Театр для публики и публика для театра

В последние дни после посещения премьеры «Дядя Жорж» по мотивам произведений непревзойденного русского классика Антона Павловича Чехова я очень много об этом думаю. (О самом «Дяде Жорже» я еще напишу). Когда вечером 10 июня за несколько минут до начала спектакля в театре на площади Владимира Маяковского художественный руководитель театра «Сатиры» Сергей Газаров вышел на сцену, то он сказал важные слова: «Актёры нуждаются в зрителе, а зритель нуждается в актёрах. Мы нужны друг другу». Да, мы нужны друг другу, но в чем заключается наша нужность? Где грани нужности? 

Продукт, преподносимый на суд зрителей труппой театра, имеет несколько измерений. С одной стороны, это диалогический / монологический риторический ряд, воспроизводимый актерами на сцене; с другой стороны, внешний вид самих актеров, и не в последнюю очередь это внешний антураж, то есть декорации, в границах которых происходит действие, а также музыкальное сопровождение представления [1] (причем постановка в данном случае рассматривается в максимально широком смысле – от классических опер и театральных сцен до танцевальных номеров).

При подготовке спектакля в совокупности возникает ряд сложностей, с которыми сталкивается как постановщик, так и зритель. Постановщик обязан показать представление таким образом, чтобы его смысл был грамотно донесен до зрителя, у которого останутся не вопросы к грамотности подачи, а впечатления от увиденного, а зритель желает / должен / обязан понять постановку, а также все элементы, находящиеся на сцене. Бывший художественный руководитель московского театра «Современник» Г.Б. Волчек (1933-2019) как-то призналась, что на разных этапах работы в театре боялась показать на сцене постановку очень сложно, непонятно для зрителя. Для того, чтобы решить эту проблему, однажды ей пришлось пойти на эксперимент и пригласить на репетицию простого человека, проходившего мимо здания театра на площади Маяковского в Москве (именно так было сказано в интервью, сам же «Современник» находится на Чистых прудах). Лишь после того, как случайный зритель увидел часть репетиции и сказал, что ему демонстрируемое интересно, она поняла, что все элементы – от диалогов актеров до их внешнего вида – будут понятны для аудитории [2].

Проблема подачи напрямую связана с тем, какой зритель присутствует на спектакле во время представления. Когда в эфире телепередачи «Вечерний Ургант» одну из ведущих актрис Больного Драматического театра им. Г.А. Товстоногова (Санкт-Петербург) А.Б. Фрейндлих спросили насколько отличается зритель от одной сцены к другой, она ответила одним словом: «Безумно» [3]. К тому же не стоит забывать, что зритель меняется не только от сцены к сцене и от поколения к поколению, но также от случайности / неслучайности его присутствия в конкретном театре. Художественный руководитель московского Театра имени А.С. Пушкина Е.А. Писарев рассуждает об этом на примере своего театра: «Зритель Театра имени Пушкина за последнее десятилетие очень сильно изменился, и это меня радует. Я не против случайного зрителя, который гулял по Тверскому бульвару и забрел к нам. Но мне интереснее и ближе человек, который неслучайно купил билеты на один из спектаклей нашего театра, который знает, зачем пришел» [4]. «Современник» как модное место был также не был по душе ее бывшему худруку, которая отчетливо представляла своего конкретного зрителя: «Те зрители, что идут в театр как в модное место (это понятие сейчас стало очень популярным), это не наша публика. – говорила Галина Волчек. – В этом случае происходит подмена понятия театра в его глубинном значении и модного места. Неважно, какими способами это модное место становится модным. Я не хотела бы, чтобы “Современник” был модным местом» [5].

Поэтому при создании продукта, демонстрируемого на сцене, в том числе, демонстрируемого не только на сцене конкретного театра, но и во время гастролей, что составляет большую часть работы труппы театра, требуется не только качественно подать продукт, но и быть готовым к тому, что понимание зрителя от одного театра к другому будет отличаться. И кроме того, от того, насколько качественно будет подготовлена постановка, зависит буквально жизнь театра и его труппы. Художественный руководитель Театра имени М.Н. Ермоловой О.Е. Меньшиков говорит о важности зрителя для театра: «Можно вливать несметные деньги в PR-кампании, но, если спектакль зрителю не понравится, он на него ходить не будет. Или еще хуже — люди придут и через 20 минут начнут уходить. Вот это кошмар. Я не могу не думать о зрителе. Если бы у меня спонсором был Роман Абрамович и выдавал мне 3–4 миллиона евро в год, я мог бы позволить себе думать только о высоком! (Улыбается.) Но театр существует для зрителя, хотим мы этого или нет» [6]. Художественный руководитель Театра имени Е. Вахтангова Р. Туманис делился своими наблюдениями об изменившихся за годы зрителях: «Публика стала гораздо доверчивее. – говорил он. – Она идет сегодня в театр сознательно и уже заранее доверяет, потому что некуда больше идти, чтобы жить, чтобы хотя бы на секунду забыться и почувствовать, что ты бессмертен, что смерти нет. Вот это должен учесть театр. Его миссия либо обмануть смерть, либо отодвинуть ее, либо рассказать, что человек очень нужен для жизни» [7]. Все факторы, в том числе зрительская реакция, напрямую влияют на подготовку спектакля и его элементов к показу.

