Казаки Золотой Орды. Часть 2. Золотая Орда. Гл. I

Часть 2
ЗОЛОТАЯ ОРДА
   
    «В истории ряда этносов средневековой Евразии, в т.ч. народов, входивших в состав бывшей Российской империи, ее наследника – СССР, также современной Российской Федерации, есть одна эпоха, которая освещалась, особенно в советское время, весьма своеобразно, а временами до абсурдности противоречиво и лживо. Речь идёт об истории народов страны XIII – XVI вв. в целом, т.е. об эпохе Улуса Джучи – государства, ставшего известным под другим наименованием – Золотая Орда».
                Миркасым Усманов

Глава I
УЛУС ДЖУЧИ
    В советские времена жестоко пресекались попытки оценки истории Золотой Орды вне концепции извечной борьбы русского народа со степью и татаро-монгольского ига. Её историю приказано было изучать в свете «Постановления ВКП(б) от 9 августа 1944 г.», ослушаться которого не решались вплоть до распада СССР. Запреты на публикации, на профессию, лагерные сроки были обычным явлением в наказании инакомыслящих. Судьба этнографа, историка и писателя Льва Николаевича Гумилёва служит тому наглядным примером.
    И наоборот, идеологически «правильные произведения» печатались миллионными тиражами, неся ксенофобскую неприязнь, полурасистскую ненависть и презрение к народам, составлявшим половину населения СССР. Так общий тираж двух изданий учебника истории для 7-х классов Б.А. Рыбакова, А.М. Сахарова и др. составил 4 млн. 898 тыс. экземпляров; учебник Л.П. Бущина для 8 классов опубликован тиражом 4 млн. 740 тыс. экземпляров. От школьных учебников не отставали и вузовские учебные пособия .
    Надо признать, в современных научных работах появился более спокойный, объективный взгляд на Орду. Исследователи постепенно отказываются от интерпретации Золотой Орды как враждебной Руси силы. Однако в массовом сознании, в учебных курсах пока господствует традиционная интерпретация одного из самых крупных и могущественных государств Средневековья, послужившего этнической колыбелью для многих тюркских народов . А если принять идеи русских евразийцев, Золотая Орда и для Московского царства стала колыбелью. Пострадали от прежних взглядов на историю России и казаки, которым отказали в праве называться народом!
    Со смертью основателя крупнейшей в истории человечества империи Чингисхана (род. ок. 1155 – 1227) происходит ослабление центральной власти, и супердержава распадается на четыре части. Первую часть, или удел Великого хана (впоследствии империя Юань) возглавил Хубилай, а три удела (улуса) были отданы другим сыновьям: Джучи, Чагатаю и Толую.
    Границы Улуса Джучи, который историки назовут Золотой Ордой, начинались от Саяно-Алтая и Тянь-шаня на востоке, проходя по низовьям Сырдарьи, охватывали Хорезм, северокаспийские просторы, значительную часть Кавказа, включая иранский Азербайджан, Крым и Причерноморские степи, доходили до Нижнего Дуная. Преобладающим населением степных и лесостепных зон и ряда оседлых областей Хорезма, Среднего и Нижнего Поволжья, части Северного Кавказа и Крыма, так называемых южнорусских степей, были тюркоязычные народы. В большинстве они являлись носителями кыпчакских и частично огузских наречий. На окраинах этой империи было немало представителей ираноязычных, кавказо-иберийских, алано-черкесских, фино-угорских и восточно-славянских народов .
     Один из внуков Чингисхана хан Хулагу включил в состав империи государства, принадлежавшие тюркам-сельджукам в Иране, Афганистане и Малой Азии.
    Империю называют «монгольской», но собственно монголоязычные народы (шивэй, кумоси, си, кидане) в ранние средние века расселялись между тюрками и тунгусо-манчжурами (мохэ, бохайцы и др.) . В Улусе Джучи они вскоре «растворились» в тюркоязычной среде.
    В XI – XII вв. жителей территории современной Монголии китайцы называли татарами. И в тангутских источниках XII века всё население Монголии называется татарами. Название кочевников «монголы» впервые встречается у Плано Карпини, и с этого времени этнонимы «татары» и «монголы» в латинской литературе Средневековья становятся взаимозаменяемыми . «Есть некая земля среди стран Востока, о которой сказано выше и которая именуется Монгал. Эта земля имела некогда четыре народа: один назывался йека-монгал (Geke Mongol), то есть великие монгалы; второй называется су-монгал, то есть водяные Монгалы, сами же они себя именовали татарами от некой реки, которая течёт через их страну и называется татар; третий народ назвался меркит, четвёртый – мекрит» .   
    Не исключено, те, кого сегодня называют монголами, узнали, что являются наследниками Чингисхана лишь в XIX столетии, но возражать не стали . И на карте государства Ся в XI веке население Монголии именуется татарами.
    Рашид ад-Дин свидетельствовал, что «по причине былого могущества татар… все тюркские племена называют татарами». В том числе и монголоязычные племена назывались татарами. Несмотря на то что в его «Сборнике летописей» большое место занимает легенда о древнем племени этнических первомонголов – родном племени Чынгыз-хана, и об их войне с племенем плохих татар, скорее всего, они действительно не были знакомы со словом «монгол».
    Рафаэль Хакимов, ссылаясь на Рашид ад-Дина, отмечает: «…Уже в глубокой древности татары подчинили себе другие тюркские племена, вплоть «до границ Хитая», которые стали называться по имени господствующего племени. В этом случае этноним «татар» становился политонимом. Нечто аналогичное происходило с именем «монгол», который с возвышением Чингиз-хана становится политонимом, а потому многие племена стали называться монголами, как раньше назывались татарами, свидетельствует Рашид ад-Дин. Однако при этом он делает весьма существенное примечание, что, мол, и поныне от Китая до Дешт-и Кипчака и Магриба все тюркские племена называются «татарами». Даже впоследствии, когда Чингиз-хан прославился на весь мир как великий завоеватель, летописцы Монгольскую империю неизменно называли Татарией, но не Монголией. Со временем вся Евразия стала отождествляться с «Татарией», что и зафиксировано на средневековых картах»  .
    Тем не менее в России историки поддержали тезис об истреблении племени татар Чингисханом, не утруждаясь объяснениями, почему впоследствии подданных империи, её воинов называли татарами. Причем сами истребленные татары составляли, в т.ч. личную гвардию Чингисхана. Возможно, какое-то из мятежных татарских племён, не пожелавших признать власть Чингисхана, было разбито и даже уничтожено, но это не изменило этнический состав его армии и за ними прочно закрепилось название «татары».
    Расшифрованные в конце XIX в. датским профессором В.Л.Томсеном тюркские руны на каменных памятниках периода Тюркского каганата VI – VIII вв. свидетельствует о деяниях тридцати татарских племён («утыз татар») . О более многочисленных племенах в Евразии раннего Средневековья нигде не упоминается. И в русских летописях ордынские завоеватели назывались «татары» или «татарове».
    Известный британский историк ориенталист, дипломат Эдуард Паркер (1849 – 1926) к татарам относил скифов, хуннов, гуннов и тюрок; в итоге двадцатилетних исследований он пришёл к заключению, что между указанными народами существовала этнографическая связь. В своем знаменитом произведении «A Thousand Years of the Tartars» он объединял все народы, стреляющие из лука с лошади, назвав их «татарами» .  Северных кочевников в III веке до н.э. «татарами» называли китайцы и основатель империи Хунну шаньюй Модэ. В одном из посланий императору владыка китайского Кантона старый Вэньди писал: «Модэ … поведал, что ему удалось объединить под своей властью всех татар – или, как их назвал Модэ, «все народы, стрелявшие из лука с лошади» .
    Таким образом, среди потомков древних уйгуров, каев, кимаков, огузов (гузов, торков), берендеев, печенегов, кыргызов, половцев, черкесов (черкасов) и многих других обитателей Великой Степи в ордынские времена могли быть те, кого называли «татарами». Татарами (арами) могли называть динлинов и россомонов, часть потомков которых в ранние Средние века получили этноним «рус», если принять собирательный смысл названия «ar» древнетюркского словаря, о чем говорилось выше. 
    Сторонники ассимиляции монголоязычных народов в тюркоязычном обществе монгольской империи к концу XIII в. не объясняют отсутствие государственных актов на халха-монгольском языке. Возникает вопрос, на каком же тогда языке отдавали приказы военачальники своим подчинённым татарам? И почему хану Берке, сменившему на престоле Улуса Джучи хана Батыя, письмо египетского султана было переведено с арабского языка на тюркский, после чего его и прочитали хану ? То есть внуки Чингисхана говорили на тюркских наречиях. Что это: тюркизация монголов, они были двуязычны или же изначально завоеватели были тюркоязычными?
    Также для воинов хана Хулагу не было проблем в языковом общении с тюркоязычными мамлюками египетского султана на берегах Средиземного моря.   
    Рафаэль Хакимов пишет, что на основе существующих данных в разговорной речи, литературе и в канцелярии Золотой Орды пользовались татарским языком, вначале на уйгурской рунике, а затем на арабской графике .
    Ещё одним неразрешённым вопросом истории Золотой Орды является антропология завоевателей. Археологи с антропологами определяют, что к началу XV в. её городское население составляли люди смешанного европеоидно-монголоидного типа с преобладанием европеоидного компонента: «…По всей видимости, сын монгола и, например, половчанки мог занимать высокое социальное положение, осознавать себя татарином и иметь при этом европеоидную внешность» .
