первый очерк о каплере

я не автор






Его отец был известным в Киеве предпринимателем, владельцем ателье, у него одевались все военные, гимназисты и чиновники украинской столицы.

 

И когда он решил выйти на сцену, ему сказали:  «Все хорошо, вот только Каплер — это для ателье, а не для артиста». Он снимал фильмы о Ленине, его обожал Исаак Бабель, в него в юности была влюблена Светлана Аллилуева, за что режиссер чуть не поплатился жизнью.  Он родился с именем Лазарь, но вошел в историю советского кино и телевидения как Алексей.

 

Из купцов в театр

 

Многие помнят «Кинопанораму», в которой такой живой и красивый Алексей Каплер говорил таким живым, ярким, честным языком с привыкшими к официозу телезрителями.  Другие наверняка смотрели фильмы, поставленные по его сценариям.  Третьи слышали о его скандальном романе с дочерью Сталина.  Но мало кто знает, что Алексей Каплер был наследником богатой купеческой династии, сыном одного из самых крупных киевских  предпринимателей.  Поэтому начнем с отца.

 

Яков Нафталиевич Каплер еще мальчиком учился у своего отца коммерции.  А потому в купеческом деле имел невероятный успех.  Его ателье располагалось в Пассаже — престижных торговых рядах в центре Киева.  Сукно он закупал за границей или у барона Штиглица (тоже весьма знаменитого выходца из еврейской среды).  В его магазине можно было купить и шинели из лучших тканей, и цивильное платье по моделям из заморских журналов.  В 1909 году во всех киевских газетах писали о Каплере, модели которого получали призы на престижных международных выставках.  А на следующий год Яков Нафталиевич как-то устал от портняжного дела.  И стал развивать другой свой бизнес — банные заведения.  В то время в Киеве бани были очень популярны:  жители города

были очень чистоплотны, а в заведении Каплера можно было не только помыться, но и принять душ Шарко, поплавать в бассейне.  В общем, развлечения предлагались на любой кошелек.  Рядом с банями Каплера

располагались усадьбы Каплера:  в одной располагалась гостиница «Сион», другие сдавались под магазины, организовал отец будущего режиссера и домашнюю синагогу.  Яков Нафталиевич был миллионером и известным в

Киеве филантропом.  И даже не подозревал, что сын его предпочтет театральные подмостки.

 

В раввинских метрических книгах за 1903 год есть запись о том, что 15 сентября (28-го по новому стилю) у знаменитого «киевского местного первой гильдии купца Якова Нафталиевича Каплера» родился сын Лазарь.  И

это первая загадка в биографии нашего героя.  Во всех энциклопедиях годом его рождения числится 1904-й.  Вполне возможно, причиной того, что у Каплера «отняли» год жизни, является Гражданская война, когда Киев захватывали то красные, то белые, забирая с собой мальчиков призывного возраста.  Видимо, Яков Каплер не хотел отпускать сына нa войну, а потому попросил подправить год рождения сына.

 

Спустя много лет на месте дома его родителей, где родился и провел детство наш герой, воздвигли кинотеатр «Жовтень».  И это совпадение символично.  Лазаря с детства ничто так не привлекало, как мир театра.  «Нас в Киеве, — вспоминал он, — была целая шайка таких.  Вместо того, чтобы чинно сидеть за партами и следить за указкой Аполлинария Леонтьевича, которой он обводил границы Австро-Венгрии, шайка удирала на “Кукушкину дачу” — поросшие кустарником отроги Днепра — и разыгрывала сюжет очередной серии “Вампиров” под названием

“Исчезновение мертвеца, или Кровавая свадьба”».

 

Грянула революция.  Яков Каплер уже не мог удерживать сына при себе.  Алексею (к тому времени он уже сменил имя) исполнилось пятнадцать лет, когда он впервые вышел на театральные подмостки — и не на чужие, а собственного маленького театра под гордым названием «Арлекин».  Вместе с Сережей Юткевичем и Гришей Козинцевым (будущими классиками советского кино) Каплер разыгрывает кукольное представление по пушкинской «Сказке о попе и работнике его Балде».  Каплер научился играть на шарманке, сам зазывал зрителей на представление.  Вскоре друзья поняли:  провинциальный Киев им не подходит, пора брать новые высоты. Козинцев и Юткевич отправляются в Петроград, за ними приезжает и Каплер, следом — Леонид Трауберг из Одессы.  Так появляется Фабрика эксцентрического актера — весьма своевременное в новой советской действительности явление.

 

Традиционные виды искусства постепенно сталкивают с парохода современности, новому человеку в новой стране обычные спектакли вроде как неинтересны.  И киевская команда молодых и амбициозных актеров приходится как нельзя кстати.  Девизом фабрики стали такие амбициозные слова:  «Лучше быть молодым щенком, чем старой райской птицей».  «Женитьбу» Гоголя, которую в дореволюционных репертуарных театрах ставили очень серьезно, они превратили в настоящий балаган с эстрадными номерами и цирковыми трюками.  Не обошлась без трюков и

последующая биография Каплера.

 


Рецензии