Кронштадтские мотивы. Лоцман

Санкт-Петербург. Река Нева. Набережная Лейтенанта Шмидта.
Конец июля. Начало двухтысячных.


   … Ночь уже обняла Питер своими мягкими и влажными ладонями.
   На дебаркадере, что стоит на левом берегу рейда номер четыре, собралось много народа. Дневная июльская жара сменилась долгожданной прохладой. Начало двенадцатого ночи, … но шум-гам только нарастает. В половину двенадцатого назначена тактическая летучка с командирами-капитанами кораблей-судов. «Тактическая летучка» это такое совещание со всеми, кто причастен к выходу военных кораблей из акватории реки Нева, после праздника - День Военно-морского флота.


   Ленинградцы-петербуржцы много повидали вариантов празднования этого Дня. В семидесятые-восьмидесятые годы прошлого столетия более ста различных «плав средств» участвовало в празднике военных моряков. Именно тогда Серёжа Петров полюбил грандиозность военных кораблей, красоту морских ритуалов и выбрал профессию военного моряка. Вырос Серёжа в семье моряка, по-настоящему влюблённого в море. Отец служил механиком на кораблях спасательного отряда Ленинградской базы и часто рассказывал морские байки. Это всегда было увлекательно и завораживало маленького Серёжу.
   В училище, будучи курсантом, Сергей несколько раз поучаствовал в морском празднике.
   
- Помнится – гребли на веслах в шлюпке от Авроры до стадиона имени Ленина, - делится воспоминаниями начальник штаба кронштадтской бригады овр Сергей Петров с командиром МПК (малый противолодочный корабль) с бортовым номером триста четырнадцать, - там километров шесть, не меньше, да по две-три тренировки в день. Хорошо, ещё по течению … А называлось это – регата гребных судов. Были времена.


   Потом пришли годы перестройки, и военные корабли перестали ходить под мостами. В лучшем случае собирались по семь – восемь кораблей на единственном – четвертом рейде, напротив училища имени Фрунзе. Последний «пир во время чумы» проходил в 1996-м, в трехсотлетнею годовщину флота России.
   
   Петров тогда командовал тральщиком - «сапфиром» и участвовал в празднике сполна – тралил и подрывал мину перед Петропавловкой.
   … До прошлого величия не дотянулись до сих пор.
   

   Но спустя десятилетие вновь мосты-ворота Невы распахнулись для военных моряков.


   Командир корабля Антон Супранов заметно нервничает – под мосты Невы впервые зашел на корабле. Теперь выход ещё! Заходили они тоже вместе, но тогда проще было – против течения, и буксир на бочку помогал становиться. Стоит «противолодочник» на рейдовых бочках далеко, выше легендарного крейсера Аврора, - первый в парадном строю.
   И выходить ему предстоит дальше остальных кораблей.
   Сперва надо пройти Кировский, то есть Троицкий мост, после Дворцовый, и «на закуску» - Благовещенский, когда то - мост Лейтенанта Шмидта.
   
   Очень сложный маневр для быстроходного МПК-ашки. Чтобы Троицкий пройти, надо к левой набережной прижиматься, потом сразу на центр Невы править. Под Дворцовым проскочить, и снова – влево, на створ Горного института корабль выводить.
   Скорость Невы пять узлов, и течение крутит на изгибах гранитных набережных, а малый ход корабля восемь узлов.
   В общем, есть над чем попотеть!


   Начальник штаба и командир корабля ни один час над картами просидели, планшеты дополнительно начертили, расчету ГКП (главный командный пункт) растолковали - что к чему, тренировки провели. Но не спокойно на душе у обоих – малейшая оплошность и «тысячетонная махина» может «в печататься» в опору моста или ещё куда.

- Прибыл командир базы, - громко доложил вахтенный с причала, все поспешили в зал для совещаний.

   Ещё зимой военно-морской базой прибыл командовать вновь назначенный контр-адмирал с Тихоокеанского флота. Вникающий во все проблемы, не упуская каждую мелочь, командир базы старался лично участвовать в «жизни вверенного объединения».
   
   Вот и сегодня, он сам проводит летучку и уж точно останется до конца выхода кораблей с рейдов. Расселись, начали докладывать по порядку – кто, в какое время, в каком обеспечении. Потом лоцманов представили. Оказывается, на каждый корабль из «питерского» торгового порта лоцманов заказали.
   
- Лучше бы буксиры заказали, - не удержался Петров, от новости про лоцманов, - что мы дороги не знаем.

   
   Назначили лоцмана и на «триста четырнадцатый» – Игорь Спиридонович невысокий, интеллигентного вида, в белой рубашке слегка кивнул головой, когда его представляли в зале заседаний. На вид Игорю Спиридоновичу чуть больше пятидесяти лет.
   