    Такую интерпретацию находок археологов в аристократических склепах Нижнего Поволжья времён Золотой Орды приводит Леонид Яблонский, совершенно справедливо считая, что половчанка могла иметь европеоидную внешность. Но сегодня в Восточной Сибири дети от смешанных браков, например, бурятских парней и русских девушек имеют типичную монголоидную внешность. По-другому практически не бывает, если только среди предков этих парней не было русских или, например, татар; монголоидные антропологические признаки являются доминирующими. Это означает, что в Нижнем Поволжье и Северном Причерноморье появление полчищ монголов должно было привести к монголоидизации тех, кого называют европеоидами, а не к европеидизации тех, кого сегодня называют монголами.
    Возможно, прав Гали Еникеев в том, что в XII в. такого сообщества, как «монголы» - ни этнического, ни политического, - ещё не было. В XIII в. государствообразующим народом монгольской империи были татары, а название «монголы» имело «учёное», официальное» значение . То есть это не этническое, а политическое название образовавшегося государства и населяющих его народов.
    Так же и по Рашид ад-Дину целый ряд племён «подобно джалаирам», татарам, ойратам, онгутам, кераитам, тангутам и прочим, из которых каждое имело определённое имя и специальное прозвище – все они из-за самовосхваления называют себя монголами, несмотря на то, что в древности они не признавали этого имени .
    В китайских источниках, начиная с 1211 года, государство Чингисхана впервые получило официальное наименование «Да мэн-гу го», что переводится как «Великое монгольское государство» .
    Но это название государства на китайском. На тюркском оно могло звучать как «Мэнге Эль», т.е. «Вечное государство», подобно предшествующему «Вечному тюркскому элю» VI – VIII вв.
     Для Золотой Орды присуще было сочетание государственной администрации с традиционными органами управления местных жителей. В том числе русские города и княжества делились по стандартному военно-территориальному принципу монгольской империи на тумены. Каждый тумен в исполнении всеобщей воинской повинности обязан был собирать в поход 10 000 воинов. Командовали туменами ордынские баскаки. С учётом разной населённости в русских княжествах и возможностей рекрутского набора в некоторые тумены входили несколько городов или княжеств.
    Войско татар без основательной поддержки из Руси, её князей, духовенства и простолюдинов, не могло совершить ни «нашествие и завоевание», ни «кавалерийский рейд» в Европу, считает Гали Еникеев . А рассказы чуть не о полумиллионной армии, пришедшей из Монголии, вызывают большие сомнения. Даже сегодня переброска такой армии по автомобильным, железным дорогам и воздуху с использованием современных средств передвижения является непростой задачей. А в те времена на бескрайних просторах Сибири, Средней Азии, Урала без дорог задача была практически невыполнима. В ином случае ее нескончаемые обозы растянулись бы на всем протяжении от Байкала до Карпат.
    Реалии проще. В известной битве у реки Калка в 1223 г. объединённые дружины русских и половецких князей потерпели поражение от двадцатитысячного монгольского экспедиционного корпуса Субэдея и Джэбе. И очевидно, это был не простой поход с целью разведки. В его задачи изначально входили переговоры с племенными вождями и правителями городов, в том числе русских. Вполне возможно, им предлагалось участие в каких-то союзах, а те, кто отказывался, были разбиты. Лишь в Волжской Булгарии монгольский корпус потерпел чувствительное поражение.
    Военные компании монголов 1219 – 1223 гг. не привели к установлению их господства в тех странах, куда они вторглись. Однако военные операции, проведенные на столь обширной территории трудно назвать разведывательными. Это была одна из масштабных акций монголов в ряду их длинной цепи, предпринятая Чингиз-ханом с целью установления контроля над стратегически важным регионом .
    В самом начале второго похода на Запад первой жестоко пострадала Волжская Булгария. Субэдей не простил своего поражения здесь в первом походе. Многие её города после разгрома уже никогда не восстанавливались, а государство утратило даже свое название.

    Субэдей участвовал во всех основных монгольских походах первой половины XIII века. Совместно с Джэбэ (1181 – ок.1225 или 1231) командовал войсками в битве на Калке. Субэдей был фактически главнокомандующим в Западном походе хана Батыя.
За ними пострадали и оказавшие сопротивление города Северно-Восточной Европы, в том числе столица Владимиро-Суздальского княжества, Ярославль, Торжок, Тверь, Козельск. Зимой же 1237 – 1238 гг. был нанесён удар по Рязанскому, Новгородскому, Смоленскому, Черниговскому княжествам. К 1238 г. сопротивление в северо-восточных русских княжествах практически было сломлено. В 1238 – 1239 г. оказались разгромлены очаги сопротивления на Нижней Волге, в Подонье и в некоторых районах Северного Кавказа. Оставались нетронутыми только добровольно сдавшиеся города, такие, например, как Ростов или Углич. Заметим, в 1223 году даже объединенное войско русских князей и половцев не смогло оказать достойного сопротивления двадцатитысячному корпусу Субэдея. Много ли больше воинов требовалось хану Батыю, чтобы разгромить разрозненные княжества и города?
     К весне 1239 г. Поволжье и Подонье оказалась во власти хана Батыя. В Северное Причерноморье, в западные русские княжества, в Крым и на Кавказ направились тумены Гуюка, Мунке и Берке. Осенью 1240 г. началось наступление на Киев. Киев пал, а за тем та же участь постигла Волынско-Галицкое княжество. Зимой 1240 – 1241 гг. войска хана Батыя вышли на границы Центральной Европы. На очереди стояли Польша и Венгрия…   
    Формируется государство с определёнными обязательствами для княжеств и племён, в числе которых была уплата «федерального» 10%-го налога («ясак», «дань», «выход») и различных пошлин, сборов, а также поставка воинов в объединённые войска. По результатам второго западного похода во всех русских княжествах начинает применяться принцип десятичного военно-территориального деления с сохранением атономии княжеств. Вступает в действие определенного рода «Закон о всеобщей воинской обязанности», и великому хану монгольской империи не было необходимости переправлять с востока на запад огромные количества людей и лошадей с десятками тысяч подвод для фуража и снаряжения.
    Следует заметить, что материковая Евразия оказалась консервативна в деле государственного устройства. Возможно, это наиболее приемлемый вариант объединения десятков столь разных и, далеко не самых миролюбивых племён и народов. Некоторые признаки федеративного устройства в евразийских империях прошлого отмечаются уже со времён гуннов. Такая государственная организация была в Тюркском каганате.  В Российской Федерации живём мы сегодня.
    И десятичная система в войсковой организации известна со времен гуннов. В монгольской империи она распространялась на всё подвластное население и способствовала созданию феномена «народа-войска» по военно-территориальному и родоплеменному принципу. Начальники становились одновременно и наместниками на определённых территориях .
    Социально-политическая система Золотой Орды основывалась на «системе четырёх беков», один из которых становился главным – беклярибеком (Беклярибек – бек над беками). Одновременно эти беки управляли своими улусами и туменами, образуя совместно с ханом правящую корпорацию .
     В ведении беклярибека была армия, верховный суд, иностранные дела, а беки руководили созданным позже государственным Советом (Диваном). Наиболее известными беклярибеками Золотой Орды называют Ногая, Кутлуг-Тимура, Мамая и Идегея. В разное время они практически единолично управляли улусами Золотой Орды и участвовали в сменах наследников ханского престола. 
     Исполнительным аппаратом управления - финансами, налогами, назначением чиновников и пр. - заведовал везирь.
    Кроме беклярибеков, тумены представляли и другие беки, но все они находились рангом ниже и занимали подчинённое положение по отношению к высшей аристократии Золотой Орды. В состав туменов входили представители небольших владений, управляемых вождями (князьями) разных племён и родов. Организационными вопросами в них занимались назначаемые баскаки. Они проводили не только сбор налогов и перепись населения в подчинённых территориях, но участвовали в наборах рекрутов в армию, зорко следили за деятельностью подвластных им князей.
    Баскаки в русских княжествах разделялись на младших и старших. К примеру, за Великое княжество Владимирское отвечал великий владимирский баскак.
    В монгольской империи все земли государства делились на две части – правую и левую стороны (крылья). В свою очередь оба этих крыла в соответствие с традиционной тюркской системой четырёхчленного деления державы делились ещё на два крыла. Подобная структура находила отражение в военной организации, и военная знать, приписанная к какому-либо крылу, в сражении чётко знала своё место. Улусы Джучи и Толуя изначально признавались менее значимым «правым крылом» по отношению к улусу Хубилая.
    Весьма важную роль в общественной жизни Золотой Орды играл съезд аристократии курултай. Он служил органом, выражавшим интересы клановой аристократии, опиравшейся на своё военное могущество. Как общественный институт курултай возник у кочевых народов ещё в эпоху классообразования и был формой народоправства. Однако позднее его функции узурпировали аристократы – главы кланов и вожди военных дружин. В разные годы существования Золотой Орды роль и значение курултая менялись: то ханы укреплялись, подчиняя своей власти знать, то аристократия вынуждала ханов идти ей на уступки.
