Национальное движение крымских татар ч. 2 как это

Национальное движение крымских татар ч. 2
КАК ЭТО БЫЛО, документальный экскурс в процесс реабилитации. Стр 1

После победы в Отечественной войне, общество было нацелено на восстановление разрушенного народного хозяйства, городов и сёл, лежащих в руинах.  Всеобщая мобилизация давала буйный рост экономического развития.
В 1956 году прошёл ХХ съезд КПСС, придавший дальнейший  импульс  экономического развития, но в основном явился  вехой, созревших  в обществе  политических оценок прошлого, и необходимых перемен, вызвавших творческую  общественную активность масс,  но, к сожалению, не доведённой до немеченой съездом цели.
Закостенелая часть политической элиты, не желая терять власть, под давлением молодого поколения намечавшиеся преобразования   с 1965 года и политическая активность масс были искусственно заторможены.  Долголетнее правление Леонида Брежнева и  сменяемость высших партийных руководителей, только после ухода из жизни  вызвало в обществе застой политической мысли и замедление экономического прироста ВВП.
К 1983 году внутренне положение в СССР, диктовало необходимость реформ, как экономических, так и политических, которые начал Ю.В. Андропов, обозначив их в своём докладе к 60-летию СССР, но не успевший их претворить в жизнь.  Продолжить пришлось молодому Генеральному Секретарю М.С. Горбачёву.
Фактически и юридически по Конституции СССР,   Статье 6.Руководящей  и  направляющей   силой   советского  общества, ядром его политической системы, государственных, общественных   организаций является КПСС, определяет перспективу развития общества, внутреннею и внешнею политику СССР, руководит деятельностью народа. Гражданское общество не влияло на политику государства.
Неотложной  задачей было довести до логического завершения начатый XX съездом   процесс реабилитации народов и граждан, противоправно репрессированных в годы правления И. Сталина.
На заседании Политбюро 23 июня 1986 года была провозглашена "перестройка и гласность" - повышение эффективности экономики и уменьшение цензуры.
Из материалов Политбюро ЦК КПСС по дополнительному изучению материалов, связанных с репрессиями такое поручение было направленно № П 1978 от 26.09.86 года. Записка В.М. Чебрикова, А.М. Рекункова, Н.И. Савинкина М.С. Горбачеву по письму о реабилитации: «В соответствии с Вашим поручением (№ П 1978 от 26.09.86 г.) Комитетом госбезопасности СССР и Прокуратурой СССР осуществляется пересмотр репрессивных актов в отношении отдельных лиц и народов, произведенных в нарушении законов и Конституции.«Комиссия Политбюро ЦК КПСС по дополнительному изучению материалов, связанных с репрессиями, имевшими место в период 30-40-х и начала 50-х годов. Уже 25 декабря 1987 года, спустя чуть больше года (!) со дня создания этой комиссии, увидела свет записка в ЦК КПСС «Об антиконституционной практике 30-40-х и начала 50-х годов». В ней, в частности, говорилось: «В настоящее время уже пересмотрено 1002617 уголовных дел репрессивного характера на 1586104 человека. По этим делам реабилитировано 1354902 человека, в том числе по делам несудебных органов — 1182825 человек».Далее в записке в ЦК КПСС указывается: «… требуют особого рассмотрения и оценки [вопросы]… об антиконституционности, противоправности „троек“ „двоек“, особых совещаний, списков и т. п… Поэтому, видимо, было бы правильнее, если бы Президиум Верховного Совета СССР вынес решение об объявлении всех перечисленных несудебных органов неконституционными. Таким образом, все жертвы несудебных решений реабилитируются автоматически».Такое решение было принято, и все осужденные «тройками», особыми совещаниями и т. д. попали под реабилитацию автоматически, без разбирательства их дел.Согласно записке Генерального прокурора СССР Р. Руденко, из 3777380 человек, осужденных с 1921 по 1954 годы за контрреволюционные преступления (по 58 статье УК), около 2,9 млн. человек были осуждены Коллегией ОГПУ, «тройками» и особым совещанием. Таким образом, более 3 миллионов человек были реабилитированы списочно, без разбора их дел.«К нам действительно обращаются власовцы или их дети с просьбой о реабилитации, — говорит заместитель начальника отдела спецфонда ГУВД Красноярского края Татьяна Килина. — … Всего в спецфонде ГУВД находится около 6 тысяч дел на людей, состоявших в так называемой Русской освободительной армии и сосланных после войны на поселение в Красноярский край. Из этой категории с просьбой о реабилитации обращается в среднем 100 человек в год. И по большинству дел выносится положительное решение», в графе «Категория репрессированных» значится «Власовцы».
