Диалог с книгопродавцом в Киеве

Есть у меня одна европейская слабость.Не знаю,к сожалению, или,к счастью.Одно могу сказать только определённо:на семейный бюджет она сказывается.Я борюсь с ней всю свою сознательную жизнь без надежды на победу.Когда я бываю в каком-то населённом пункте ,пусть даже самом маленьком,то первым делом стараюсь посетить книжный магазин.

Сегодня эту мою слабость называют иностранным словом-хобби.В переводе на русский-увлечение.

Вот и в 2009 году,когда я опять приехал в Киев,то не мог отказать себе в удовольствии зайти в книжный магазин.И не прогадал.Я увидел на прилавке словарь блатных слов.Такого словаря у меня не было.И я даже не надеялся когда-нибудь его купить.Счастливый случай нельзя было упускать.Я даже не стал перелистывать словарь.как обычно это делаю с каждой новой книгой.

И вот тут-то ожидал непредвиденный сюрприз,который сильно озадачил меня как рядового покупателя.Когда я обратился к продавцу с просьбой продать мне данный словарь,возникла неожиданная пауза.Правда,не МХАТовская.а как в известной пьесе Н.В.Гоголя «Ревизор».Чтобы объяснить эту странную,на мой взгляд паузу,несколько слов следует сказать о продавце.

Это был приятный молодой человек .Для себя я сразу сделал вывод,что он студент и как Шурик из комедиады Л.Гайдая подрабатывает на студенческую жизнь.То,что он студент,я почему-то нисколько не сомневался.На это указывал его внешний вид и манеры общения.По лицу книгопродавца было видно,что он озабочен серьёзной и неразрешимой проблемой.Немного смущаясь, но одновременно с решительной настойчивостью задаёт мне следующий вопрос: «Вы.пожалуйста,меня извините за подобный бестактный вопрос,но зачем Вы-интеллигентный человек и покупаете такую книгу?»Не знаю,по каким-таким признакам он определил мою интеллигентность с первого взгляда в ходе случайной встречи.Этот вопрос не даёт мне покоя до сих пор.Перед ним в день проходит десятки,а то и сотни покупателей. Это же -Киев!Мать русских городов!

Да и в конце-концов какое дело книгопродавцу до того,какую книгу покупает тот или иной покупатель.Это его личное дело и право.На то и книги в магазине,чтобы их покупать совершеннолетним покупателям.Взрослым людям.Ничего личного-один бизнес.Крутой бизнес.Есть спрос и предложения.А Киев это,Москва,Берлин,Париж,Вашингтон или израильский город,не имеет значения.Кому какое дело.Как говорится,бизнес он и в Африке бизнес.

Меня в свою очередь удивило,что книгопродавца удивил и озадачил мой выбор «криминального чтива». Но у меня было на то очень серьёзное основание.Не праздное любопытство обывателя.а профессиональный долг.Должность.Я объяснил книгопродавцу,что работаю преподавателем русского языка и литературы в сельском профессионально-техническом училище.И мои учащиеся знают о криминальном мире не понаслышке.И язык надо изучать в тесном единстве его многочисленных и глубоких международных связей,а не ограничиваться границами национальных коммунальных квартир и парадных витрин.Язык-отражение действительности во всём её многообразии в прошлом,настоящем и будущем.Да и как можно не замечать,когда мы жили и продолжаем жить по обе стороны колючей проволоки.

Как ни странно, мои доводы так и не убедили книгопродавца.Он остался при своём мнении.В моей жизни это единственный случай из торговой практики,когда незнакомый книготорговец проявляет такую искреннюю заботу и беспокойство о нравственном сознании покупателя,который намного старше его по возрасту.

Через некоторое время я вернулся на работу.И как-то на перемене прибегает ко мне в кабинет учащаяся и с возмущением рассказывает:

-Василий Алексеевич,парень назвал меня…Что означает это слово?

Я перерыл все словари,но нужный ответ нашёл только в словаре блатных слов.

К чему я вспомнил этот давний случай?Сегодня на календаре 11 июня 2022 года.На Украине продолжается военная операция.Эхо её докатилось и до провинциального города Пудожа.

И где теперь тот книгопродавец,который так искренне удивился моему странному выбору «криминального чтива» в этом криминальном мире «криминального таланта».


    P.S. Научи бота и учись у бота ботать по фенечке!Вот твоя забота и работа,ботаник!
               


Рецензии