Былинные земли. Николаевские берега, часть 14

(Продолжение)

ГЛЫБА-ИЗВАЯНИЕ: НЕКОЛОЧСКИЙ КАМЕНЬ

Точный адрес городища, обозначенного на подробной землеустроительной карте 1810-1816 годов как Неколочь, мы не нашли. Как и близлежащих поселений. Берег был пустынен, бередя сознание вопросительными эмоциями: что произошло? Почему он безжизненен?

Неужели никакого «города», засвидетельствованного в исторических хрониках, здесь никогда не было? Ошиблись научные деятели, изучая начало прошлого тысячелетия? Или пласт веков настолько плотный, что схоронил навсегда так называемые «вещдоки» - свидетельства поселения, прогремевшего в эпоху Новгородской республики?

Безлюдное пространство усиливало эмоции и каждый из нас с недоумением вопрошал: почему здесь никого нет? Почему роскошная, величественная природа не покорилась потомкам Зылёны и Ленковичей, куда исчезла мыза, где люди?

Я отношусь к подобным метаморфозам философски. Нет ничего страшного, что некоторые сельские места в запустении. Белорусская земля столько повидала на своем веку! Пусть отдыхает!

Любуясь изумительным видом на озеро, мы шли по открытой ветрам местности, как вдруг Василь Шкиндер, еще один участник нашей экспедиции, удивленно вскрикнул:

- Смотрите, каменная баба!

Мы обернулись. Он стоял возле большого камня, ни о чем не свидетельствовавшего. Только ему, опытному следопыту, было что-то понятно. Камень был непростой. Он рассмотрел в нем творческий продукт - плод рук человеческих. Кто-то - далекий наш предок - пытался придать глыбе образ, художественную выразительность, осмысленное очертание.

Если ничего не знать о каменных бабах, то обнаруженный великан ничего не скажет. Только при внимательном рассмотрении можно увидеть признаки изваяния, отдаленно напоминающие женскую фигуру. Каменные бабы – это образы, высеченные из скалистых пород. Они известны давно: по мнению ученых, служили символами господства человека в природном пространстве. Больше всего их ваяли в виде женских фигур.

Наш камень лишь условно можно назвать «бабой»: сравнение очень отдаленное. Но несомненно одно: скалистый великан служил материалом для творчества, давал возможность высказать свое отношение к происходящему, запечатлеть порядок вещей.

Я увидел прообраз креста. Два параллельно выступающих по бокам «выроста» - только наметка, незавершенная работа по созданию фигуры, символизирующей религиозное предназначение.

Истоки Белой Руси – в духовном богатстве, богоискательстве, соучастии, что заложено ее местоположением. Располагаясь в географическом центре Европы, территория являла зону сопричастности, арену пребывания людей со всех сторон света. И это воспринималось как божественное предназначение – объединять земные сферы, способствовать взаимопроникновению, обогащать людей связующими нитями. Как продолжение праведной традиции, смотрится в сегодняшнее непростое время открытость границ, которую демонстрирует Беларусь в отношении соседей.

Одновременно белорусы впитывали различные идеалы, характерные для всех народов. Не замыкаясь в себе, они пополняли скарбницу взаимопонимания и добрососедства. Здесь могла прижиться флорентийская идея единения, могла развиться и вылиться в форму «солнечного города», о котором мечтали поколения. Здесь не было места вражде и насилию. Здесь проповедовались исконные человеческие ценности, замешанные на миролюбии, уважении и почитании других.

Камень выразил сложившийся уклад. Он лежал, повернутый головой на юг – туда, куда вели дороги из Неколочи. А боковины – словно богатырские руки, раскинутые поперек, утверждали принцип сторон света. Святые ценности запечатлел необычный камень-великан.

Неколочский берег преподнес сюрприз.

Изваяние было заслуженным вознаграждением нам за экспедиционную вылазку. Камень настолько мощный, что даже техника не сумела сдвинуть на обочину. Он лежал непобедимый - помеченный легендарной историей – как наглядное пособие к «полоцкому городу», существовавшему на переломе тысячелетий.

(Продолжение следует).

На снимке: рукотворное каменное изваяние на древнем берегу Неколочи.


13.06/22


Рецензии