О творчестве К. Д. Бальмонта. Гл. 3

       О мыслях, чувствах  и переживаниях творчества К.Д.Бальмонта.
                К юбилею поэта
                Глава третья «О духовной «кульминации…»
«За Смертью Бессмертие ждёт» - кажется, что такие слова  - логическое завершение не только стихотворения, но и всего цикла – а что ещё сказать?
   Однако, нет, – это удивительно стихотворение, столько мыслей и чувств пробуждающее, – лишь середина – «центр», как было уже сказано…
Снова обратимся к другому поэту-символисту М.А.Волошину и снова вспомним, что любое направление вторично по сравнению с мыслями, образами, чувствами. Некое «обрамление» внутреннего содержания. Почему вспомнили об этом? Потому, что обращались уже и обратимся ещё и к другим направлениям Серебряного века, и к поэзии века «золотого».
 Вспомним снова цикл из двадцати произведений М.А.Волошина – «Киммерийскую весну», который, конечно же, много больше по времени и пространству, чем  «Снежные цветы». И всё же…
 Тоже почти «в центре» цикла произведений о киммерийской весне стихотворение, которое незамеченным остаться не может. Строки о «возносящемся над седым холмом» Юпитере, о «певучем пламени» в душе, о воплощающей душу лирического героя «переполненной светами» чаше.  (См. «Преддверие Пути Христианского»).
 Только у М.А.Волошина все переполнено радостью, как душа лирического героя, – светом, а в стихотворении К.Д.Бальмонта словно открываются одна за другою «двери» познания – и переполнены душа и мысли если не страхом в привычном понимании, то трепетом перед неизведанным, перед тем, что разумом не постичь.
 Снова вспоминается век «золотой»  и лирический герой великого А.А.Фета:
 И с замираньем и смятеньем
Я взором мерил глубину,
В которой с каждым я мгновеньем
Всё невозвратнее тону.
 (См. также «Звезда, в литературе русской просиявшая». Гл.3). Кажется, автор «Снежных цветов» похожий трепет ощущает – трепет перед тем, что людям на земле познать не дано. Лирический герой А.А.Фета ощущает себя «первым жителем Рая», а лирический герой К.Д.Бальмонта приходит к мысли, что «за Смертью Бессмертие ждет», к чему мы каждый раз возвращаемся. Мысли фактически об одном...
 И, наконец, как мы сказали уже в предыдущей главе, стихотворение, завершающееся мыслью о бессмертии души человеческой, находится в цикле не в начале, не в финале, а в середине. А потому можно назвать его духовной «кульминацией» -  таких мыслей и образов нет в произведениях цикла ни до, ни после. Есть образы призраков, сказочных царств, а в последнем произведении лирический герой ассоциирует себя с ветром, что прикасается ко всему окружающему мирозданию, что «забвеньем веет». Несколько похоже на образы дохристианские – Сварога, например.
А христианское понимание мира только здесь, где сказано, что «за Смертью Бессмертие ждет»...
 О счастье мы всегда лишь вспоминаем.
А счастье всюду. Может быть, оно —
Вот этот сад осенний за сараем
И чистый воздух, льющийся в окно.
В бездонном небе легким белым краем
Встает, сияет облако. Давно
Слежу за ним… Мы мало видим, знаем,
А счастье только знающим дано.
Окно открыто. Пискнула и села
На подоконник птичка. И от книг
Усталый взгляд я отвожу на миг.
День вечереет, небо опустело.
Гул молотилки слышен на гумне…
Я вижу, слышу, счастлив. Все во мне.
 Отчего  обращаемся мы напоследок к строкам стихотворения «Вечер» И.А.Бунина? Оттого, что и здесь главная мысль не в начале, не в финале, а в самом «центре». А после что-то вроде «дополнения» к главному.
 «Счастье только знающим дано» - мысль эта так или иначе звучит и у поэта,  творчество которого ни к одному направлению не относится,  и у обоих поэтов-символистов. Да у очень многих ещё.
Только лирический герой одного из них, изнемогая от усталости, пробирается                к «знаниям» по тернистому пути, другой возносится, преисполненный  света и радости,  а третьему словно всё давно уже ясно, может быть, уже давно выстрадано, потому что                в стихотворении лишь созерцание столь близкого русскому сердцу вечернего пейзажа.
«Счастье только знающим дано» - знающим, что смерть побеждена Воскресением Христовым – и потому  «за Смертью Бессмертие ждет»…
 А о других мыслях, чувствах и образов поэзии К.Д.Бальмонта в следующих главах.
(Продолжение следует)


Рецензии