Репрессии прошедшие в 1968 -1970 годах, в том числе и судебные над более ста «инициативниками», создали у многих крымских татар страх, чувство безнадежности. Несмотря на значительный спад активности национального движения, оно не угасало ни на миг. Оставалась небольшая группа активистов, их называли фанатиками, которые, не останавливаясь, продолжали ездить по всем местам проживания наших соотечественников, будоражили их, вселяли уверенность, что народ вернется обязательно на родину в Крым. Вселяли надежду и учили правовой грамоте, в обращениях указывалось не только на массовое участие крымских татар в ВОВ, но и ущемления конкретных прав граждан крымских татар по национальному признаку , изданными «не подлежащими опубликованию» указами в нарушение Конституции СССР.
Поводом для работы среди населения являлись обращения в ЦК КПСС и поездки делегаций, правда, немногочисленных, но регулярных. В связи со спадом общенационального движения, после целого ряда репрессий в отношении активистов, работу продолжила небольшая группа из числа коммунистов и интеллигенции.
Первая делегация из их числа 13.12.72г. сдали письмо коммунистов от Представителей: Рамазанов Ибраим - Ленинград. Умерова Бекира из Самарканда, Вели Сулеймана из Ташкента и Измайлова Ибраима –с/х Кибрай Таш. Обл. Принимал Ишков М.Л.
Группа «коммунистов и интеллигенции» за период с 1972 по 1987 года в общей сложности направила в Москву 26 делегаций и 199 представителей.
См. Краткий очерк на основе информаций см. на http://www.facebook.com/ruslan.eminov.75?ref=brem
Провозглашенная ГЛАСНОСТЬ, неминуемо, должна была выявить несоответствие «тайных» - не подлежащих опубликованию указов, становящихся гласными с Основным Законом - Конституцией СССР.
 Организаторы национального движения, стоявшие у его истока, все были личностями с признанными заслугами. Генерал, полковники, ученые, бывшие партийные руководители, однако находили общий язык. Самым непримиримым с чужим мнением среди них был Османов Бекир, но его осаждал, нейтрализовывал его учитель,  которому он не мог перечить – это Акимов Джеппар-оджа, который пользовался авторитетом и среди других активистов.  Первым по авторитету всё же был Селимов Мустафа Вейисович , но он не был авторитарным, выслушивал мнения других и мог соглашаться. С  Джеппаром-оджа они всегда приходили к единому мнению, как это им удавалось, вероятно, по схожести характеров, оба всегда внимательно выслушивали всех присутствовавших, уважительно относились к любому мнению и действовали аргументированными выводами, склоняя на свою сторону. Добивались согласия всех участников, не действовали авторитарно, не пытались подавить своим авторитетом.     Новое поколение, родившихся в Крыму и  вступивших в национальное движение, таких личностей  из своей среды не смогло выдвинуть, возможно находились под тенью старых авторитетов, которые не определили и не воспитали приемников, не приблизили к себе  определённую личность.  Джеппар-оджа имел перспективы в отношении Роллана Кадыева, но тот оказался горячим по характеру, не сдержанным и иногда подчёркивал своё превосходство, что естественно не нравилось товарищам, хоть они и признавали эрудированность и интеллект  Роллана. Второй суд,  выбивший Роллана  на  время из движения, лишило его возможности распространить своё влияние на всех активных участников движения. 1983 год стал трагическим, одним за другим ушли из жизни активисты старшего поколения, лишив движение общей структуры, единства  и направленности.   Вступившие в движение в 1987 году, поколение родившихся в местах ссылки, создали себе кумира, которого до этого раскручивали иностранные радиоголоса,  возвеличенного в Турции, - это был до сих пор не участвовавший в движении, откровенно высказывавшийся против коммунистической системы,  признанный диссидентом - Мустафа Джемилев.      С 1985года вновь начался подъем движения, что определилось вовлечением новых активистов, и  способствовало численному росту представительских делегаций в Москву.
С каждой новой делегацией поднимался статус уровня принимаемых властных структур в аппарате ЦК КПСС и других правительственных структурах.