   В заключение тактической летучки, адмирал начал задавать вопросы – вводные. «Подал вводную» и Антону: «…Корабль лежит на курсе входа под мост. Течением нос корабля резко начало разворачивать вправо. До моста пятьсот метров. Ваши действия?».

- Перекладываю руль лево десять, правой машиной работаю вперед, левую стопорю, выравниваю курс … - докладывает каптри.

- Вы бездарен, - коротко и сурово прерывает доклад адмирал, - кто старший на этом корабле?
   
- Я, капитан второго ранга Петров, - резко встает Сергей.

- Вы что скажете? – командир базы не может скрыть раздражение.

- Командир прав, правой машиной работать вперед, рулём можно и пятнадцать – двадцать, в зависимости от сноса, - спокойно отвечает Сергей.


   Пауза…

- Вы тоже … бездарен, - угрюмо тянет адмирал, - а что скажет лоцман?

- Левой машиной надо поработать назад, курс корабля выровнять и продолжить движение, - Игорь Спиридонович декларирует убедительно и чётко.
   
- Ну, вот же, - восторженно вскрикивает командир базы, уничтожающим взглядом смотрит на стоящих Петрова и Супранова, - не зря лоцманов заказали.

- Так ведь заднего хода нет, … – каптри пытается осторожно возразить.
   Но адмирал не обращает на него внимание.

- Надеюсь, с вами у нас промашек не будет, - обращается к лоцману адмирал, - а то сами видите, … какие у нас моряки.

- Я научу ребят как кораблём управлять, - с явным превосходством в голосе Игорь Спиридонович смотрит на офицеров...


... - Как же так, он инструкцию средств движению не видел, маневренные качества корабля, - говорил Антон Петрову глядя за борт, когда они возвращались на рабочем катере на корабль, - лоцман называется, даже не подошёл.
   Темная вода за бортом катера переливается разнообразным светом. Это отражаются дорожные фонари, отблески от редко подсвеченных окон Эрмитажа, фары машин и ещё … множество питерских огней плавают в Неве.
   Небо затянуло тёмно-фиолетовыми тучами, начал накрапывать дождь.
   
- Ладно, не кипятись, прибудет на корабль - мы его посвятим в наши «таинства», - отвечал капдва не унимающему командиру корабля. А «таинства» заключаются в том, что на корабле-противолодочнике по проекту - заднего хода нет.


   Точнее есть, после того как остановишь главные двигатели, корабль почти километр вперёд пройти должен – за это время винты перестают вперед вращаться и только тогда можно назад машинами работать. Особенность такая!
   
   Ох уж, много особенностей на кораблях наших … да и на флоте в целом. Понимать надо!


    На часах три часа утра, через сорок минут сниматься.

- А лоцмана всё нет, - говорит командир корабля начштаба, - как в «Пиковой даме».

- Не прибудет и ладно, всё равно уже изучить ничего не успеет, - отвечает Петров, - сами пойдем.


   Питерское небо разогнало тучи и сейчас выставило напоказ свой млечный путь.
   За десять минут до съемки с бочек Игорь Спиридонович вступил на борт корабля с подошедшего буксира, уточнять маневренные качества корабля не стал. Супранов и Петров, в то время, были заняты процессом съёмки корабля и даже не сразу заметили прибывшего лоцмана.

- Руль вправо, держите на левую оконечность моста, - уверенно командует на мостике лоцман после того как корабль снялся с бочек и начал двигаться к Троицкому мосту.
   Антон быстро смотрит на Петрова, тот согласно кивает.
   
- Рулевой, руль право пятнадцать, держать на левую оконечность моста, - подает команду каптри.

- Обе машины на ходу? - спрашивает лоцман.

- На винт работает средняя, правая и левая на холостом, - Антон стоит за рулевым и контролирует поворот корабля.
   
- А у вас три машины? – удивляется лоцман.

- А вы не знали? – Петров вплотную подходит к Игорю Спиридоновичу, - может инструкцию дать изучить.


   …Лёгкий шёпот на ходовом мостике.

- Нет, не надо, - насупился лоцман, - а скорость корабль быстро набирает…

   На курс входа под Троицкий мост вышли идеально. Но корпуса за три - четыре до моста корабль резко повело влево, течением крутануло.

- Правая машина назад, - лоцман напряженно вглядывается на нос корабля.

- Заднего хода нет, - механик удивленно и твердо говорит на весь мостик.

- Как нет? - Игорь Спиридонович обеспокоенно вскрикивает, - а что делать? Скорость большая … сейчас на опору напоремся.
 
- Командир, левой работай вперед, - Петров уже забыл про существование лоцмана.
   
- Левая вперед малый, руль право десять! Очень внимательно рулевой! - Антон напряженно смотрит, как корабль на скорости двенадцать узлов проскакивает опоры Троицкого моста.
   
- Хорошо прошел, левую стопори и на середину канала выходи, - это Петров с правого крыла мостика кричит Антону.

