому носки свяжу, кому дитё  понянчаю, а кому огород прополю, кому баньку протоплю.
- А, сколь годков-то тебе, сердечная?
- Уж пятнадцатый пошёл.
- Ну- ну, а сумеешь сама- то лапти сплести? Али какого мастерового тебе в твой домок пора привести? - кряхтя и усаживаясь на кочке спросила старуха.
- Да, сумею, бабушка, ты только дозволь. А, не дозволишь вот, то как же мне тогда? Придётся домой ни с чем вертаться, босиком до зимы оставаться.
- Ой, какая ты, девка! Ловка, да, смекалиста! У меня в работницах вот ужо семь лет живет одна, пойдёшь ко мне, будешь за моим хозяйством присматривать, сыто есть, сладко спать, дам тебе из лозы плетёную кровать, из осоки матрас, а подушки из вешнего пуха тополиного.
- Прости, бабушка Болотница, не время мне в твоё хозяйство- то идти. Я и земной- то жизни ещё не видала, счастья земного не испытала.- поклонившись в ответ промолвила Варюшка. А сама увидала, как уж по колено трясина ее засосала.
- Не серчай, матушка- Болотница, разреши мне лыко запасти, да, восвояси меня отпусти.
- А, коли отпущу, придёшь ли ко мне сама, когда счастье земное познаешь? - хитро спросила старуха, почёсывая своё правое ухо.
- Коли надо, то приду.- ответила Варюха, глядя, как болото затягивает ее по самое брюхо.
- Ну, чтож, отпущу и лыко дам, да и ещё кое- чего, чтоб свершилось ужо чудо, о чем молчать тебе покуда…
  Затопала старуха ногами, затрясла головой, да руками. Полетели птицы мелкие вперемежку с листьями, закружилось все, загудело вокруг. Варюшку вихрем над болотом подняло, вокруг той кочки большой кругом закружило, да, на кочку поставило. Открыла глаза Варюшка, а кругом тишина и покой, пропала старушка, как и не бывало.
Возле лукошка охапка лыка лежит, мешочек из красной материи, да, косынка белая с бахромой, узорами красными расшитая на кусточке висит. Поклонилась низко Варюха невидимой хозяйке болота, поблагодарила ее за подарки, да, доброту сердешную.
  Вот идёт она обратно домой через темный лес, слышит, скачет конь ей наперерез. Спряталась Варюха за старый дуб, прижалась к нему, не дышит. Мало ль по лесу кто средь бела дня рыщет!
Вот вынес конь всадника из темного леса на полянку солнечную, увидала Варвара молодца удалого, кудрявого, да пригожего.
Вышла она ему навстречу, улыбнулась, от смущения, рукой своей русой косы коснулась.
- Вот так счастье мне подвернулося! - молвил молодец растерянно. Конь понёс меня, уж не думал я, что справлюсь с ним.
Имя мое Богдан, а тебя как зовут, красавица?
- Варвара я. Тут село мое недалече. Коли ищешь дорогу, пойдём со мной.
- А, чьих будешь ты, Варварушка?
- Сирота я, ничьих, сама по-себе.
- Так быть может, станешь женой мне верною?
- А, такое бывает ли в жизни? Повстречал невзначай и сразу жениться?
- Всяко бывает и так тоже явно. Неслучайно я тут оказался, дух лесной меня, видно, к тебе послал. Слышал шум я в лесу и голос далёкий, разобрать не сумел, правда, что говорилось. А болотом когда приезжал, услыхал будто вздох я девичий. Я молитвой себя оградить поспешил, да, вот конь мой кого-то узрел и помчался сквозь топь напрямик из болота.
- Что увидел твой конь, жаль,не скажет нам  он.  Я ж так сразу вот не смогу решить, с кем мне век вековать, с одной миски есть-пить.
Приходи через год, за судьбою- за мной, тогда стану тебе я верной женой.
  Ускакал молодец по дороге лесной. А Варварушка в дом свой вернулась родной.
Сплела она лапти, каких редко найдёшь! Посередь лапотка брусничный листок, чтоб приметными были лапотки с ее ног.
  Раз зажгла она ночью лучинку, в уголке примостилась, развязала она подаренный Болотницей мешочек и обомлела.
Там лежало колечко золотое с камнем зелёным, да сережки, каких она сроду не нашивала. Птица райская в них, да, глазок у неё переливчатый. Завернула Варюшка подарки богатые, да, припрятала их под половицу от глаз любопытных подальше.
  Вот уж лето на исходе, а там и зима  пришла студеная. Раз отправилась Варюха в лес за хворостом. Посреди леса, видит, пар струится. Подошла она, глядь, а там старушка Болотница сидит, вся в сосульках, замёрзла. Тряской трясётся, руками по плечам себе хлыщет, бормочет, ругается, то ли ждёт кого, то ли ищет.
- Здравствуй, бабушка- Болотница, почто  мокрая на морозе сидишь? Захвораешь, гляди! Чем помочь тебе? Вот возьми - ка мою душегрейку, согрейся.
- Ах, это ты пришла, Варюха-горюха! А я тут вот жду одного должника! Обещался вернуть  мне должок, да, обманщик, видать! Вот и мёрзну! А без возврата мне уйти Лесной дух не даёт! Раз сама повелась, дала в долг, возвернуть надо! Иначе, беда! Быть пожарам лесным, торфяным на года!
