На родине

Еду в Турцию. Гид - приятная женщина, турчанка, культуролог, - встречает в аэропорту, большом аэропорту Константинополя ( простите - Стамбула ).
Наконец, ступил на родную землю... ( Мои предки - в том числе и отсюда, держали, до Геноцида, правда не знаю где, салон по пошиву одежды, эдакий небольшой Дом Мод... )
Город прекрасный, сразу видно, по энергетике чувствую - столица бывшей великой Византийской, считайте Римской ( поскольку первое название - возникло искусственно, благодаря немецкому историку ) Империи ( а потом - Османской... ).
После отеля, - первая встреча.
Вечерний моцион. Гид - ни на шаг.
Часто упоминает армян, - зачем? - В группе - только я армянин.
" Это здание построено зодчим армянского происхождения - NN.
Здесь находился крупный банк, в начале века, владелец " такой-то ", " тоже на -ян ".
А здесь жил - НН. , известный армянский... " и т. д.
На следующий день - пошли в Айя-Софию.
Удивительное место, святое пространство, где молились императоры, вели службу - святые, которых мы сейчас все почитаем...
" Купол этого здания, - как вы вероятно знаете - построен выдающимся архитектором армянского происхождения .... "
Я присмотрелся к девушке, вроде - истинная турчанка. Зачем? ( Хотя всё, что она говорила, правда. )
Армяне слишком много сделали для Османской империи, и за это их, впоследствии - от души, и по-турецки - " отблагодарили "...
" А вот это - шедевр Синана, гениального зодчего, которого в детстве взяли из армянской семьи, как одарённого ребёнка и, отлучив от родителей - привезли в Константинополь.... Он стал одним из самых, в своё время самым - прославленным и выдающимся архитектором своего времени... Им построено множество прекрасных мечетей... " И т. д.
Опять армяне, правда я об этом знал...
Из Стамбула, мы поехали, вместе с гидом ( и небольшой группой ) - в провинцию... Посетили Трабзон, она предложила - поехать по западно-армянским городам, я был конечно " за ", но группа отказалась...
Пришлось ехать потом отдельным туром... , уже под водительством армянского экскурсовода ( ну, об этом как-нибудь отдельно ).
На вопрос, очень каверзный и с подвохом, одной из наших путешественниц ( из России ), мол - " ... Столько здесь было армян, древние земли, Арарат, а куда они делись... , что произошло?.. "
Девушка ожидала этот вопрос, покраснела, но ответила:
  - Они уехали, все - в поисках лучшей жизни, ведь на Западе, во Франции, в Америке - люди более благополучны, нежели у нас... Так что однажды, они сами - покинули Империю...
Я чуть не подавился конфетой, которую жевал...
Но... - не стал парировать, какой смысл?
Все в группе - знали про геноцид.
Турецкой барышне - которой тоже всё было известно - запрещено говорить на эту тему, уголовное наказание, по серьёзной статье, за клевету на турецкий народ и республику...
Я воздержался, хотя было крайне неприятно... Но, что делать, - знал, на что шёл - когда ехал на " историческую Родину "...
Мы вернулись в Константинополь.
Я оторвался от группы и походил по городу...
Конечно, зашёл в Армянскую церковь... Там по-прежнему - проходят службы...
Обратил внимание - рядом со святым местом, с храмом, - мусорная свалка, всё нарочито, подчёркнуто ( отношение властей, к древнему, библейскому народу... ).
Я, на всякий случай, спросил у батюшки, он, потомок беженцев из Турции, говорил на чистом, литературном западно-армянском языке ( он отличается от восточно-армянского ).
  - Мусорные баки и свалка - это специально, " подарок " властей... , чтоб знали своё место...
  - Так и думал...
  - Вообще здесь небезопасно для армян, в республике...
     За армянскую речь ( поэтому все местные, меж собой, при людях - говорят по-турецки ) могут спокойно убить, и полиция... к этому равнодушна..
Такая страна...
Многие армяне - скрывают своё происхождение, ходят по пятницам в мечети, прикидываются турками ( а что делать? ), а дома тайно держат иконы, кресты... , тайно периодически причащаются, крестят, под покровом ночи или прямо в домах ( приглашают священников ) своих детей...
Такая жизнь...
Жениться - тоже стараются на своих, и тоже тайно...
  - Не понимаю, зачем здесь жить?..
    При таком, скотском отношении...
    Не проще переехать - во Францию, Америку, Австралию?..
  - Они местные, это их Родина, их земли...
    Они пережили Геноцид, и сейчас, в более спокойное время - не хотят покидать...
    Я их понимаю, хотя с трудом...
    Но кто-то ж должен...
    Когда-нибудь - пророчества исполнятся...
    Мои деды - тоже всё это пережили, бежали, чудом спасшись, в Америку... А теперь я - вернулся... , с семьёй... Я ощущаю эту связь с Родиной, мне хорошо, несмотря ни на что...
    Так что, логика в их намерениях - есть...
Батюшка - был очень образованным человеком, элитарно... , говорил на 5 языках, прекрасно знал турецкий... Мы долго общались...
Потом я вернулся домой ( в гостиницу ), немного удручённый и грустный...
А на следующий день - опять туры, весёлый гид, " армянские места ", её повествования о вкладе этого народа в историю Империи...
Приятно, но чрезмерно... Зачем столько об этом говорить...
Кругом армяне, одни армяне...
Я вернулся в Россию, в Москву и... было хорошо...
Свободно и спокойно...
Всё-таки - Родина, где не надо скрывать своё происхождение, бояться, что тебя убьют за армянскую речь... Другая жизнь, другие порядки, привычные, европейские, без дикости и насилия...
" Бедные, - всё думал я. - Как можно, постоянно - обитать среди врагов, которые тебя ненавидят, просто за то что ты армянин, за твою историю и прошлое...
Это, своего рода героизм...
Их героизм, не мой... "
Утренняя дымка - опустилась с рассветом, Москва просыпается, по проспектам снуют люди, суета, привычная, прекрасная...
И бешеная энергия огромного города - заполняет пространства
и... моё бедное армянское... сердце...


Рецензии