    В завершении второго западного похода войска хана Батыя прошли через Польшу, Чехию, Венгрию, не потерпев ни одного сколько-нибудь значащего поражения, и весной 1242 г. вышли к Адриатическому побережью. Их армия к тому времени в значительной мере состояла из воинов русских княжеств или, что более вероятно, из казаков. Андрей Андреевич Гордеев в связи с этим написал: «Молодёжь из русских княжеств, поставленная в условия полукочевого быта, быстро свыкалась с общей обстановкой, приучалась к постоянной связи с лошадью и превращалась в смелых наездников, способных стрелами носиться во всех направлениях обширной страны».
    Но серьезно думать, что дети землепашцев или горожан сумели легко овладеть искусством прирожденных кочевников и воинов, не приходиться. А вот казаки действительно были врожденными воинами и органично вписались в воинские подразделения Золотой Орды. Значительная часть их могла говорить  на славянских наречиях, учитывая славянизацию населения Днепровско-Донского междуречья в IX – XI вв., о которой говорилось выше.
    Без подобных пополнений в рядах воинов Золотой Орды ее экспансионистская энергия резко бы ослабла на протяжении длинных компаний, в особенности, принимая во внимание то, что демографический потенциал исконных тюрко-монгольских областей никогда не был достаточным .
    В Европе возникла паника. Римский папа объявил крестовый поход против татар, которому, впрочем, тогда не суждено было состояться, и начались поиски мирных соглашений с ними.
    В течение 1242–1256 гг. хан Батый не вел никаких серьезных войн. Он восстанавливал разрушенные и строил новые города, заложив основы будущего могущества Золотой Орды . Столицей Золотой Орды, занявшей выгоднейшее географическое положение и контролировавшей Великий Шёлковый и Великий Волжский торговые пути, вначале стал Булгар, а за тем основанный ханом Батыем город Сарай-Бату на Нижней Волге.
    В российских учебниках по истории практически не найти сведений о богатстве и роскоши городов Золотой Орды, одеждах и быте её аристократии. Когда же читателям предлагают судить о народе, основываясь на зарисовках из жизни беднейших его слоёв, часто складываются извращённые представления о стране. В том числе и в «Истории государства Российского» Н.М. Карамзина красочно отражены самые неприглядные стороны жизни татар монгольской империи, почерпнутые из работ европейцев Плано Карпини и Гильома де Рубрука с игнорированием тех картин, которые свидетельствовали об ином.
     Монументальный труд Николая Михайловича Карамзина является ярким примером художественно-исторического произведения прекрасного литератора, отражающим его видение российской истории, к сожалению, не исключающего предвзятости в описании жизни разных народов, входивших в Российскую империю. Он исполнял заказ Дома Романовых. Более удивляют, например, современные фильмы о Золотой Орде, где изображаются какие-то дикие, одетые в страшные лохмотья человекоподобные существа. Но каким же образом дикие кочевники создали величайшее в мировой истории государство с отлаженной системой коммуникаций, четкими правами и обязательствами подданных, регулируемых имперской конституцией (Яса), налогово-финансовыми институтами и строгим военно-политическим управлением?! Причем, империя, созданная Чингисханом и его внуками, сохраняла свое могущество в Евразии от Средиземного до Желтого морей на протяжении нескольких столетий.   
    Евроцентристски ориентированные историки родиной конституционализма считают Британию, связывая это с «Великой хартией вольностей 1215 года». Но «Великая Яса» Чингисхана была принята на 9 лет раньше, а по глубине и широте охвата и регулирования жизнедеятельности государства она превосходила британскую «Хартию». А потому вполне справедливо Геннадий Александрович Тюньдешев называет империю Чингисхана, а не Британию родиной конституционализма .
    Совершенно иной Орду видели современники той эпохи. Возьмём, к примеру, мнение автора историко-географического сочинения «Пути взоров по государствам разных стран» Эломари (Ибн-Фадлаллах ал-Омари, 1300 – 1349) о женщинах ордынских правителей: «…Жены их участвуют с ними в управлении; повеления исходят от них (от обоих)… Мне пришлось видеть много грамот, исходивших от царей этих стран, времён Берке и позднейших. В них (читалось): «мнения хатуней и эмиров сошлись на этом» .
     Подобное отношение к женщинам свидетельствует о высоком уровне развития цивилизации!
    Арабский путешественник Ибн Баттута (1304 – 1377) в рассказе «Подарок наблюдающих диковинки городов и чудеса путешествий» указывал: «…Одна из привычек его [хан Узбек] та, что в пятницу после молитвы, он садится в шатёр, называемый золотым шатром, разукрашенный и диковинный. Он из деревянных прутьев, обтянутых золотыми листками. Посредине его деревянный престол, обложенный серебряными позолоченными листками; ножки его из чистого серебра, а верх его усыпан драгоценными камнями. Султан садится на престол; с правой его стороны – хатунь Тайтуглы и рядом с ней хатунь Кабак, а с левой стороны – хатунь Баялунь и возле неё хатунь Урдуджи. У подножья трона стоит справа (старший) сын султана, Тинабек, а слева второй сын его, Джанибек. Перед ним сидит дочь его Иткуджуджук. Когда приходит одна из них [хатуней], то султан встаёт перед ней и держит ее за руку, пока она всходит на престол. … Каждая хатунь их ездит в арбе; в кибитке, в которой она находится, навес из позолоченного серебра, либо из разукрашенного дерева. Лошади, которые везут арбу её, убраны шёлковыми позолоченными покровами. …На голове хатуни – бугтак, т.е. нечто вроде маленькой короны, украшенной драгоценными камнями, с павлиньими перьями наверху. На ней шёлковая одежда, усыпанная драгоценными камнями, вроде мантии, какую одевают византийцы…» .      
   Европейским дамам подобные украшения стали доступны не ранее XVI века. И уж совсем неизвестны были этим дамам тонкости соблюдения личной гигиены, какие существовали в Золотой Орде. В средневековой Европе вплоть до XVII в. вообще редко мыли тело, считая это вредным для здоровья!
    В целях нейтрализации неприятных запахов, исходящих от тела, изобретались разного рода притирки – «парфюм». Об общественных каменных банях с подогревом полов, какие строились в городах Золотой Орды (например, обнаруженные археологами останки «Красных палат» в Булгаре, бани Селитренного городища в Сарае, Мохше, Укеке и др.) в Западной Европе и не помышляли! Там, даже вначале XIX в. считали, что от частого мытья может пострадать потомство…   
    Среди гражданских общественных построек городов Золотой Орды бани занимали довольно значительный процент . Популярность общественных бань объяснялась еще и тем, что они становились своеобразными клубами, где посетители проводили много времени .   
    В качестве еще одного подтверждения высокого положения аристократок Золотой Орды, приведем отрывок из письма римского папы Бенедикта XII (1334 - 1342) жене хана Узбека Тайдуле: «Венедикт епископ и проч. Достойнейшей Государыне Тaydolu, Императрице северной Татарии, милость в настоящем, которая пусть приведёт к славе в будущем. На днях представившиеся нам любезные сыновья Илья из Венгрии, Франсиканец и благородные Петрано дель Орто, бывший владетель Каффы, и Альберт, его товарищ, посланники Его В. Государя Узбека Императора Татар, супруга Вашего, постарались нам, между прочим, представить с какой любовью Вы, питая дух благоговения и кротости и нося в душе преданность к нам и св. римской церкви, обходитесь с христианами католиками, повинующимися римской церкви, живущим в той стране, и с какою готовностью к делам милосердия Вы оказываете милости и полезное покровительство. …Мы же, с нашей стороны, за спасение Ваше, супруга Вашего и детей, душевное и телесное, просим Бога усердными молитвами. За милости, оказанные Вами упомянутым христианам, и подарок, присланный от имени Вашего, который мы приняли с благодарностью по уважению к Вам, благодарим чувствительно. Дано в Авиньоне, 17 Августа, в шестой год» .
    Или ярлык от той же Тайдулы русским князьям, выданный 26 сентября 1347 г. митрополиту Иоану:
    «Тайдулино слово тайде. Всь Иоан митрополит за вас молебник молиться от пръвых добрых времён и доселе такоже молебник. Не надобе им мзда, никакая пошлина ни емлют у них ничего, занеже о нас молитвы творять. И что есьмы млъвили, то бы есте вси ведали. Или что в городех какие пошлины или какые дела или сила будеть им, а тебе скажють, и ты слово их выслушай да поистине дело их управи. Или пакы от кого пред самеми на попы и на их люди слово приидеть и ты бы им силы не чинил никакие, упокоини бы были, а о нас бы молитву творили.
   А вы русские князи, Семеном точен всеми митрополиты, как на перед сего кои дела делали, а нынечя также делають.
    Молвя о нишенем грамоту дали есмы. Свиного лета осьмаго месяца в 5-и ветхах. На Желтой Трости орда кочевала. Написано» .
     Приведённое описание царского двора, городская культура, письма папы римского Тайдуле-ханум и ярлык русским князьям не оставляет сомнений в том, сколь высокий авторитет и уровень образованности могли иметь аристократки Золотой Орды. Какие лохмотья и нестиранные халаты на женщинах видят авторы современных опусов о Золотой Орде, не понятно?!