С орготделом ЦК КПСС, непосредственно политически ответственный за разрешение проблемы крымских татар, установились регулярные телефонные контакты. Был обещан в скором времени прием на высшем уровне, к которому орготдел ЦК получил распоряжение подготовить соответствующие материалы.
Впервые в 1987г. 2 марта в Ташкенте представителей принимает Первый секретарь ЦК КПУз. Инамджон Бузрукович Усманходжаев.
И впервые за все время национального движения по поручению Главы государства на высшем уровне 26 июня 1987 года осуществляет прием Секретарь ЦК КПСС, заведующий Отделом организационно-партийной работы ЦК КПСС, Георгий Петрович Разумовский
ЭКСПРЕС – ИНФОРМАЦИЯ   О приеме руководителями партии государства представителей движения крымских татар за восстановление национального равноправия
26 июня 1987 г. Приемная Президиума Верховного Совета СССР
                Прием вели:
Демичев П.Н. – кандидат в члены
Политбюро ЦК КПСС, первый заместитель
Председателя Верховного Совета СССР.
Разумовский Г.П. – Секретарь ЦК КПСС,
Зав. Отделом орг.парт.работы ЦК КПСС,
Председатель конституционной комиссии СССР.
Колесников – зав. Отделом пропаганды ЦК КПСС
Могильниченко К.Н. –зам.зав. отд.орг.партработы ЦК КПСС
Скворцов – ответ. Работник ЦК КПСС
Работниками аппарата ЦК КПСС велась стенографическая запись.
Г. П. Разумовский (с 6 марта 1986 года по 13 июля 1990 года — Секретарь ЦК КПСС, одновременно в 1988 году — заведующий Отделом партийного строительства и кадровой политики ЦК КПСС. В 1988—1990 годах председатель Комиссии ЦК КПСС по вопросам партийного строительства и кадровой политики. Член ЦК КПСС в 1986—90 гг., кандидат в члены Политбюро ЦК КПСС с 19 февраля 1988 года по 13 июля 1990 года).
После этого приёма было заседание Политбюро 30 июня 1987 года. Выдержка из  стенографической записи:
Заседание ПОЛИТБЮРО

В подтверждение вышесказанного просмотрите опубликованные материалы двух заседаний Политбюро, после первого приёма на высшем уровне представителей крымских татар Секретарём ЦК КПСС Разумовским Г. П. 26 июня 1987 года по поручению Горбачёва Секретарём ЦК КПСС

Через несколько дней, 30 июня, состоялось заседание Политбюро ЦК КПСС по результатам этой встречи. Часть стенограммы этого заседания была недавно озвучена в Киеве на сессии Украинской школы политических студий в докладе «Этнонациональная политика Украины: крымскотатарское измерение»

«Лукьянов: «За этим обращением 350000 тысяч человек. Между прочим, среди татар в Крыму было много предателей»

Горбачев: «А где не было предателей? А власовцы кто?»

Лукьянов: «Была целая татарская дивизия в Вермахте».

Горбачев: «Была и калмыцкая дивизия в Ставрополе. Но восстановили же калмыцкую АССР. Было ли со стороны татар в Крыму что-то чрезвычайное? Часть сотрудничала с немцами, часть - воевала в Красной Армии. И много героев среди них. За 44 года с тех пор в центре скопилось 50 томов с подписями с просьбой возвращения в Крым (Выделено нами). А в Узбекистане, где крымских татар 240 тысяч, нельзя образовать что-то компактное с правами автономии?».

Чебриков: «Попытка была».

Горбачев: «А что ты сам думаешь об этом?»

Чебриков: «Мы уже 20 лет с этой проблемой сталкиваемся. Думаю в Крыму образовать автономный округ, иначе к вопросу придется без конца возвращаться, но Щербицкий- против».