- Есть, - каптри снова за рулевым, правит на середину.


   Дворцовый мост прошли спокойно, а перед Благовещенским выяснилось что подводную лодку не сняли с бочек и она мешает маневру «противолодочника».

   - А где лоцман, - Сергей вспомнил о Игоре Спиридоновиче, когда увидел «препятствие», - почему ваш диспетчер не сообщил?

   Игорь Спиридонович стоял в углу ходового мостика, практически не реагирующий на происходящие события. На вопрос Петрова лоцман не уверенно пожал плечами.

- Спасибо, господин лоцман, вы «многому ребят научили», - Сергей указывает на диван, - посидите здесь и чайку попейте.

   
   Снова командир и начштаба разошлись по крыльям мостика – так удобней в узкий проход моста корабль целить.


   Через двадцать минут «триста четырнадцатый» ошвартовался на плавпричале недалеко от дебаркадера. Где-то со стороны Ладожского озера начинало быстро светлеть – летнее долгое питерское солнце начинало свой ход.


   ... Морской канал Санкт-Петербурга для военных кораблей откроется только после десяти часов утра – экипаж уже лег отдыхать, дежурный дизель-генератор мерно стучит с левого борта. После нервного прохода под мостами легкая дрожь корабля передалась и Петрову.
   Или бессонная ночь давала о себе знать.


   Сергей стоял на левом спардеке – под иллюминаторами командирской каюты, когда в него буквально влетел командир корабля.
   
- Товарищ начштаба, вы представляете, этот нахал ещё подпись требует, - «фальцетит» от негодования Супранов.

- Кто, Антон, … и что требует? - все треволнения дня окончательно утомили Петрова.

- Лоцман, - каптри отходит в сторону, за ним стоит Игорь Спиридонович с какими-то бумажками в руках.

- Вы обязаны подписать акт выполненных работ, корабль выведен с рейда и ошвартован … без замечаний, - Игорь Спиридонович протягивает лист бумаги Петрову.
   
- А вы … обязаны были прибыть заблаговременно на корабль, изучить инструкцию средств движения, убедиться в исправности … довести до командира особенности плавания … установить связь с диспетчером, - Сергей начал раздражаться словам «нахала», - так в обязательном постановлении порта написано, Игорь Спиридонович. … А?
   
- Да, но ведь всё нормально закончилось, - «нахал» не собирается сдаваться.
   
- Всё нормально закончилось благодаря командиру корабля и его расчету, а на корабельном диктофоне записано сколько команд вы подали … и сколько из них правильные, - Петров удивлён упорству бездельника, - дать послушать или в порт отправить?
   
- Я не знал, что у вас заднего хода нет, - заметно сник Игорь Спиридонович, - … а деньги я всё равно получу.
   
- Деньги, а кто бы деньги заплатил, если б на опору сели, - Супранов гневно надвигается на лоцмана.


   Тот попятился назад, озираясь, чтобы не споткнуться.


   Игорь Спиридонович, продолжая бурчать себе что-то под нос, двинулся с корабля.

- Действительно нахал, ещё научить нас чему-то обещал, - Петров смотрит в спину уходящему, - иди, Антон, проводи … бездарного.
   Начштаба улыбнулся командиру.

- Ага, понял, - подпрыгнул каптри. И помчался вслед за «лоцманом».


   Проводы оказались громкие – Супранов не на шутку разошелся. Вспомнил «лоцману» кто и чему смог научиться … цитировал инструкцию … объяснил - кто несет ответственность. Провожал каптри Игоря Спиридоновича до самого выхода с пирса. Громкий голос Супранова, усиленный гранитным эхо набережной, далеко разносилось по рейду Невы.
   Игорь Спиридонович не спорил и не отвечал, лишь убыстрял свой шаг.

   
   Петров наблюдая за происходящим, обратил внимание на черный автомобиль, стоявший напротив корабля. «Уж не командир ли базы?» - устало подумал Петров.


   …В ноябре того же года на подведении итогов контр-адмирал, вручая грамоту Антону Супранову, слегка поморщившись спросил: «А у вас действительно на корабле заднего хода нет?»

- Так точно – нет! - отвечал командир лучшего, по итогам года, корабля.



«26» февраля 2022 года


Рецензии
Я, конечно, не адмирал, но тоже засомневался: «А у вас действительно на корабле заднего хода нет? Он что, самолет что ли?»
И еще один момент: - Ага, понял, - подпрыгнул каптри. И помчался вслед за «лоцманом». Не совсем удачное предложение. А зачем у Вас "лоцман" заключен в кавычки?

Ник Литвинов   20.12.2024 23:37     Заявить о нарушении
Благодарю за внимание и сомнения. С уважением и наилучшими пожеланиями.

Сергей Петрович Екимов   21.12.2024 12:24   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.