    Другой пример, уже от Гильома де Рубрука, который посетил Золотую Орду в XIII веке: «…Они разрезают мясо на маленькие кусочки на блюдечке вместе с солью и водой – другой приправы они не делают, - а затем острием ножика или вилочки, сделанных нарочно для этого, наподобие тех, какими мы обычно едим сваренные в вине груши и яблоки, они протягивают каждому из окружающих один или два кусочка, сообразно с количеством вкушающих» .
    Заметим, что в Италии вилка стала распространённой столовой принадлежностью в середине XIV века, а в Северной Европе вошла в обиход только к середине XVII в., т.к. долгое время её использование запрещалось католической церковью! 
    То же и об увиденных путешественником, посланником и разведчиком папы римского Марко Поло бумажных деньгах, неведомых тогда европейцам: «…Приготовят бумажки так, как я вам описал, и по приказу великого хана распространяют их по всем областям, царствам, землям, всюду, где властвуют, и никто не смеет, под страхом смерти, их не принимать. Все его подданные повсюду, скажу вам, охотно берут в уплату эти бумажки, потому что, куда они не пойдут, за всё они платят бумажками: за товары, за жемчуг, за драгоценные камни, за золото и за серебро; на бумажки всё могут купить и за всё ими уплачивать; бумажка стоит десять безантов [арабских динаров], а не весит ни одного» .
     Кроме введенных в оборот бумажных денег, в 1311 гг. хан Токта в Улусе Джучи проводит грандиозную денежную реформу для унифицирования её монетной системы. С этой целью все выпущенные в предшествующие годы монеты были запрещены и введена новая серебряная монета одного типа с устойчивым весом, имевшая хождение до второй половины шестидесятых годов XIV в. Это в значительной мере способствовала расцвету экономики Золотой Орды.
    Но обратимся к сути рассматриваемой проблемы.
    Илья Владимирович Зайцев в прекрасной монографии по истории Астраханского ханства примерами из документальных источников показал динамику взаимоотношений между казаками Золотой Орды и рождением Московии. Он справедливо указывает, что народов, единственным типом хозяйствования которых является кочевое скотоводство, не существует и никогда не существовало. Постоянным был и процесс превращения кочевников в полуоседлое и оседлое население. Более того, «перед лицом неурожая ордынцы были бессильны». А рыболовная терминология, в том числе относящаяся к засолке рыбы в низовьях Волги, почти вся тюркского происхождения. Что, согласитесь, плохо согласуется с устоявшимися представлениями о кочевниках.
     Важнейшей статьёй экономики Золотой Орды был сельскохозяйственный экспорт, включая пшеницу. Сей факт ордынской истории умалчивался в российской историографии. Вероятно, это не согласовывалось с формируемыми в России представлениями исключительно кочевого уклада Золотой Орды. Тем не менее известно, что как только из-за внутренних междоусобиц сокращалась торговля Орды с Византией, там, в Византии, наступали голодные времена. Понтийский регион к северу от Крыма, побережье Чёрного моря от Крыма до устья Прута и Дуная, лесостепная зона Западной Евразии с эпохи античности служили житницей для различных государств.
    Генуэзскими, византийскими и др. купцами из крымских городов отгружались зерно, соль, рыба и др. продукты с бытовыми предметами не только в Византию, но в Италию и др. страны.
    Нет оснований сомневаться в том, что в ордынские времена на Волге и в Каспийском море активно развивалось судоходство. По мнению С.Бэрона «очень вероятно, что русские (на Каспии – И.З.), как новички в мореплавании, скорее адаптировали суда, которые они нашли действующими, чем создавали новые» .
     Здесь следует заметить, что Бэрон, вероятно, имел в виду московитов, так как древние русы, в X веке бороздившие морские просторы слыли прекрасными мореходами.
    В ярлыке казанского хана Сахиб-Гирея (1523) фигурировали особые «судовые чиновники», или «досмотрщики судов»; вероятно, такая же должность существовала и при астраханских ханах. Черноморский флот генуэзцев или венецианцев тех времён и правила торговли, формировавшиеся у европейцев, уже были более совершенным. Но даже слова «деньги», «казна», «сумма», «таможня» в русский язык пришли не из Европы, а из Золотой Орды.
    Более того, Николай Крадин со ссылкой на Buell P., Anderson E., Perry Ch., 2000; Allsen T. 1997, 2001; Biran M. 2004 считает, что монгольские завоевания способствовали началу масштабных миграционных процессов, культурных контактов, зарождению новых вкусов и моды в самой Европе. Европейцы познакомились с технологией перегонки спирта, компасом, порохом и книгопечатанием. К тому же, монголы стимулировали распространение медицинских идей, способствовали  развитию картографии, изучению языков и составлению словарей.
    Но не только медицинские идеи стимулировались в монгольской империи. Первое в мировой истории применение бактериологического оружия связано с Золотой Ордой. В 1344 г. хан Джанибек, поверив слухам о готовящемся сговоре венецианцев и генуэзцев против него в колониях Крыма, отправил войска на практически неприступную крепость Кафы (Феодосия). После долгой и безуспешной осады ханский беклярибек Могул-Буга решился на крайнюю меру: «…Через крепостную стену с помощью катапульты было переброшено тело человека, умершего от чумы. Естественно в жаркое время года в тесном и не очень чистом городе сразу вспыхнула эпидемия. Многие из осажденных, стойко выносившие осаду и штурмы, в страхе перед болезнью бежали в метрополию – в Венецию и Геную. Однако среди беглецов оказались уже зараженные, которые принесли страшную болезнь в Европу. Так началась эпидемия чумы 1348 – 1349 гг., выкосившая, по некоторым сведениям, до 60% европейского населения. Чуть позднее, в начале 1350-х гг., она вернулась и прошлась по Руси: именно тогда умер великий князь Семен Иванович Гордый – как и многие другие князья вместе с большим количеством своих подданных. Примечательно, что в самой Золотой Орде чума принесла куда меньше бед: ее города были более чистыми и менее густонаселенными, в степях же население было еще реже»  . 
   Писать о государстве «Киевская Русь», куда некоторые авторы включают даже Московское княжество, не только в ордынские времена, но и накануне похода хана Батыя вряд ли возможно. Были отдельные непрерывно враждовавшие между собой княжества, которыми руководили Рюриковичи. Достоверно можно говорить лишь о главенстве Киева над частью княжеств Поднепровья, которые назывались Русской землёй: «В лето 6757 (1249 г.) Князь Глеб Всеволодовичь ходи в Орду к царю Сартаку Батыевичу; и Сартак почтив его, отпусти. Тоя же зыми князь великий Александрь Ярославичь приде из Орды от Кановычь на великое княжение на Киев и на всю Русскую землю; а Андрей, брат его (седее) в Володимере на стол» .   
    Из чего следует, что в середине XIII в. Великое княжество Владимирское позиционируется отдельно от Руси с Киевом. На чем и основаны утверждения некоторых украинских историков об исключительном праве украинцев на этноним «русь». 
    С приходом Батыя князья уже  обращаются с жалобами друг на друга в Сарай . Это означает не что иное, как признание хана главой обширного государства от Сибири до Карпат.
    В политическом плане княжеская власть в русских княжествах эпохи Золотой Орды оставалась нетронутой, и татары уважали законность династии Рюриковичей, никогда не возводя на престолы не Рюриковичей. Ханы не оставляли свои гарнизоны в русских городах, а управляли через своих административных должностных лиц. С началом экспансии на западе Евразии они были гораздо больше обеспокоены могуществом кыпчаков [половцев], чем Русью. Структура русско-татарского взаимодействия сменилась лишь в середине XV в. после распада Золотой Орды на Большую Оду и периферийные Казанское, Астраханское, Крымское ханства, служебное Московскому государству Касимовское ханство, а также кочевых ногайских татар. Но освобождения от Большой Орды в 1480 г.  русские достигли только в союзе с Крымом .    
     Со временем возрастало значение Великого княжества Владимирского, в состав которого входила Москва, вначале небольшой городок. Этому способствовали ордынские правители. Право на великое княжение утверждалось в Сарае, и через своих ставленников ханам было легче управлять своенравными удельными князьями, в том числе собирать налоги. Началом возвышения Москвы называют княжение князя Ивана Даниловича (Калиты), которого иногда называют «собирателем земли русской», а иногда «ханским приспешником». Кому как нравится! С ним отменяется институт баскаков и руководство княжествами, сбор налогов, набор рекрутов для походов переходит в ведение московского князя.
    Москва богатеет. Туда стекаются искатели славы и лучшей жизни с разных концов света, в том числе из Орды. Так, «…из Орды выехал в Москву татарский мурза [князь] Чет, названный в крещении Захариею, от которого произошёл царь Борис Фёдорович Годунов» . Одновременно начинается непримиримая вражда Москвы с Великим княжеством Литовским, князьям которого удалось подчинить многие западные и южные русские княжества, в том числе Киев. Гедемин (1275 - 1341) уже именует себя великим князем Литовским и Русским.
    Для Золотой Орды это был период расцвета городов, число которых насчитывалось не менее полутора сотен, в том числе причерноморские колонии Генуи и Венеции.  Население каждого из четырёх крупнейших городов Орды (Сарай-Бату, Сарай-Берке, Великий Булгар на Волге и Солхат в Крыму) составляли от 70 000 до 150 000 человек, что сопоставимо с крупнейшими городами того времени в Западной Европе. Арабский историк ал-Омари среди наиболее известных городов и областей Золотой Орды отмечает Хорезм, Сыгнак, Сайрам, Яркенд, Дженд, Сарай, Маджар, Азак (Азов), Акчакерман, Кафу, Судак, Саксин, Укек, Болгар, Дербент, а также земли Сибирь и Ибирь, Башкирд и Чулыман .