Горбачев: «Это тоже демократия…»

Чебриков: «Ведь татары где попало селиться не будут. Им давай Южный берег. Возвращается татарин и говорит: «это мой дом, будь ты русский или украинец». Одновременно нужно решать вопрос с немцами. Их 2 млн., никуда мы не уйдем от решения. Проблема назрела и перезрела».

Соломенцев: «Я за то, чтобы с немцами решать, хотя вопрос не простой. Но мы же признали, что выселение немцев было неоправданно. Всех ведь вернули: черкесов, ингушей, калмыков, карачаевцев. А немцев не пускают в Крым обратно. Что касается за Крым, то я не за автономный округ.

Посмотрите на национальный состав до войны: украинцев тогда было 13%, теперь 26%, русских тогда было 49.6, теперь 68,2. Хрущев передал Крым Украине, и мы все помним, что под аплодисменты это не шло. Севастополь ведь город русской славы. Автономный округ - это ублюдочное решение. Пусть я максималист, но ведь у нас есть хороший декрет, подписанный Лениным, мы же стремимся жить по Ленину. Так вот нужно опираться на этот старый декрет. И никто не будет обижен: ни русский, ни украинец. Почему они должны обижаться? То есть Крым как часть РСФСР».

Горбачев: «То есть ты имеешь в виду, что Крым вернем в РСФСР, раз по Ленину? А ведь Подгорный, помните, требовал Краснодарский край, Кубань отдать Украине, поскольку казаки там украинского происхождения. Из политической и из исторической точки зрения возвращение Крыма в Россию было бы правильно. Будет, конечно, недовольство со стороны Украины».

Судя по этой стенограмме, вопрос наш должен был решиться. Никто не возражал на предложение Соломенцева о восстановлении Крымской АССР в составе РСФСР, юридически возникало при реабилитации - ОТМЕНЕ, антиконституционного противоправного акта, восстановление СТАТУС-КВО.

Русские товарищи в ЦК были уверены о возвращении Крыма в состав РСФСР, но протестные выступления толпы, по факту приёма в ЦК КПСС группы активистов крымских татар, вынудили отложить принятое решение, что вызвало ярость у некоторых членов ЦК. Так на свет появилось "Сообщение ТАСС".   

Выступления крымских татар создало прецедент невозможности под давлением толпы претворения в жизнь принятых решений.  Никакие  уговоры, предупреждения и разъяснения  деструктивного поведения толпы в инициировании  протестов в период рассмотрения вопроса не были восприняты. Поведение крымских татар выявило их политическое невежество и одновременно продажность лидеров, возглавивших протесты в период разрешения вопроса.
Протестные выступления крымских татар после приёма на высшем уровне, исходя из концепции управления – «нельзя выполнять противоправные требования толпы под давлением», вынуждено было отложить оглашение решение проблемы. Только через два года, после того, как группа Юрия Османова наладила диалог с властями, а протестные возмущения толпы угасли, была провозглашена 14 декабря 1989 года «ДЕКЛАРАЦИЯ Верховного Совета ССР «О признании незаконными и преступными репрессивных актов против народов, подвергшихся насильственному переселению, и обеспечении их прав». Протестные выступления толпы баранов сорвало значимое событие в жизни крымских татар и России, сильно возмутили русских товарищей в руководстве страны, так долго и тщательно готовившемуся и принятому Политбюро эпохальному событию – возвращение Крыма в состав РСФСР. Своё возмущение они выразили в опубликованном «Сообщении ТАСС» от  24 июля 1987 года.

И вот Документ характеризующий позицию после «протестных» митингов и демонстраций в Москве.

