Бог Микеланжело

(На сайте "Die Erschaffung Adams - Wikipedia"  фреску «Сотворение Адама» можно рассмотреть вблизи с многократным увеличением.)


                1. Ангельское имя, воплотившееся на фреске

Начало имени Микеланжело в переводе с древнееврейского означает «Кто как Бог!» Это ангельское восклицание, в котором выражено восхищение перед величием Творца, во всём своём великолепии  раскрылось  на фреске «Сотворение Адама».

                2. Без помощи Божией мы ничто

На примере Адама гениальный живописец  показывает, что человек без помощи Божией не то что рукой, пальцем пошевелить не может.  Господь своим могущественным жестом дарит каждому из нас, как Адаму, Свою животворящую энергию, поскольку все «мы Им живём, движемся и существуем» (Деян.17:28).

                3. Полнота вечного бытия в Боге

Однако этого  мало.  Микеланжело  изображает Бога обладающим полнотой вечного бытия, вмещающим в себя  прошлое, настоящее и будущее. Поэтому в Его плаще, точнее мантии, раздувающейся в полёте как парус,  находятся не только созданные прежде ангелы, но и ожидающая своего появления Ева, которая держится за левую руку Господа и с любопытством смотрит на своего будущего мужа, а также ещё не родившийся Иисус-младенец, на которого тайно указывает перст левой руки Творца.

Итак, одной рукой Бог Микеланжело взывает к жизни Адама, а другой подготавливает его спасение, предвидя падение первых людей. Палец его десницы ещё не коснулся Адама, а перст Его левой руки уже лежит на плече и ключице младенца Христа. Обратите также внимание на то, что ноги Творца перекрещены под младенцем Иисусом. У божественного младенца отрешённый взгляд, как будто он  осознаёт своё предназначение. Среди исследователей бытует также предположение, что рядом с Евою непосредственно над  Иисусом в младенческом облике изображены Каин и Авель.

                4. Божественное творчество

Только на этой фреске Творец так открыт для зрителя. Он предстаёт перед нами лишь в бело-розовой тунике, с открытыми  руками и ногами.  Во всех других Его изображениях на потолке Сикстинской капеллы Он облачён в свою мантию. Это подчёркивает то, что ни в каком другом акте своего творчества Он не открыл перед нами свою сокровенную природу так полно как в создании человека и спасении его.

Обратите  внимание, как творческий импульс волнообразно идёт по обнажённой руке Творца. Верхний контур его длани образует около двенадцати малых волн.  Взгляд Творца, сосредоточенный на  Адаме, многократно усилен этим  движением руки, несущей в себе творческую энергию. Благодаря этому мы видим как божественный замысел, выраженный во взгляде является одновременно действием.

Скинутая мантия,  как парус наполнившаяся Святым Духом, становится на фреске символическим лоном божественного творчества. Ещё она символизирует божественную защиту, о которой псалмопевец говорит: «Живущий под кровом Всевышнего под сенью Всемогущего покоится» (Пс. 90:1).

Наконец, Адам на этой фреске призван показать красоту и величие творческого замысла. Ведь он  является самым совершенным отражением  Творца в Его творении. Поэтому Вазари восторженно описал Адама как фигуру, «чьи тело и поза, в которой оно находится, кажутся созданными самим Творцом, а не кистью простого смертного»**.   

                5. Духовная природа Божества

Бог Микеланжело на этой фреске создаёт, животворит и спасает. И всё это Он совершает в своём божественном полёте, символизирующем Его духовную природу. Потому что «Бог есть дух» (Ин.4:24)* Это подчёркивают также пряди Его волос и бороды развевающиеся как клубы фимиама. Кроме того плащ, раздувающийся как парус, также символизирует присутствие Святого Духа. Ведь не обычным же ветром он наполнен!

                6. Святая  Троица, таинственно явленная на фреске

Всё это говорит о том, что Микеланжело таинственно изобразил на своей фреске  Святую Троицу. Могучая фигура и лик седого старца являют нам Бога Отца. Сын Божий символически представлен десницей Отца Небесного, согласно словам  апостола «Да сбудется слово Исаии пророка: «Господи! кто поверил слышанному от нас? и кому открылась мышца Господня?»  (Ин 12:38) «Здесь очевидно, что мышца Господня — это Сам Сын Божий» (блаж. Августин). Левая рука Творца указывает на воплощение Сына Божия в богомладенца. А Дух Святой символически явлен в полёте Творца, волосах и прядях Его бороды, развевающихся как клубы фимиама, а так же  в благодати, наполнившей Его мантию, как ветер наполняет парус.

------------------

* В ангеле, снизу поддерживающем  этот полёт, угадывается архангел Михаил, святой покровитель Микеланжело.

** Физическая красота Адама является здесь выражением духовного совершенства первого человека, сотворённого "по образу Божьию" и ещё не познавшего греха.


Рецензии