    Построенные города в Золотой Орде отличались продуманной системой водоснабжения и утилизации отходов.  В т.ч. из фонтанов, к которым вода поступала по обожженным глиняным трубам, а не только из колодцев горожане могли получать питьевую воду. Археологи обнаружили и редчайшие общественные сооружения для Средневековья – туалеты . И неслучайно городская культура в целом здесь оказалась более устойчивой к эпидемиям инфекционных заболеваний. А потому от ужасной пандемии чумы в XIV в. Улус Джучи пострадал в значительно меньшей степени, чем Европа, где погибло более половины населения, хотя начиналась она в Азии.
    Появление большого количества городов в Золотой Орде XIII – XIV вв. - явление уникальное в истории Средневековья. Открытые археологами вначале ХХ в. великолепные образцы её монументального зодчества и городской культуры, казалось, должны были перевернуть представления о месте этого государства в мировой истории.
    Но этого не происходит... И что удивительно, если для европейцев в целом поддержка представлений об азиатских варварах, коими они называют русских, вполне естественна, для чего это надо в России, не понятно?! При всем том, именно на Западе в 1943 г. вышла известная европейским учёным книга «Золотая Орда». В ней впервые наиболее правдиво и обстоятельно было изложено государственное устройство, право, наука, искусство и военное дело ордынской империи . Заметим, не в России родом из Золотой Орды, а в фашистской Германии вышла первая серьезная историческая книга о великой средневековой империи!
    Евразийская культура Золотой Орды отличалась многообразием и особыми свойствами, привнесёнными как из центра Азии с безусловным тюркским, китайским, монгольским влиянием так и культурой народов Поволжья, Северного Кавказа, русов и финноугров. Отдельные попытки российских учёных объективно рассматривать историю ордынского периода не отражались в советской учебно-методической литературе. Не происходит этого и в современной России. Тогда как величие и влияние Золотой Орды на мировые геополитические процессы Средневековья несравнимы с таковым какого-либо другого государства той эпохи. И, в определенной мере, правы Г.В. Носовский и А.Т Фоменко, предложившие Золотую Орду конца XIV – начала XV вв. называть «Русско-Ордынской империей». «…Еще в восемнадцатом веке Российскую империю именовали [Европейцы. – Прим. авт.] также «Монголо-Татарией». …Романовым потребовалось немало времени, чтобы заштукатурить подлинную историю России. В России это, вероятно, было сделано сравнительно быстро. Но иностранцы, как мы видим, не сразу отвыкли писать на картах [XVIII в. – Прим. авт.] старое название Руси.…Они писали на картах оба названия – Emperie Russienne и Grande Tartarie»  .


Глава II
АРМИЯ ЗОЛОТОЙ ОРДЫ
    Организация войска Улуса Джучи была традиционной для тюрок с переплетением военной и территориально-административной систем. Командовали войсками, как отмечалось, беклярибеки, беки и темники, реже командование брал на себя хан непосредственно. При этом десятичная система и разделение на правое и левое крыло соблюдалось неукоснительно. Иногда для выполнения определённых задач несколько туменов объединялось в корпуса под командованием единого военачальника, как это наблюдалось в первом походе Субэдея и Джэбе на запад.
    Тумены возглавляли представители аристократической верхушки Улуса Джучи, чаще из рода Чингизидов. Тысячами могли командовать представители этносов, вошедших в состав империи. Должность тысячника (тысяцкого) и в русских княжествах считалась наиболее почитаемой; тысяцкий признавался вторым человеком после князя. В истории Московского княжества хорошо известен боярин Иван Васильевич Вельяминов. Иван Вельяминов после смерти своего отца тысяцкого Василия Васильевича Вельяминова в обиде за отказ в назначении его на эту должность ушёл на службу к Тверскому князю. Впоследствии, вступив в сношения с беклярибеком Мамаем и литовскими князьями, отправлял письма недовольным правлением великого князя Дмитрия Ивановича. За связь с литовцами был схвачен, переправлен в Москву и 30 августа 1379 г. казнён за измену на Кучковом поле при огромном стечении народа.
    Существовала сложная клановая иерархия в ордынском обществе. Быт социальной верхушкой общества мало отличался от такового у податных людей, но они обладали одной важнейшей привилегией – имели право носить оружие и участвовать в военных походах. Именно отношение к службе делало того или иного человека татарином, т.е. представителем военной знати. Вне кланов и военной службы никакой другой этносоциальной структуры и самоидентификации не существовало. Социальное деление в Золотой Орде отражалось на градации её войска – на конных латников беков и эмиров, вооружённых превосходным оружием и защитными доспехами (в том числе защитой лошадей), и на простых конных лучников – батыров и казаков, вооружённых проще. «Татарин» в Золотой Орде был тем же, что «рыцарь» в Западной Европе. Развитое ремесленное производство и сосредоточение в руках клановой аристократии огромных материальных средств позволяло им хорошо вооружать свои воинские контингенты. Кроме воинов, в составе войска были их слуги. По некоторым сведениям, на одного воина-всадника приходилось, как минимум, два слуги .
    Имели место все атрибуты средневековых рыцарей, какие наблюдались в Западной Европе, с одной существенной разницей – степные воины становились всадниками раньше, чем учились ходить и с детства овладевали всеми видами оружия.
    Оружие войск Чингисхана (как нападения, так и защиты) было разнообразным, красивым и эффективным . Это давало возможность прослыть их обладателям непобедимыми. Тяжеловооружённые конные воины стали символом средневековья. В отношении ордынской армии слова «воин» и «всадник» употребляются как синонимы. Всеобщая воинская повинность военно-служилого сословия являлась традицией кочевых обществ. Также как европейские рыцари, на службу они являлись с оружием, конями и походной амуницией. Но была немаловажная особенность воинов Золотой Орды, отличавшая их от западноевропейских рыцарей, - это неприхотливость во всём, что касается быта, и выносливость в трудных походных условиях. В труде и лишениях они выносливы более, нежели кто-либо, трат у них мало, покорять землю и царства самый способный народ .
    Читая эти строки у Марко Поло, написанные в XIII в., невольно в голову приходят сравнения с советскими солдатами времён Второй мировой войны.
     Воинская повинность состояла из нескольких различных служб. Так, походная служба включала не только участие в походе, но и обеспечение его, обслуживание войск, переправ. Войска выступали в поход в строгом порядке и двигались отдельными колоннами с боевым охранением. Сторожевые отряды выслеживали неприятеля и осуществляли контроль над прилегающей территорией. Походы порою длились несколько месяцев в году, что органически вплеталось в их образ жизни .
   Общее число военнообязанных, как и численность всего военно-служилого сословия Улуса Джучи, определяют теоретически. Она могла составлять от 0,6 млн. в XIII веке до 3 млн. человек в XIV веке .
    Увеличение мобилизационных возможностей войска в пять раз происходило, вероятно, за счёт рекрутов из подчинённых племён и княжеств, в том числе из русских, и было бы нелепо отрицать их участие в боевых походах. Лишь изредка, в случаях тяжелого экономического положения из-за эпидемии или неурожая, князья могли освобождаться от набора рекрутов. Хотя и немного осталось свидетельств о золотоордынских временах, но об участие русских полков, например, в покорении Кавказа сведения есть. Также и походы на Литву с Польшей князя Льва Галицкого с сыном, князя Владимира с дружинами в составе войск Ногая в 1279, 1285 гг. запечатлены в летописях .
    Сохранились сведения о смертельном ранении русским воином знаменитого беклярибека Ногая в одной из многочисленных междоусобных войн в Орде. Кроме того, галицко-волынские князья активно использовали татарские войска в длительном противостоянии с Литвой, в котором Литва одержала верх лишь после падения могущества Золотой Орды. Свидетельства историков об участии в княжеских междоусобицах русских, состоявших в вооружённых силах Орды, не бесспорны еще из-за смешения ими этнонимов «русские» и «казаки». Так, А.А. Гордеев писал: «русские, т.е. казаки» в ордынских войсках. Но он же, отмечал: «По сведениям Татищева и Болтина, имя казаков на Руси стало известно от монгольских баскаков, какие, начальствуя в российских городах, имели при себе казаков для охраны и других надобностей» .

     В противоречивости имеющихся сведений нет ничего удивительного, если учесть, что письменные свидетельства о Золотой Орде уничтожались и, в том числе, преднамеренно.  Но о многом могут сказать, например, сохранившиеся средневековые миниатюры европейских авторов на темы битв монголов с европейскими рыцарями. В них внешность воинов той и другой стороны практически идентична.
    Историческая наука о Золотой Орде и о татарском влиянии на Русь изобилует искажением фактов. Точку зрения русской евразийской школы во главе с Г.В. Вернадским (1887 - 1973) советская академическая наука не приняла, и многие современные историки продолжают руководствоваться идиологеммой татаро-монгольского ига.