Это стенограмма другого Заседания Политбюро ЦК КПСС, состоявшегося вскоре после учреждения комиссии А. Громыко по решению крымскотатарской проблемы.
Документ дает представление о том, как оценивала Власть прибытие в Москву большой делегации крымских татар и что в связи с этим намеревалась предпринять:

ГОРБАЧЕВ. Сообщение о действиях крымских татар появилось в иностранной печати. (Читает).
В Президиум Верховного Совета СССР присланы письма в связи с этим Евтушенко, Окуджавы, Приставкина. Татары ставят вопрос о том, чтобы их приняли. Наверное, пока в этом нет необходимости.
ГРОМЫКО. Вам не нужно их принимать.
ГОРБАЧЕВ. Пока представители крымских татар ведут себя спокойно. Но ведутся разговоры обо активных формах протеста.
ГРОМЫКО. В этой ситуации мы останемся на той же позиции, на которой стояли, когда образовывали комиссию?
ГОРБАЧЕВ. Важно, чтобы было понимание того, что нам нужно выслушать не только крымских татар, но и Россию, Украину
А.Н. ЯКОВЛЕВ. Но пока было бы целесообразно снять ограничения на въезд татар в индивидуальном порядке в Крым. Нужно об этом сказать, чтобы украинцы это знали.
ГОРБАЧЕВ. Нужно дать сообщение в печать. Сказать, что крымские татары ставят вопрос о воссоздании в Крыму автономной республики. Сказать об истории вопроса, о том, что решение принималось в конкретных условиях и на чем оно основывалось. Сказать о том, что в 1967 году был принят Указ о снятии обвинений в отношении всех граждан татарской национальности, проживающих в Крыму Но вопрос об автономии тогда решен не был. Следует сказать, что за 40 лет в Крыму произошли большие изменения, что там проживают более 2 млн. человек разных национальностей. Сказать также о том, что часть татар в Крым вернулась. Сейчас в Крыму сложилась новая реальность, надо решать с учетом мнения русских, украинцев и представителей других национальностей, проживающих в Крыму Именно поэтому создана комиссия. .

Апелляция к внешним силам только ухудшит обсуждение. Сказать нужно и о том, что по этому вопросу поступили письма от Баруздина, Евтушенко, Окуджавы, Приставкина. Думаю, никто им за это аплодировать не будет.

ЛУКЬЯНОВ. Не нужно ли сказать об использовании этой темы радиоголосами.
ГОРБАЧЕВ.; Не надо. За порядком нужно следить. КГБ и МВД действуют спокойно, но твердо. .
БОБКОВ (зам. председателя КГБ). Вчера мы совместно с МВД и Прокуратурой подробно обсуждали вопросы о мерах, которые нужно предпринимать. Драматизировать ситуацию не следуют. Но... нужно учитывать, что ведутся разговоры о самосожжении, что даже кандидаты на это имеются.
Сегодня утром представители татар вели разговор о том, что им предпринимать в дальнейшем, среди них начинается расслоение. Некоторые удовлетворены разъяснениями, но экстремисты настаивают на том, чтобы продолжать находиться в Москве. Нашими органами ведется работа в местах проживания татар в Москве. Их более 500 человек. Прибыло 150 женщин и детей Мы сделали предупреждение о недопустимости антиобщественных действий. Вели себя представители крымских татар неагрессивно. Ситуация контролируема. Публикация в печати назрела. Она многое бы сняла. Главное сейчас - не допустить выступления 26 числа. Конечно, и к этой демонстрации нужно было бы отнестись спокойно. Но есть опасность, могут присоединиться другие - отказники, экстремисты из общества \"Память\". Когда собирается большая толпа, порядок наводить уже труднее. В случае демонстрации нужно будет перекрыть подходы, к Красной площади.
ЧЛЕНbI ПОЛИТБЮРО. Согласны.

Постановление принимается\". (РГАНи. Ф.89. перечень 42. док.17. лл.4.5)

 Опять из Крыма организовываются письма с требованиями не возвращать народ на родину.
Вот образчик такого послания:
"Совет ветеранов не одобряет политику, проводимую в отношении татар, так как они бесчинствуют. Люди живут в страхе за свою судьбу и даже жизнь. Складывается ситуация не в пользу переселенцев из РСФСР, Украины и Белоруссии ". Председатель Совета ветеранов войны и труда К.А.Васога, г[ород] Судак<..

 Известные события в Москве в июле 1987 года, вынудили Политбюро приостановить вопрос реабилитации крымских татар. Эти события требуют отдельного изучения, обязательно основываясь на материалах заседаний Политбюро ЦК КПСС.

