О творчестве К. Д. Бальмонта. Гл. 4

О мыслях, чувствах  и переживаниях творчества К.Д.Бальмонта.
                К юбилею поэта.
               Глава четвёртая «Гимн Создателю»
«Счастье только знающим дано» - знающим Христа, хоть в меру разумения своего несовершенного.
    А как предстаёт пред нами Образ Пресвятой Троицы  - Ипостасей Её в поэзии К.Д.Бальмонта? Обратимся  к нескольким произведениям, созданным им в разные годы…
Совсем недавно – тоже в связи с юбилеем, отдавая дань уважения, беседовали мы о поэзии М.А.Волошина. Чем-то творчество этих двух поэтов похоже – оттого и прозвучало в исследовании «Преддверие Пути Христианского» созданное чуть позже «Снежных цветов» замечательное произведения К.Д. Бальмонта, о которому мы немедленно обратимся:
 Тот, пред Кем, Незримым, зримо
Все, что в душах у людей,
Тот, пред Кем проходят мимо
Блески дымные страстей, —
Кто, Неслышимый, услышит
Каждый ропот бытия,
Только Тот бессмертьем дышит,
В нераздельно-слитном я.
Тот, в чьем духе вечно новы
Солнце, звезды, ветер, тьма,
Тот, Кому они — покровы
Для сокрытого ума, —
Тот, Кто близко и далеко,
Перед Кем вся жизнь твоя
Точно радуга потока, —
Только Тот есть вечно — я.
Все закаты, все рассветы
В нем возникли и умрут,
Все сердечные приметы
Там зажглись, блистая — тут.
Все лучи в росе горящей
Повторяют тот же лик,
Солнца лик животворящий,
В Солнце каждый луч возник.
Все, что — здесь, проходит мимо,
Словно тень от облаков.
Но очам незримым — зрима
Неподвижность вечных снов.
Он живет, пред Кем проводит
Этот мир всю роскошь сил,
Он, Единый, не уходит,
 В час захода всех светил!
 «Вечерняя молитва», написанная несколько непривычным для этого «бодрым» хореем.
Повторяться не стоит – напомним лишь о самом главном, а ещё о том, что пока не прозвучало. Само Имя Божие не названо ни разу, но Он и в Кириллице как Имя буквы  означает Господа.
Подобно четвёртой части «Снежных цветов» присутствует здесь, конечно, Образ Вечности – «неподвижность вечных снов», как «недвижные узоры планет». А как может не быть его?! (См. гл.2)
 Несмотря на название нет в стихотворении привычного обращения к Создателю –                а звучат строки эти подобно гимну. Возможно, даже очевидно, что «движение» души                у лирического героя К.Д. Бальмонта не столь выспреннее по сравнению с лирическими героями упоминаемых ранее М.А.Волошина или В.С.Соловьёва, да и не только.                Но достигнутое «умозаключение», что  «Он, Единый, не уходит, в час захода всех светил!» звучит торжественно...
  И снова невозможно не увидеть, как «принимает» К.Д. Бальмонт некую «эстафету»                от великой оды Г.Р.Державина с неизмеримой глубины названием «Бог». Только мы, чтобы не повторяться, к другим строкам обратимся. (См. «Преддверие Пути Христианского»).
 …Но огненны сии лампады,
Иль рдяных кристалей громады,
Иль волн златых кипящий сонм,
Или горящие эфиры,
Иль вкупе все светящи миры,
Перед Тобой — как нощь пред днём.
 Как пред Тем, который  «не уходит, в час захода всех светил!».
И, конечно, как не вспомнить эти слова поэта и учёного М.В.Ломоносова?
 Сия ужасная громада —
Как искра пред тобой одна,
О коль пресветлая лампада
Тобою, Боже, возжжена
Для наших повседневных дел,
Что ты творить нам повелел!
    Конечно, пространство оды неизмеримо больше, и не говорит К.Д.Бальмонт о том, что Создатель «творить повелел», но как было уже сказано, воспевает Величие Творца – Его Безначальность и Бесконечность!
А значит… Об этом в следующих главах…
 (Продолжение следует)


Рецензии