    Упорное нежелание видеть корни Московской Руси в Золотой Орде и отрицание многовековой положительной комплиментарности народов, населяющих Российскую Федерацию, а некогда и СССР, поражают! В сущности, это не просто отказ от корней, но формирование у русских образа врага в лице предков тюркоязычных и других народов России. Надо ли объяснять, что нормальные люди чтят предков и болезненно реагируют на нелестные о них упоминания, причем ложные и несправедливые... Это с одной стороны, а с другой – у самого русского народа сформированы амбивалентные чувства к своей родине: она «великая и могучая» и в то же время отсталая, вынужденная вечно догонять цивилизованных европейцев по причине татаро-монгольского ига, якобы затормозившего развитие России.   
    Такая историческая шизофрения внедряется в сознание людей. Хотя, казалось бы, признание собирания Москвой воедино осколков распавшейся Монгольской империи снимает все разговоры о неком "завоевании" русскими сибирских и центрально азиатских народов. Объединение народов не имеет ничего общего с завоеванием...

    Об отваге ордынских воинов венецианский путешественник Иосафат Барбаро писал следующее: «…Эти богатыри имеют одно преимущество: всё, чтобы они не совершали, даже если это выходит за пределы здравого смысла, считается правильным, потому что раз это делается по причине отваги, то всем кажется, что богатыри просто занимаются своим ремеслом. Среди них есть много таких, которые в случаях военных схваток не ценят жизни, не страшатся опасности, но мчатся вперёд и, не раздумывая, избивают врагов так, что даже робкие при этом воодушевляются и превращаются в храбрецов» .
    К тому же эти воины, как их предшественники на тысячу лет прежде, обладали самым совершенным для своей эпохи оружием.
    Наглядное тому свидетельство - защитное вооружение. Кроме кольчуг, ламеллярных пластинчатых и кожаных доспехов, известных и в предмонгольское время, широкое распространение получили чешуйчатые панцири, кольчуги с плоскими кольцами – байданы, куяки-бригандины и различные комбинированные виды панцирей. Использовались и конские доспехи – кояры .
    Арсенал боевых средств легковооружённых всадников был, конечно же, проще, но отвечал возлагаемым на них задачам разведки, охраны и пр. Они начинали бой, осыпая противника градом стрел, нарушали его строй и могли вовлечь в погоню за собой, чтобы завлечь под удар основных сил. В необходимых случаях участвовали во фланговых атаках, преследовали убегающего противника.
    Вот описание Марко Поло тактики боя татар: «В битвах с врагом берут верх вот как: убегают от врага, не стыдятся, убегая, поворачиваются и стреляют. Коней своих приучили, как собак, ворочать во все стороны. Когда их гонят, на бегу дерутся славно да сильно, так же точно, как бы стояли лицом к лицу с врагом; бежит и назад поворачивается, стреляет метко, бьёт и вражьих коней, и людей; а враг думает, что они расстроены и побеждены, и сам проигрывает, оттого что кони у него перестреляны, да и людей изрядно побито. Татары, как увидят, что перебили и вражьих коней, и много людей, поворачивают назад и бьются славно, храбро, разоряют и побеждают врага. Вот так побеждали  они во многих битвах и покоряли многие народы».
    В сущности, это тактика боя скифских воинов, о которых писал древнегреческий историк Геродот 1800 лет ранее!
    Легкой конницей использовались различные тактические приемы ведения боя, в т.ч. знаменитая «карусель» или «пляска». «…Изгибают войско и носятся по кругу, чтобы тем вернее и удобнее стрелять во врага. Среди таким образом (по кругу) наступающих и отступающих соблюдается удивительный порядок» .
    Легковооружённая конница впоследствии стала основой кавалерии не только в России, но и в Европе, так как с появлением огнестрельного оружия латные доспехи оказались бесполезным отягощением воина.
    В 70-е годы XIV века на вооружении у татар появляются лёгкие пушки – «тюфенки» (в русской терминологии «тюфяки»). Название орудия, вероятно, произошло от татарского слова тюфелдэтю – выплёвывать. Калибр пушек был небольшим, а вес её достигал 12 кг. Стреляли они каменными, а с середины XV века литыми бронзовыми и чугунными ядрами. Стволы лёгких пушек XIV в. археологи находят от Китая до Западной Европы. Постепенно конструкция орудий менялась, к XV в. ствол становится более вытянутым, а зарядная камора сокращается в размерах. Такие пушки-бомбарды стали грозным орудием и могли стрелять ядрами до 120 кг при весе самой пушки в 5,5 тонн . 

Глава III
ОРДЫНСКИЕ КАЗАКИ

    История тех казаков, кого в советской литературе назвали ордынскими, связывали с потомками торков, берендеев, чёрных клобуков и черкасов. С XVI века их стали именовать «запорожскими казаками». Как и другие «казачьи орды» Великой Степи, получившие это общее название в золотоордынское время, большей частью казаки представляли лёгкую конницу вооружённых сил Золотой Орды. Они первыми начинали бой, производили необходимые маневры с целью лучшего использования деятельности тяжёлой конницы и главных сил .
    Разведка, наблюдение за противником и собирание сведений о его положении    были главным условием достижения побед монгольской армии.  «Когда рать идёт за каким-либо делом по равнинам или по горам, за два дня перед тем отряжаются вперёд двести человек разведчиков, столько же назад и столько же на обе стороны, и делается это с тем, чтобы невзначай кто не напал» .
    Множество «казачьих войск» могли прийти из центра Азии. К ним присоединялись воины из Приазовских степей, Северного Кавказа, половцы. С приходом Батыя в Восточную Европу и на Кавказ торки-черкасы, черкасы пятигорские, бродники принимают участие в татарских экспедициях, привлекаются в конвои татарских баскаков или, оставаясь на местах, несут службу охраны её пограничья... Пока в империи царило право и порядок, они охраняли её границы и были известны под общим именем Казаков .
     В 1276 – 1277 гг. в результате кавказского похода Менгу-Тимура были подчинены сопротивлявшиеся дотоле аланы и некоторые другие горские народы . Половцев, принявших верховенство потомков Чингисхана в Великой Степи, безусловно, оказалось значительно больше тех, кто ушёл от его армии в Венгрию и Болгарию. А летописные половцы, союзники русских князей в битве у реки Калка в 1223 г., - это лишь часть оппозиции Чингисхану, потерпевшая поражение в гражданской войне в Восточном Туркестане и Монголии, которая бежала через верховья Иртыша в Дешт-и Кыпчак . 
    Бродники и другие отряды из племён Тьмуторакани уже при первом появлении ордынских войск выступили совместно с ними против союзных дружин русских князей и половцев. Со времен тмутараканского князя Мстислава они проживали в степях Северного Причерноморья: «…Ясы и касоги, выведенные с Кавказа, смешанные с остатками разных кочевых орд: печенегов, торков, берендеев; и под общим названием «Чёрных клобуков» или «каракалпаков… Джебе и Субутай после проведенной зимы в Таврии весной 1224 года двинулись в половецкие степи, к ним присоединились бродники и отряды тмутараканцев в надежде освободить южные степи от половцев» .
     Приведем важное сообщение Рашид ад-Дина о казаках: «…Царевичи Бату с братьями, Кадан, Бури и Бучек направились походом в страну русских и народа чёрных шапок и в 9 дней взяли большой город русских, которому имя Манкеркан, а затем туманами обходили облавой все города Владимирские и завоёвывали крепости и области, которые были на пути» .
     Он пишет о стране «русских и народа чёрных шапок». То есть, чёрные клобуки в XIII веке считались внушительной силой, но на противостояние их монголам в источниках указаний нет. Автор «Истории Казаков» А.А. Гордеев полагал: «казаки оказались в Орде своими людьми». Более того, они были столь многочисленны, что количество их могло поддерживаться собственным приростом. В годы правления хана Менгу-Тимура это послужило причиной избавления русского народа от дачи каждого десятого человека для пополнения монгольской армии. По образу жизни и привычками казаки мало отличались от других степных народов и, как правило, составляли войска, расположенные на границах ордынской империи, хотя принимали участие и в походах на запад .
    С другой стороны, крестьянские дети и горожане русских княжеств вряд ли годились для воинской службы без соответствующего длительного обучения. А при достаточном количестве казачьего населения, чьи дети воинами рождались, в том не было смысла. Возможно, и поэтому противоречивы сведения об участии значительного количества русских в ордынских войсках; чаще речь могла идти о славяноговорящих казаках, а не о русских в ордынских войсках. 
    О казаках середины XIV века свидетельствуют как особых воинских отрядах Золотой Орды, вполне независимых, но участвовавших в походах ордынских военачальников. В их числе будущий объединитель распавшейся было в результате «Великой замятни» (1359 – 1380) Золотой Орды царевич Тохтамыш вначале своей карьеры казаковал в Кок-Орде (Левом крыле Золотой Орды). То есть он и его казаки считались вольными воинами Орды, не подчинявшиеся напрямую кому-либо из улусных ханов или беклярибеков: «…Ту зиму [Тохтамыш-оглан] пробыл на службе [Тимур-] бека. Пришла весна и [Тимур-]бек дал ему несколько человек. Когда [Урус-] хан шел на летовку, [Тохтамыш-оглан] нагнал его эль и отогнал табун. Погоня настигла их и разбила. Опять возвратился он к [Тимур-] беку. Словом, казаковал [вот так] Тохтамыш-оглан, отгонял от эля  [Урус-] хана табуны и совершал набеги на эль. Ширин, барин, аргун [и] кыпчак были давними, со времен предков, элями Тохтамыш-оглана. [И когда] оглан этот самый, подвизаясь в казаках, начал творить такие [вот] дела, сорви-головы, лихие молодцы из этих элей потянулись к нему в нукеры и начали поддерживать [его] .
