Духов день, или благословение священника на рыбалк

На великую Троицкую субботу и последующие святые дни,  мама всегда приезжала на малую родину. 
У моих  земляков, был очень хороший обычай, - всегда посещать место погребения родных, то есть, - кладбище, именно в этот день. Ехали отовсюду: из Ленинграда, Москвы и даже с Дальнего Востока.
После войны, располагать своим временем, мог далеко не каждый смертный. Строго было  тогда с трудовой дисциплиной. Беременной женщине давали больничный  лист на две недели до родов, и столько же, - после.
 А потом работать.
Да,- и давали еще один час  на кормление ребенка. Кому то приносили дитя, а кто - то сломя голову несся домой и обратно.
Как маме удавалось  каждый год выкраивать эти три дня, мне до сих пор, - непонятно.
Если давали больничный по здоровью, то на другой день с раннего утра, надо быть в поликлинике, чтобы сдать анализы, а на следующий день к врачу…
Так что, и этот вариант  с бюллетенем, -  тоже не прокатит…
Но вернемся к празднику, который длится три дня.
К этому дню, хозяйки пекли мордовские блины, из самого лучшего молока и яиц, и  получались они такими пышными и румяными, что загляденье…
Около могилки своих родных, каждый род устанавливал  импровизированную скатерть -  самобранку: и вкушали то, что принесли, а заодно, разглядывали приезжих земляков и их «столы».
Много было неожиданных встреч и разговоры,- разговоры.
На второй день, - праздник Троица.
После службы в храме, молодые женщины украшали срубленные березки красивыми лентами и с песнями шли с нижнего (Алупей), на верхний конец (Верепей) деревни. В центре села певицы соединялись.
Праздник справляли  с размахом, ведь  мордованы приняли Крещение позже русских, и потому было много обрядов дохристианских. Но они так вплелись в  их церковную культуру, что исстари считались  правильными.
На третий день наступал Духов день.
Удивительно его праздновали дети. Как помню, в этот день мальчишки обливали девочек водой из колодца. Процедура пренеприятнейшая.
Тебя приодели к празднику в приличное платье, а тут водяной душ…
Участвовали все дети с соседних домов. Я не понимала смысла игры – обряда, и очень быстро убегала от ушата воды, а остальные же участники, верно, поддавались, - поэтому  и были мокрыми до пят.
Со мной в догонки, - никто не играл….
Уже, будучи взрослой, я приехала  с мужем на  родительскую субботу к сестре, и осталась там на все три дня.
Побывали на кладбище, где покоятся бабушки, прабабушки, и сестры. Увидела тех, с кем играла в детстве, и пекли в ночном картошку…
Муж вытерпел только два дня, но на третий собрался на рыбалку.
На всенощной подходит к настоятелю храма и как, знающий церковные правила, нагибает главу и произносит следующие слова: «Отче, благослови на благополучную рыбалку!».
Священник улыбнулся и говорит:
«Ну, так вот, - раз вы церковный христианин, то извольте завтра утром быть на службе, а потом  я вас благословлю….». 
Подполковник  сначала не понял, что же ему теперь делать: «Червяки накопаны, удочки приготовлены, сеть прихватил из Москвы. Если бы, не этот совет «умоленной» жены, - пойди и   обязательно благословись,- так надо. С утречка, был бы с братом жены, уже на пруду.
Сестра жены,- такая же богомольная, - туда же: « Не будет удачи, слушай батюшку».
- «Послушался, коль вся рать церковная в один голос твердит: «Не будет пути, коль в такой день, будешь мирские дела вершить. Сначала пойди на службу Святого Духа славить, а потом иди, лови рыбку, - благословясь».
На следующее утро  муж поплелся в храм, и отстоял всю службу. Народу было много, - не протолкнуться. Когда подошли к кресту, то священник узнал его и сказал: «Ну, а теперь, я тебя благословляю на удачную рыбалку». 
И рыбак, получивший долгожданное разрешение, стал собираться. С ним напросился  и мой двоюродный брат из Балаково. Накачали лодку, - и поплыли… за рыбой.
Но она не ловится и не ловится…
Саратовский брат психанул: «Какая может быть тут рыба, - в этом болоте? Благословение он, видите  ли, получил,- дурят вас попы».
Подполковник остался один. И тут начался ливень, молнии освятили водоем, и начался клев…
Ту щуку, которую муж тогда поймал, помним до сих пор: огромная рыбина и белая. 
Благословенный улов, - даже не поместился в лодку. 
Племянница разделала рыбину, наделала котлет на всю ораву гостей.  И месяца два, - сестра ещё жарила и уху готовила из той рыбы, пойманной в Духов день по послушанию.
Белова О.В.
город Аткарск


Рецензии