Перепелятник и голубка

   Перед выходом в лес я всегда с тревогой смотрю на небо, стараясь определить, какую же погоду сегодня ожидать. К сожалению, красивых кучевых облаков, плывущих по небесной синеве, в этот раз я не увидел. Но осадков как будто тоже не ожидается - это уже хорошо! А значит надо идти на фотоохоту.
Интересно, что я сегодня увижу и кого сниму?

В этот раз и пройти-то успел всего ничего, даже до места своего не дошёл, как вдруг прямо над головой услышал короткий, но резкий шум крыльев и звук, похожий на сильный глухой удар обо что-то нетвёрдое. Как будто кто-то во что-то врезался. Я поднял голову и увидел в воздухе кружение нескольких пушинок, а на земле метрах в тридцати от себя настоящий бой не на жизнь, а на смерть! Я достал камеру и торопливо стал снимать. Оказалось, хищная птица напала на голубя, но тот не сдавался и как мог сопротивлялся хищнику! Точнее, он просто вырывался из острых когтей перепелятника, но куда там с его силёнками. Бой был короткий, но жестокий! Бедный голубь был ещё жив, а перепелятник уже нещадно щипал на нём пух и перья, готовя себе обед. Снег вокруг дерущихся птиц быстро покрылся голубиными перышками. Казалось, всё кончено, голубь затих, но вдруг из последних сил он вновь и вновь начинал биться за свою жизнь. Так повторялось несколько раз. В последнюю вспышку своего отчаянного сопротивления голубь забился в куст ивняка. Дальнейшая съёмка с прежней точки была уже невозможна, пришлось обходить кусты с другой стороны. В тот момент я больше всего боялся спугнуть перепелятника в первую очередь из-за того, что, сорвавшись, тот наверняка оставит свою добычу. Дело в том, что размером перепелятник не намного крупнее добытого голубя и вряд ли бы он смог улететь со своей добычей. И остался бы голодным. А мне совсем этого не хотелось. Я был в смятении: мне и голубя было жалко, и голодного перепелятника тоже хотелось пожалеть, ведь он не виноват, что мать-природа создала его хищником и он вынужден питаться свежим мясом.

Хищник был очень голодным и ни в коем случае не хотел расставаться со своей добычей. Этим я объясняю странное поведение перепелятника, который торопливо ощипывал свой обед, зло поглядывал в мою сторону, но терпел моё присутствие и не улетал!
Стараясь не спугнуть хищника, я максимально медленно и очень осторожно, с расстановками, обошёл птицу, выбирая новую точку съёмки со стороны света так, чтобы там было как можно меньше помех – кустов и веток. Таким образом я сократил расстояние до ястреба почти вдвое и отсюда уже мог снимать происходящую драму гораздо крупнее прежнего.
Солнышко стало чаще выглядывать из-за тучек, и это мне было тоже на руку!
   
Пару раз пролетающие вороны замечали ястреба, поднимали галдёж,  кружились над хищником, но не нападали, боясь моего присутствия. (В противном случае вороны без промедления бы напали на вечного своего врага).
Отношение ворон к хищным птицам охотники хорошо знают и с успехом используют это для уничтожения серых разбойниц и разорительниц чужих гнёзд, особенно птиц промысловых видов. На высокую жердь (присаду) на поводке охотники сажают заранее пойманного ястреба или сову (в крайнем случае, чучело этих птиц), сами  прячутся  в рядом построенном шалаше и из этого укрытия стреляют ворон, собравшихся в большом количестве и беспрестанно нападающих на привязанного к жерди хищника. Этот старый и хорошо проверенный способ основан на вечной неприязни ворон по отношении к хищным птицам, особенно к ястребам.

При каждом появлении ворон мой ястреб моментально затихал, прижимался к земле, накрывая свою добычу крыльями, как бы пряча её, и, кажется, притворялся мёртвым.
   
Боясь, что ястреб улетит, я продолжал торопливо снимать сериями, и случилось то, что по закону подлости обязательно должно было случиться - закончилось место на карте памяти! Я срочно стал отбраковывать и удалять неудачные кадры для освобождения на карте хоть немного драгоценного места. Делал это довольно долго, зато у меня опять появилась возможность снимать! А ястреб не улетал и как будто даже ждал продолжения фотосессии. При этом он всё время озирался, клевал тёплое мясо и постоянно менял позы. Пару раз он даже затихал и неподвижно стоял над жертвой, как бы переводя дух от обильно проглоченной пищи.
   
Вдруг я заметил, что между широко расставленными лапами хищника из глубины разорванной тушки выкатилось что-то круглое. Предположение сразу пришло в голову, но заострять на этом внимание не было времени - опять закончилась карта памяти. Продолжать съёмку стало невозможно, и, оставив ястреба в покое, я ушёл домой: мне не терпелось посмотреть на компьютере, что же у меня сегодня получилось.
   
   На следующий день из любопытства я свернул к тому самому месту, где разыгралась вчерашняя драма. Хотелось убедиться насчёт вчерашнего своего предположения, а заодно посмотреть, что же осталось от бедного голубя. Было очень интересно: сколько перепелятник смог съесть за один раз? Но кроме голубиных перьев и пуха, густо покрывавших мартовский снег, остатков ястребиной трапезы я не обнаружил. Неужели ястреб смог съесть целого голубя? Сильно сомневаюсь. Возможно, часть тушки перепелятник перенёс куда-то в другое место.
После тщательного осмотра в перьях вперемешку с окровавленным снегом я обнаружил замёрзшее небольшое голубиное яичко белого цвета, размером в три с половиной сантиметра.
Получалось, что ястреб убил не только мать, но и её не родившегося птенца! Вот почему так отчаянно боролась голубка: она старалась спасти не только свою жизнь, но и жизнь своего будущего птенца.
Какая грустная история!

                Записано 10 марта 2009 года


Рецензии