    Воинская казачья терминология преимущественно тюркоязычная. Даже слово «ата» переводится с татарского языка как отец, а «мэн» - некий человек, кто-то. Вот почему атамана в русской терминологии часто называли батей или отцом в широком смысле этого слова. Тем, кого вводит в заблуждение английское (немецкое) «man», напомним, кроме “man”, в тюркских наречиях имеется ещё множество слов с едиными корнями и сходными по значению с таковыми в англо-саксонских языках. Например: base,  big, history, mine, old, say, tell, teeth и др .
    Это вызывает недоумение у некоторых исследователей. Но было бы удивительно, если бы тюркоязычные гунны за восемьдесят лет владычества в Европе не оставили «следов» в европейских языках. А если принять гипотезу, что и за тысячи лет до гуннов из центра Азии в Европу периодически шли миграционные потоки (подтверждается результатами исследований археогенетиков), это вполне закономерно.
    Ордынские казаки подчинялись общим принципам формирования воинских подразделений монгольской империи. Подчёркивалась прежде всего ответственность командира, начиная от самого маленького до вождя племени, за порядок и постоянную готовность исполнять приказ сверху. Вот формулировка одного из законов Ясы относительно воинских подразделений в изложении Рашид ад-Дина: «…Каждый из эмиров тумена, тысячи и сотни должен содержать в полном порядке и держать наготове своё войско с тем, чтобы выступить в поход в любое время, когда прибудет фирман и приказ, безразлично ночью или днём» . 
     Точно так казачьи атаманы отвечали за содержание вверенных им казачьих станиц Российской империи вплоть до начала ХХ века Построение монгольской конницы и маневры на полях сражений составляли её исключительную мощь, которой не могли противостоять лучшие армии европейских народов вплоть до XVII столетия. Развёртываясь на широком фронте в форме полукольца, они охватывали противника со всех сторон. При этом лёгкая конница могла неожиданно появиться перед частями противника, произвести тревогу и так же быстро исчезнуть, заманив его воинов в расположение основных сил .
    Следует заметить, слово урау в татарском языке, означает «обходить». Урау-урау-урау закрепились в русском языке как «ура-ура-ура», уже означая «вперёд» или ответ на приветствие в армейской среде. Тогда как, например, татарское выражение «гаскер белен урау» переводится на русский язык, как «окружить войсками». Таким образом, победный клич казаков, а за тем и русских воинов истинно татарский.
     В Средние века среди восточных народов было распространено представление, служившее примером для конницы: «действовать по-казачьи». В документах Тамерлана сообщалось: «Усвоивши манеру сражаться по-казачьи, он снарядил свои войска так, чтобы я мог, как казак, проникнуть в расположение моих врагов». Так же в истории войны Тамерлана в Индии говорится: «Он превосходно знал все приёмы вести войну по-казачьи» .
    В российской исторической литературе есть упоминания и о татарской вольнице, которую русские и литовские князья в XIII - XIV вв. за определённую плату привлекали для участия в междоусобных разборках. Вот что писал Н.М. Карамзин о войне в 1334 г. брянского князя Дмитрия с Иваном Александровичем Смоленским: «…В предприятии Дмитрия служила за деньги одна вольница татарская», а хан Золотой Орды не был причастен к ней .
    Получается, татарская вольница мало отличалось от казачьей вольницы,  или они означали одно и то же. О других вольных воинах в нашей истории ничего нет.
    Казаки принимали активное участие междоусобных разборках русских князей: «В лето 6826 (1317 г.)… Того же лета выиде князь великыи Юрьи из Орды с Татары и со всею Низовьсскю землею. И поиде к Тфери на князя Михаила» .
    В дипломатических актах упоминаются казаки ордынские, казаки литовские, казаки московские, но это не значит, что они отличались друг от друга больше, чем, например, немцы германские отличаются от немцев австрийских, немцев русских или польских. До своей полной ассимиляции в чужой среде казаки оставались казаками, а немцы оставались немцами .
    Ордынскими следует считать и яицких казаков, кочевавших вдоль реки Яик (Урал). Они несли службу пограничной стражи на Яике после того, как та стала границей между Синей и Белой Ордой.  Их число достигало 30 тыс. воинов. По преданию, хранящемуся у яицких казаков, они вместе с бродниками участвовали в походе монголов на запад. Вспоминается казачий Синь-город «в луке Замора» под Илеком; поют они песни и про Куликовскую битву .    
   Как и донцы, после ордынского погрома Тимуром казаки покинули Яик и возвратились только через два-три поколения. Русским царям стали служить лишь после завоевания Астрахани.
    Некоторым исключением стали казаки, скрывавшиеся в горах между кабардинцами, – будущие гребенские и горские казаки. Но и они привлекались на службу ханами. «В 1282 г. баскак татарский Курского княжения, призвав черкас из Бештау или Пятигорья*, населили ими слободы под именем Казаков. …Но служба в этой области оказалась им не по душе, и они ушли в Канев к баскаку, который назначил им место к пребыванию ниже по Днепру. Тут они построили себе городок, или, приличнее, острожек и назвали Черкасы, по причине, что большая часть их была породою черкасы». Листки основной Лаврентьевской летописи за этот год по какой-то причине бесследно исчезли, а в опубликованной в 1962 г. летописи сообщается: «Здесь в летописи недостаёт нескольких листов». Этот пробел остался в памяти благодаря русским историкам И.Н. Болтину (1735 – 1792)  и В.Н. Татищеву (1686 – 1750), которые, вероятно, эти листы ещё в своём распоряжении имели .
    Уже говорилось, что в Орде была учреждена христианская епархия во главе с епископом Сарайским и Подонским. Богослужение велось на старославянском языке, что способствовало распространению славянского языка, хотя двуязычие казаков сохранялось вплоть до XIX в. и многие в семьях или между собой продолжали общаться на татарском. Ханы ценили казаков не меньше своих знатных родственников, огланов и князей. 
    После нашествия в 1395 - 1396 гг. очередного претендента на главенство в бывшей монгольской империи Тимура (Тамерлана) донские казаки вынужденно оставили берега Дона. Но перекопские, белгородские, ногайские и азовские казаки оставались на своих местах до прихода на северные берега Чёрного моря Османов. Лишь после этого ушли от ханов, ставших вассалами турецкого султана, перекочевав к границами Великого княжества Литовского и к ушедшим в московские «украины» донцам. 
    Евграф Савельев писал, что казаки способствовали росту военной славы беклярибека Ногая. Это его баскаки призвали на службу казаков с Кавказа, которые позже и получили названия: перекопские, белгородские и казаки охраны генуэзских колоний.
    Беклярибек Ногай заслуживает особого внимания. С 1280 г. он считался правителем западных областей Орды, являясь фактически безраздельным повелителем татарских владений на запад от Дона. Был женат на дочери византийского императора Ефросиньи и помогал Византии в её борьбе с болгарами. Ногай активно вмешивался в ордынские междоусобицы, в одной из которых и погиб.
    В приведенном ранее повествовании Георгия Пахимера говорилось, что, обосновавшись в Приазовье и северном Причерноморье во второй половине XIII в. Ногай подчинил племена аланов, зикхов, готфов, русов и многих других, а с течением времени они сделались союзниками их на войне.
    Согласно сохранившимся родословным отец Ногая был христианином несторианином. А если принять во внимание его женитьбу на византийской принцессе, христианином мог быть и он сам. В шежере (родословной) башкир племени кыпчак говорится: «…Кипчаки жили по Дону, Яику, Итилю несколько столетий, главный город кипчаков, называвшийся Сардак, находился на берегу Хазарского моря. Чингиз-хан в период своего нашествия сначала обманул татарских ханов, позднее убийством и грабежом уничтожил кипчакские племена. Некоторые спасли свою жизнь, присоединившись к орде татарского хана. (Те, которые) остались под властью татарских ханов и долгое время служили под властью мурзы Нугая, стали называться ногайским племенем» .
    Воинов Ногая называли и казаками. Ногайского племени была знаменитая казанская царица Сеюмбике, которую охраняли ее гвардейцы. Максим Степанович Глухов писал, что у степных аристократов времен Казанского ханства выдаваемых замуж малик (принцесс) к новому месту жительства сопровождал конвой из числа молодых представителей рода. В разное время этих джигитов-ногеров называли по-разному: черными клобуками, эшкетинами, бигерами, эчкенами, казаками, черкасами и т.д. В Казани они были известны как «эчкенекелэр», т.е. казаки внутренней службы, или гвардейцы. Эчкенекелэр назывались гвардейцы казанских цариц не только при Сеюмбике, но и при всех предшествующих ей жен казанских ханов — Нур-Султан, Шах-Султан и др. Ногаев пограничной службы чаще называли просто казаками, или нократами .
   В 1734 г. императрицей Анной Иоановной ногаи-христиане (кряшены) были переведены в казачье сословие и приняты на царскую службу под именем «нагайбаки». Первым наказанным атаманом этого казачьего войска стал Суворов Василий Иванович – выходец из «мензелинских служилых людей», один из первых включенный в дворянскую книгу Уфимской губернии. Его официальное воинское звание – генерал-аншеф. Это отец будущего генералиссимуса Александра Васильевича Суворова .