Ни одна власть в мире, со времени создания государств, согласно концепции управления, не могла и не должна уступать давлению толпы, в какой бы то форме это давление не выражалось. Иначе власть перехватывала охлократия. Выехавшие в Москву большей частью были молодые, впервые включившиеся в национальное движение, из старшего поколения были только те, кто включался в движение периодически и они оказались не ведущими, а ведомыми,  Руководили всей этой массой диссиденты, тесно связанные с зарубежной агентурой. Цели были абсолютно разные, крымские татары выступали за торжество ленинской национальной политики, восстановление Крымской АССР, возвращение народа на родину, диссиденты и их хозяева ставили целью разрушение СССР и её основы коммунистической идеологии. Поэтому, затягивание разрешения вопроса крымских татар, этой раны превратившейся в гнойник, могущей отравить весь организм был необходим диссидентам и они этого добились. Правительству в тех условиях ножевые раны нанесённые авторитарным правлением, необходимо было так же разрешать скальпелем, но Горбачёв решил восстанавливать справедливость демократическим путём, время было упущено. Вслед за крымскими татарами начались выступления людей по поводу назревших проблем, особенно это проявилось после решения вопроса крымских татар, хоть и с отсрочкой в два года, но многие связали и по сей день связывают это событие, как результат победы выступления толпы. Забыли, что два года восстанавливали диалог с властью, эту работу активно проводила группа с Юрой Османовым.
Протестные выступление масс во все времена имели и имеют только один из двух результатов. Или власть, согласно концепции управлении, подавляет протест, или массы уничтожают эту власть. Свежие примеры: украинского майдана, турецкой площади «Таксим», китайской площади Тяньаньмэнь. Для решения вопросов необходим диалог, и только в процессе диалога и компромиссов можно достичь решения возникающих проблем. Эволюция или революция, подавление протестных выступлений, репрессии, и постепенное разрешение проблем в диалоге, или революция и смена власти.

Пока массы не уяснят исторический принцип борьбы за свои права в противостоянием с властью, будут репрессии и революции. Только диалог, посредством создании конституционных оппозиционных партий, или общественных движений в рамках существующих законов. Медленно, но верно. Если бунт не удаётся обуздать, и толпа побеждает, это называют революцией. С бунтовщиками всегда расправляются очень жестоко. Во время войны к побеждённым на поле битвы, могут отнестись благосклонно, проявить «милость к падшим», но бунтовщиков не прощают, коль не победил в открытом бою смирись.  «Горе побеждённым» - «Vae victis».
Уж очень сильно были раздосадованы представители власти тупостью вожаков толпы. С ними неоднократно беседовали, уговаривали, но вожаки получали неслыханные и досель не виданные ими гонорары за ежедневные информации предоставляемые корреспондентам иностранных СМИ. Информация всегда имела и имеет цену. За получение информации рисковали жизнью, за сокрытие отдавали жизнь, а тут такие доллары, как удержаться, не знаю, потеряли разум или сознательно  раздражали власти, чтобы угодить своим зарубежным хозяевам, для срыва восстановления справедливости. Бесправное положение крымскотатарского народа было очень эффективным инструментом, рычагом в деле спецслужб по развалу СССР, на межнациональных  разногласиях и они естественно, не желали утраты мощного инструмента, поэтому и выделяли такие средства, зная, что под давлением толпы власти не будут исполнять необходимое решение. Из двух зол выбирают наименьшее, легче удержать немногочисленный крымскотатарский народ, нежели возможный подъём  масс в  многонациональных  республиках, где скопилось к этому времени много противоречий, которые необходимо было постепенно разрешать.
В результате устроенных беспорядков, правительство вместо расстрела этой толпы, нанесло удар по всему крымскотатарскому народу,  издав кощунственное «Сообщение ТАСС», результаты которого до сих пор носятся по просторам интернета, нанося раны крымским татарам, создавая межнациональную рознь
То, что диссиденты получали деньги  из зарубежья, теперь не является секретом, они сами об этом «раструбили». Я лично имел беседу на эту тему с некоторыми из них. За проведённую акцию на Васильевском спуске, диссиденты получили круглую сумму, поделились с Мустафой Джемилевы, единственным ими признанным диссидентом. С тех пор деньги поступали непрерывно. После этих событий все члены созданных ЦИГ; ОКНД, а впоследствии «меджлиса» ни одного дня не работали, как они выражались «на советскую власть».  Меджлис полностью содержался на зарубежные поступления, как известно, «кто платит, тот и заказывает музыку».
"Мустафа Джемилев рано познал, что из участия в национальном движении можно извлечь материальную выгоду, Но  коммерциализация национального движения фактически началась в июле 1987 года. Массовые выступления в Москве, послужившие препятствием  намеченному решению проблемы крымских татар, когда на заседании Политбюро было решено, как сказал М. С. Соломенцев «решить по-ленински», вернуть крымских татар в Крым и восстановить Крымскую АССР в составе РСФСР,  организаторы получили сотни тысяч долларов. В результате решение было отложено, ибо по законам управления государством, нельзя выполнять требования толпы, чтобы не утратить власть.  На полученные средства были организованны выступления в Ташкенте, Краснодарском крае, создан ЦИГ, переформатированный в ОКНД, члены которого отказались от работы и полностью перешли на долларовое обеспечение. Была приобретена оргтехника и даже создание газеты. Получаемые средства позволяли членам ОКНД активные поездки по СССР и даже в США. С помощью иностранного финансирования Украина сохранила Крым в своей юрисдикции, предложение М.С. Соломенцева было сорвано". Р. Кадыев