- Как помочь тебе, бабушка? Может, я найду должника?
- Поищи, девонька, а я посижу тут пока! - прохрипела Болотница, закрывая глаза.
- Вот соберу хвороста для печи и искать побегу, а пока согревайся, я быстро приду.
- Ну, да, ну, да, - сквозь дремоту шептала старуха, радуясь, что ей в помощь подоспела Варюха.
  День, другой и третий проходит, а должника Варюха все никак не находит. Глядь, спешит по дороге охотник с собакой. Варя вышла к нему поспрошать, не видал ли он кого в лесу, кто бы к болоту шёл, да мешок большой нёс.
- Нет, не встречал таковых, охотник сказал и собаку свою за собою позвал.
А собака-то к Варе ласкается, норовит ей руки лизнуть, уходить от неё не желает.
Зашумел вдруг соснами, да, елями лес от ветра, налетела буря-ураган. Кое как удержалась Варюшка от такой напасти! Глядь, а перед охотником стоит Болотница во весь рост выпрямилась. Стоит и молчит, в глаза ему смотрит сердито.
Упал внич перед нею охотник и стал просить прощения и пощады. Да, не сжалилась Болотная владычица над обманщиком. Взмахнула рукой и превратила его в зайца. Взмахнула другой рукой и закружилась собака и предстала перед Варюшкой ее матерью родной.
- Долг платежом красен! - сказала Болотница, протягивая Варюшке  ее душегрейку. - Возвращаю тебе, девица твою дорогую пропажу, о которой ты просила и не прельстилась на золото с каменьями драгоценными. А врага человеческого, охотника за душами невинными, я по воле Лесного духа наказала. Пусть побегает теперь, пусть от страху  дрожит, да, каждым днём пусть дорожит! Поделом ему!
Нашла ты, девонька, моего должника!
Благодарствую!
Закружила метелица, пропала старуха Болотница, как и не бывало! А мать с дочкой в слезах обнялись, да, домой пошли.
  Наступила весна-красна, запели птицы о счастье и любви, о волюшке- воле, да, девичьей доле.
  Глядь, в один из весенних дней, жених Варюшкин явился, да, на ней с благословения матушки и женился.
Счастье в дом пришло, радость и покой.
Только не забыла своё обещание Варвара, что дала Болотнице. Вспоминала об этом она то и дело, томилась от этого ее чистая душа и болела.
  Вот собралась она как- то в лес по ягоды, вышла она на опушку леса и попросила вслух: - Болотница, матушка, явись!
Мне, твоей должнице Варваре покажись.
- Ну, чего тебе, дорогая? - услыхала она позади себя голос молодой и нежный.
Повернулась Варюшка, а позади неё стоит красавица девица, косы зелёные волнами до пят.
- Почто позвала меня, Варварушка?- ласково спросила Болотница.
- Ох, какая ты красавица! Тебя матушкой- то теперь назвать язык мой не повернётся!
- А -ха- ха, кто увидит меня в таком обличии, тот в мир свой уж не вернётся!- ответила красавица Болотница.
- Знаю, за чем пришла! Но, за то, что сама пришла, да, за нрав твой добрый и сердце верное, твой должок без отдачи отпускаю,  слова твои по ветру пускаю! Твоим будущим детям счастье посылаю! Быть им, как мать их разумными, да, слову своему верными!
Дочь родится красотой, да, талантами будет славиться. Сын родится- станет сильному роду началом!
Ступай обратно, Варварушка! Помни, теперь ты не Варюха-горюха, а Варвара- краса, длинная коса!
Кто к  тебе с добром придёт, себе счастье обретёт, а кто обидеть решит, того мой отец- Лесной дух порешит! - сказала Болотница эти слова и превратилась в туман.
  Поклонилась Варварушка и вернулась домой. С тех пор живут в Мордовских лесах, да, на Сурских просторах правнуки и праправнуки ее. Хранится притча эта и передаётся из поколения в поколение, то как быль, а то как сказка, однако, в каждом сердце  по вере его откликается и остаётся на долгую память примером о том, как чистое и доброе сердце Высшими Силами вознаграждается!

13.06.2022, Санкт-Петербург


Рецензии
Приветствую Вас, Людмила!
Хорошую сказку Вы написали!
Трудолюбивому человеку с добрым отзывчивым сердцем сама природа помогает.
А тех, кто природу разоряет да по живым лесным жителям
стреляет, того самого в зверя превращает!
А из бедной сиротинки вырастает Варвара-краса, длинная коса,
от которой род человеческий продолжается!
Творческих Вам радостей!
Василий.

Василий Храмцов   14.06.2022 07:10     Заявить о нарушении
Благодарю Вас! Вы так четко умеете выразить основную мысль и определить выводы верные! Беру пример с Вас!

Людмила Лазебная   14.06.2022 10:59   Заявить о нарушении