    Нагайбаки компактно проживают сегодня в Нагайбакском и Чебаркульском  районах  Челябинской области, потомки ногаев есть и среди забайкальских казаков.
    Составители казачьей энциклопедии вслед за Георгием Пахимером считали, что все не татарские племена в Приазовье и северном Причерноморье оказались «полностью отатаренными». Представляли они большинство или меньшинство в казачьей среде, вопрос остаётся открытым. Так же не понятно, кого именовать татарами. Если татарами называть преимущественно потомков волжско-камских булгар VIII – XIII вв. или крымцев, это будет одно, но если татары - «все народы, стрелявшие из лука с лошади», о чем писал Эдуард Паркер, это совсем другое!! Он писал и о том, что скифы Геродота, столкнувшиеся с греками и персами, вели в точности такой же образ жизни, как хунны на севере Китая и гунны в Европе .
    А как отличались вольные татары, которых в российских документах и актах часто именовали вольными казаками, от других татар или казаков? Подобные вопросы историки предпочитают не затрагивать. С другой стороны, отатаривание определенных народностей в эпоху Золотой Орды было вполне возможным, так же как в последующем обрусение большей части татар Российской империи.
    В истории народы часто принимали этнонимы победителей, а ими, как правило, становились молодые и сильные этносы. В нашей истории эпохи Возрождения таковыми стали великороссы, которых часто путают с древними русами, хотя потомки древних русов и принимали участие в формировании нового этноса, в том числе дав этноним. Наверное, неслучайно «русский» означал принадлежность к русам. Казаки же Российской империи называли себя русскими лишь в значении государственной принадлежности, но родом из казаков.
    Как отмечалось, в ордынские времена запорожские казаки несли службу в Причерноморских колониях Генуи или пополняли дружины крымских ханов. «…В рядах тех и других, несомненно, заметную роль играли ближайшие потомки торков и берендеев, известные летописцу как «все чёрные клобуки, еже зовутся черкасы», а черкасы, в свою очередь, прозвище казаков, сохранявшееся за ними до XIX в.»  .
    В Золотой Орде и после нее племенные казачьи старшины сохраняли наследственные привилегии. Так, в украинской исторической литературе встречается изображение металлического медальона, на котором изображён барельеф пожилого гетмана с латинской надписью: Chorotis Zaporoviensis Hetman I.D. Mazepa dux. Наследственный титул князя (dux) его род мог принести с собой из среды ордынских казаков, т. к. в ордах неизменно сохранялись все высокие звания и, например, несомненный казак Кочубей носил свой прежний татарский титул «бей» даже после столетнего пребывания его рода вне Крымской орды .
    После смерти великого князя Гедемина Литва разделилась между его сыновьями, Ольгердом и Кейстутом. Ольгерд (1296 - 1377) стал управлять восточной частью, состоявшей преимущественно из русских земель, и продолжил экспансионистскую политику отца, расширяя границы на восток. Он занял Чернигово-Северскую область, Брянск, волынские земли и Киев. Днепровские казаки оказались под властью литовского князя и в качестве служилого войска поступали уже на службу к нему. Таким образом, 40 000 воинов стали крупной поддержкой политики Литвы, ставившей цель поглощения Москвы. За казаками, расселившимися на литовской Украине, закрепилось прозвище «запорожцы», в том числе за теми, кто обитал много выше порогов.
    Часть казаков осталась в Крымском ханстве. Менгли Гирей в договоре от 1471 г. с великим князем Московским указывал: «Мне Менгли Гирею, царю твоей земли и тех князей, которые на тебя смотрят, не воевать, ни моим уланам, ни князьям, ни Казакам» . Они составляли три общины: осёдлую – за Поросьем в днепровско-бугском клину; полуосёдлую Перекопскую и кочевую Белгородскую. Первая оставила хана в конце XV в., сразу после того, как Менгли Гирей признал власть султана. Казаки ушли на окраинные земли Великого княжества Литовского и продолжали войну с турками. Перекопские и белгородские порвали с ханами несколько позднее, так как известно, что ещё несколько лет они делали набеги на Польшу. В 1516 г. новый хан Махмет Гирей оправдывался перед Польско-Литовским королём, утверждая, что белгородские казаки, напавшие на Польшу, не слушают его приказов и избрали себе вождём его врага царевича Алика. По польским летописям эти «белгородские молодики» считались самыми отчаянными и отличались особенным, им одним свойственным, стрижением головы: «оставляя на макушке чуб, закручивают его за ухо» .
   В конце XVI века ниже днепровских порогов организовалась самостоятельная Низовая Запорожская Республика. Пребывавшие там казаки не имели причин относиться с враждой к крымским татарам, своим соседям и недавним соратникам. Долгое время низовцы с татарами не ссорились. Они даже участвовали в борьбе придворных партий Крыма, выступая на стороне, враждебной туркам. Однако ханы всё больше туречились, забывая прежнюю близость к казакам, забывали господствовавшие раньше в Крыму традиции веротерпимости, приобретали взгляды и обычаи своих могущественных завоевателей .
    Всё пространство от днепровско-бугских лиманов до Синих Вод и Тясмина входило во владения Крымского ханства, и формально на Запорожский Низ мог претендовать турецкий султан. Однако его войска не углублялись далеко в степи: «…Турки ограничились постройкой крепостей при Чёрном море... Во всяком случае, до середины XVI века между ними незаметно постоянной враждебности. Немилосердно разоряя окраины Польши, Литвы и Московии, Татары терпели на своём пути вооружённую Сич, и это дало возможность казачьему Низу настолько окрепнуть, что после, когда пришел окончательный разрыв со всем мусульманским миром, Крым уже не был в состоянии справиться с сильной Низовой республикой . 
    Белгородские казаки не стремились в Литву. Они отошли к московской границе и вместе с азовскими казаками дали начало севрюкам и донским казакам. Именно они, как писали  составители Казачьей энциклопедии  «ушли от ханов значительно отатаренными».
    Таким образом, ордынский период истории казаков не оставляет сомнений в том, что обитавшие в степях Северного Причерноморья и Приазовья потомки торков, берендеев, бродников, чёрных клобуков, черкасов, освобожденные от податных налогов, признали власть ханов, сохранив определенную степень свободы (вольные казаки). Они стали боевыми частями вооружённых сил Золотой Орды. Тому подтверждением служат многочисленные акты и документы. И непонятно, на каком основании историки назвали их беглыми холопами из русских княжеств. Хотя, если вдуматься, наоборот, понятно, так как в ином случае пришлось бы объяснять факт вхождения казаков в состав вооружённых сил Золотой Орды, игу которой противостояли русские княжества.
     В зависимости от тех или иных предпочтении в освещении происходивших событий позднего Средневековья историки часто татар «путали» с казаками. Как заметил Игорь Куренной: «…Видимо, в истории России старика Шлёцера, не нашлось места для вольных удальцов, контролировавших гигантские территории аж до конца 18 века. И в самом деле, где им быть. Пространства, на которых надо поселить казаков, ранее 15 века все заняты. Во времени, ранее 16-ого века, места тоже не осталось. Куда не ткни - одни татарские орды. Пришлось бы "выкручиваться" по поводу того, как уживались одновременно и на одной земле татары и казаки. Либо татарский гнет для беглецов был предпочтительней русского, либо казаки и татары - это одно и то же. А в 17- м веке деяния этих, невесть откуда взявшихся в огромном количестве, казаков настолько бурные и масштабные, что забыть о них, совсем уже нельзя» .
    И на географических картах XVII века татары и казаки чаще изображались в одних и тех же местах.
    Нераскрытым остаётся еще один вопрос: почему именно запорожских казаков стали называть «сынами неба»*?  Ведь таковыми считали себя древние тюрки или «небесные тюрки»** как они сами именовали себя. Сын неба – это «кёк ул», «кок ул», «hok оl» и т.д., в зависимости от тюркских диалектов. В русском языке это определение закрепилось в прозвище «хохол».
    То же и в отношении так называемого оселедеца, напоминавшего косичку на макушке - признака знатного рода у древних восточных воинов. Вот что по этому поводу писал Евграф Савельев: «…По закону Чингисхана «Ясу»… - волосы должны быть сбриты, а на макушке оставлена одна  только косичка.
    *«Хохол» - слово стало неким пренебрежительным прозвищем украинцев в московском государстве, тогда как у тюрков его истинное значение «сын неба».
    **Кёк-тюрк – с тюркского языка переводится как «небесные тюрки».
    Высокопоставленным личностям дозволялось носить бороду, а остальные должны сбривать, оставляя одни усы. Но ведь это обычай не татарский, а древних гетов и массагетов, т.е. народа, известного ещё в XIV в. до Р.Х. и наводившего страх на Египет, Сирию и Персию, а потом упоминаемого в VI веке по Р.Х. греческим историком Прокопием. Массагеты – великие саки-геты,составлявшие в полчищах волжанина Аттилы передовую конницу, также брили голову, оставляя сверху одну косичку, и бороды, оставляя усы» . 
    Здесь речь может идти о «прическах» воинов времён скифов и гуннов, которые сохранили казаки, ставшие важной составляющей могущества войск ордынской армии.

   


Рецензии