Поэтому меджлис не являлся продолжением национального движения, которое полностью финансировалось самим народом, путём сбора средств активистами в местах проживания крымских татар. Основное различие – национальное движение – это борьба, на которую не баллотируются, а идут по велению ума и позывам сердца, осознавая существующую несправедливость в попытке сломить сопротивление власти и достижении справедливости.
В борьбе не бывает привилегий, наоборот одни лишения и возможные репрессии.
В меджлисы избирались, существовали квоты, желающих было во много раз больше, ибо кроме гарантированной оплаты, меджлис являлся трамплином вхождения во власть. Разница согласитесь существенная, даже диаметрально противоположная.  Считать меджлисовцев участниками национального движения нонсенс.
Но до этого были приёмы:  -1985 год с 10 по 28 октября Москва 6 представителей: Изединов И. – Ташкент; Меметов Рустем , Абдкраманов Юсуф.- Самарканд; Садыков А Касымов С-Фергана; Принял зам. заведующего орготделом ЦК Могильниченко Константин Николаевич.
И зам.зав сектором Пономарев Игорь Евгеньевич.
1986 года С 21 по 31 июля Москва 16 представителей: Меметов Рустем ,КПСС,ВОВ–г.Челек Самарканд; Гафаров Басыр,КПСС,ВОВ-Москва; Мамин Фикрет,КПСС –Г.Херсон; Арифов Нури ,ВОВ-Самарканд; Абдушаев Наим ВОВ. П.Ингичка, Самарканд; Сейдалиев Тейфук,ВОВ- Халкабад Таш.обл.; Изединов Иззет,КПСС, Годженов Рефат – Ташкент; Усеинов Сейран , Аблаева Диляра – Фергана; Шейхаметов Муслим – Нальчик; Умеров Бекир – Г.Крымск Краснодар. Халилова Сельвияр –Наманган; Асанов Ленур – Шахристан Андижан; Мамбетов Ирпан –Чирчик; Османов Мидат –Янгиюль. Принимающие заявили, что в скором времени вызовут на официальный приём на высшем уровне. Принял зав. Сектором оргпартработы по Средней Азии Пономарев Игорь Евгеньевич и  инструктор сектора по Крыму Стрела Н.Ф., зав. Приемной Николаев.
На приеме было заявлено, что ЦК КПСС в скором времени будет рассматривать вопросы реабилитации жертв политических репрессий, обнадежили,  будет рассмотрен вопрос о реабилитации крымских татар, что такое поручение направленно соответствующим органам.


