Сельское богословие

В-общем, на одном приходе сельском батюшка-настоятель школу воскресную  решил оптимизировать. Дело-то школьное обычно как вначале ставится? Кто-нибудь из прихожан с детями занимается. Рисунками там, поделками, а потом Закон Божий почитают им, то-се… Ну, и со взрослыми тоже занятия проводятся. Опять Закон Божий батюшка им пролекцирует, евангельские смыслы вместе разберут, пением еще церковным, может быть, займутся… А вообще, какие специалисты-преподаватели на приходе найдутся, ту специальность и преподадут. Обучат, к примеру, языку славянскому со знанием имперфектов, или горшок глиняной вполне себе профессионально вылепить. А то и в тайны бокса спортивный прихожанин может своих одномолитвенников посвятить. Последнее-то, впрочем, сугубо для молодежи предназначается. Потому как бабули, которых на приходах сельских большинство будет, по-видимому, во веки веков, изведав тайны кулачного бою, могут быть общественно опасными. А звезданет такая хуком по уху своего дедулю, как настроение ейное испортится. Или соседке апперкотом зубы вставные посчитает за ее длинный соседкин язык…

Вернемся, однако, к батюшке-оптимисту. А задумал он прихожан своих посерьезнее подтянуть в плане том, штоб понимали они, что и почему во время богослужения читается, поется и совершается. И потому молился бы народ поединомысленнее, что ли. А то у нас ведь как? Служба вот идет, допустим, литургия. Совершается стройно, поют, может быть, даже и неплохо. Но если посмотреть, чем занимаются во время сие многие прихожане, что увидим? Одни рассматривают ботинки батюшкины, оценивают, сколько шнурков на них или там полосок. Другие банально ждут, когда причащать будут, коротая время погружением в свои какие-то мысли. Третьи душевно речами сладкими обмениваются. В любое время богослужения, причем, включая самые важные моменты. Четвертых хлебом не корми, а в те же важные моменты дай шлындать по храму да ставить свечи. И происходит такое дело из службы в службу и из года в год. Причем, как батюшка с амвона ни увещевает, чтобы все молились поединомысленнее, остается все по-прежнему. Посему и решил наш отче подтянуть знания своих прихожан в рамках самой что ни на есть воскресной школы. Благо бабули, которым в воскресные дни дома все равно делать было нечего, школу эту посещали вполне охотно. Где и просто посидеть в кругу своих было очень даже приятно.

Так и завел наш батюшка уроки по литургике. И через некоторое время дали они свои плоды определенные. Некоторые прихожанки с большим интересом открыли для себя мир богослужения. И потому прилежать стали больше к службе, а со временем и к молитве.  Некоторые же, конечно, отнеслись скептически, и, послушав лекции, продолжали на службах рассматривать у батюшкиных ботинков более мелкие детали. И еще один результат преподавания литургики выявился - и очень даже интересный…
Одна бабушка, лет 20 или там 30 ходившая по воскресеньям на службы, ничего, оказывается, не понимала. Потому как и приходила, чтоб настроение поднять, да чтоб "для души хорошо было".  И всё. Ни во что не вникала, но всю службу отстоит "от и до". Приметила только, когда причащаться люди идут, да как себя ведут. Ну, и на исповеди как говорить, тоже где-то подслушала невзначай, да и приметила. А вот чево там значит, когда Евангелие читается, или, к примеру, Херувимская песнь поется, тому значения не придавала. "Отче наш" как спели, так, значит, причащать скоро будут. Вот тогда подходи, да руки на груди скрести, да рот пошире открывай. В остальное время на действие служебное глядела да мысли всякие размышляла. Чево-де там дома сейчас делается, да у соседей чево происходит, да в чево прихожанки окружающие одеты, да чево от батюшкиного кадила углями так сильно пахнет, нешто батюшке туда ладану худого всыпали. И вот понимать-то бабушка не понимала, да ведь редкий случай - понимать-то хотела! И просила батюшку объяснить ей подоходчивей. Хотя сколько ни объяснял батюшко, не получалось ориентироваться в службе, да и всё тут. Видел отче стремление человека, думал долго, да и придумал одну такую штуку интересную. По мотивам одного из фильмов гениального режиссера Гайдая и по принципу одного из его персонажей, то есть "тот, кто нам мешает, тот нам поможет".
Знал батюшко своих основных прихожан давно и хорошо. Как ведут себя на службе, да как молятся. Из алтаря ведь ему приходилось видеть, чево там в храме происходит. Люди-то ведь сельские, посему жизнь консервативно течет, в том числе и на церковной молитве. В силу этого принципа можно не только видеть, но и слышать, пусть и невольно, кто чем во время службы занимается. На основе всей этой логической цепочки  и решил батюшко нестандартно подойти к ситуации своей прихожанки. Которую на приходе звали просто Петровной.

И вот, спросил отче Петровну эту, многих ли прихожан она знает. Ну не то чтоб лично знает, а хотя бы, как звать их. Оказалось, что постоянных знает всех. 
--Вот и хорошо, -- сытожил батюшко, -- теперь уж точно сориентируемся на самые важные моменты на литургии. Знаешь ли, Петровна, Панюшку, да Валю Николюкину, да деда Ленюшку? А Мусю Трубкину?
--Конечно, -- говорит бабуля, -- как не знать?
--А видишь ли, чево они на службе делают? Ну-ка скажи!
--Как не видать? Вижу. Как, батюшко, читаешь ты по книжке большой да жалезной, так Муся завсегда топчется да по карманам своим роется, как потеряла чево. А за ей и Панюшка тоже.
--Так вот, -- сказал отче, -- как Муся станет топтаться, так ты знай - это Евангелие сейчас я буду читать. Его надо слушать внимательно и стараться для себя понять хоть чего-то. 
Бабуля обрадовалась.
--Ну, поняла я, -- говорит.
А батюшко дальше:
--А как Валя Николюкина начнет в пакете своем копаться, знай, что сейчас Херувимская песнь будет, и надо опять внимательно молиться да на людей не глядеть.
Петровна опять:
--Ой, как просто-то! Опять поняла я!
--А дед Ленюшка, приметила, что делает на службе?
--Как же, кажный раз, как люди споют все вместе,  он сперва кашлянет, потом вздыхает чево-то да идет свечку ставить.
--Так вот, смотри, как начнет он свечку перебирать, так знай - сейчас будет самое важное место на службе - освящение Даров. Тут надо все думы свои оставить да Богу только молиться и ни на кого не смотреть. Вот, запомни, Петровна, для начала эти три момента. Как запомнишь да начнешь молиться, так Бог даст тебе и дальше понимание службы.

Июнь 2022


Рецензии