Каждый театральный деятель не только старается точно и грамотно осуществить демонстрацию подготовленного материала. Актеры театра и сейчас рассуждают, что некоторыми представлениями на сцене они заполняют информационную «брешь» в знании общества. Художественный руководитель Государственного академического Малого театра Ю.М. Соломин рассказывал о некоторых исторических персонажах (вокруг которых есть некий драматический контекст, что характерно не для любого исторического персонажа), которых требовалось продемонстрировать на сцене, чтобы ликвидировать «тематическую брешь»: «В свое время я остро чувствовал настоятельную необходимость поведать россиянам о незаслуженно забытой   гигантской фигуре Миклухо-Маклая [путешественник, этнограф, первооткрыватель ряда территорий в Юго-Восточной Азии, часть восточного побережья острова Борнео носит его имя.] – здесь была художественная, информационная брешь для России. Есть улицы Миклухо-Маклая, заповедники, пароход. Но каков он, как человек? Миклухо-Маклай приезжал в Европу и его принимали в свое время, как принимали в 20 веке Юрия Гагарина. Его имя до сих пор дают детям в Новой Гвинее, а его самого называют “человеком с планеты луна”. И обо всей этой фактуре появился сценарий. В итоге я снял трех серийный фильм “Берег его жизни” о Миклухо-Маклае» [8]. Такой подход, который подтверждает в своих словах директор Театра имени Е. Вахтангова К.И. Крок, связан, прежде всего, с отношением к театру в современном обществе, а оно отличается и в некоторой степени определяется культурными особенностями: «У нас всегда считалось, что театр – это больше, чем искусство, времяпрепровождение. – говорил Кирилл Крок. – Он является важной составляющей культурной жизни российского общества. Театр в России – не развлечение, там рассматриваются глубокие вопросы и люди получают на них ответы. Особенно в тех театрах, которые не гонятся лишь за коммерческой прибылью, а пытаются говорить со зрителем на серьезном языке» [9]. Бывший художественный руководитель Ульяновского драматического театра И.А. Гончарова (а ныне – санкт-петербургского театра «На Литейном») С.А. Морозов подтверждает слова коллег: «Есть две тенденции. Первая - когда театр позволяет укрыться, спрятаться, на некоторое время отрешиться от тех проблем, которые существуют вне стен театра. А другая тенденция обратная - театр требуется, чтобы помочь зрителю ответить на непростые вопросы, которые у него есть. В движении, в невербальных формах зрители видят то содержание, которое им близко. В театре они ждут помощи относительно каких-то злободневных, актуальных тем» [10].

[1] Карпенко В.Н., Ежеченко П.С., Карпенко И.А. Творческие этапы создания народного сценического танца. // Таврический научный наблюдатель. – 2017. - №3. – С. 72.
[2] Памяти Галины Волчек. Наедине со всеми. Выпуск от 27.12.2019 // YouTube. [Электронный ресурс]. URL: https://www.youtube.com/watch?v=bqm1witKcLc
[3] Вечерний Ургант. В гостях у Ивана Алиса Фрейндлих (18.06.2014) // YouTube. [Электронный ресурс]. URL: https://www.youtube.com/watch?v=SuIadzhoZYs&t=333s
[4] «Красивая картинка становится важнее человеческой истории». // Культура.рф. [Электронный ресурс]. URL:
[5] Галина Волчек: «По неведомым мне причинам предложения поехать в Казань мы никогда не получали». // Реальное время. [Электронный ресурс]. URL:
[6] Интервью ELLE с художественным руководителем театра им. М.Н. Ермоловой Олегом Меньшиковым // Elle.ru. [Электронный ресурс]. URL: 
[7] Худрук Театра Вахтангова Римас Туминас: Молодые режиссеры попадают в мир безумия. // Федеральное агентство новостей. [Электронный ресурс]. URL:
[8] Интервью с художественным руководителем Малого театра ЮРИЕМ СОЛОМИНЫМ // Литературно-публицистический просветительский журнал «Лаузура». [Электронный ресурс]. URL: 
[9] «Театр – это здесь, сегодня и сейчас»: интервью с Кириллом Кроком. // Театр Модерн. [Электронный ресурс]. URL:
[10] «Мы помогаем зрителю открыть самого себя». Интервью с художественным руководителем Ульяновского драматического театра. // Первый уральский портал. [Электронный ресурс]. URL: 


Рецензии