Девятнадцатая всесоюзная Конференция 28 июня 1988 года. На открытии с речью выступил М. С. Горбачёв. В ней говорилось о преимуществе перестройки. 29 июня глава мандатной комиссии Разумовский зачитал доклад о делегатах. . И в этот день Генеральный секретарь произнёс речь закрытия. Партконференция приняла пять резолюций: «О демократизации советского общества и реформе политической системы», «О борьбе с бюрократизмом», «О межнациональных отношениях», «О гласности» и «О правовой реформе».  И далее как происходила законодательная реабилитация репрессированных народов. В развенчании устоявшегося мнения, что реабилитация произошла только с инициативы депутатов Съезда Советов без участия партии, предлагаю документы, свидетельствующие о первейшей инициативе Политбюро ЦК КПСС, и последующих решений Советских органов. Вся работа по реабилитации проходила с соответствующих решений партии.
 РЕАБИЛИТАЦИЯ: КАК ЭТО БЫЛО. СЕРЕДИНА 80-Х - 1991
Раздел III. Комиссия А.Н. Яковлева: реабилитацию довести до конца. Январь – ноябрь 1989
Документ №23 Из принятой Сентябрьским пленумом ЦК КПСС Платформы КПСС «Национальная политика партии в современных условиях» 20.09.1989
«Одной из серьезных причин обострения национальных проблем явились массовые репрессии, в особенности переселение целых народов из мест их традиционного жительства в другие республики и регионы. Такая участь постигла калмыков, карачаевцев, балкарцев, чеченцев, ингушей, крымских татар, турок-месхетинцев, немцев, корейцев, греков, курдов. Необоснованно обвинялись в национализме и преследовались многие партийные и государственные работники республик, представители национальной интеллигенции. Трагические потери в период культа личности понесли все без исключения народы.
Хотя после ХХ съезда соответствующие решения были осуждены и отменены, не во всех случаях удалось устранить последствия допущенного беззакония. Наличие этих проблем сказывается до сих пор.
 Нужен законодательный акт, обеспечивающий полную политическую реабилитацию народов, которые были подвергнуты репрессиям и массовым депортациям, и создающий гарантии, что подобное никогда не повторится. Это должно быть сделано во имя исторической правды и справедливости, во имя наших нравственных идеалов».
Комиссии Политбюро ЦК по политической реабилитации особо рассмотреть вопросы, связанные с обвинениями в так называемом «национал-уклонизме», дать им оценку, восстановить имена тех партийных и советских деятелей, кто был  репрессирован по этой причине».
РГАНИ. Ф. 2. Оп. 5. Д. 292. Л. 16, 37. Подлинник. Машинопись. Опубликовано: Правда. 1989. 24 сентября.
 РЕАБИЛИТАЦИЯ: КАК ЭТО БЫЛО. СЕРЕДИНА 80-Х - 1991
Раздел III. Комиссия А.Н. Яковлева: реабилитацию довести до конца. Январь – ноябрь 1989 Документ №25
Записка А.И. Лукьянова, Е.М. Примакова и Р.Н. Нишанова М.С. Горбачеву о порядке принятия Декларации о реабилитации народов, подвергшихся репрессиям и насильственному переселению, с приложением проектов соответствующих документов 16.10.1989
 Товарищу Горбачеву М.С.
Как известно, в последнее время широкой общественностью высказываются предложения об официальном осуждении практики репрессий отдельных народов СССР в 40-х – начале 50-х годов и полной их реабилитации.
Верховный Совет СССР по предложению народного депутата СССР О.О. Сулейменова 14 июля с.г. поручил Комиссии по национальной политике и межнациональным отношениям и Комитету по вопросам законодательства, законности и правопорядка внести по этому вопросу соответствующие предложения .
 На пленуме ЦК КПСС по национальному вопросу также прозвучала мысль о целесообразности разработки политической Декларации в отношении репрессированных народов, нашло отражение в Платформе КПСС .
Вместе с тем, как свидетельствуют письма и обращения в государственные и партийные органы, среди определенной части населения укоренилось мнение о правомерности выселения этих народов, об их предательстве и т.д.
Учитывая сложность этой проблемы и неоднозначное отношение к ней, считали бы целесообразным предложить следующий порядок проведения процедуры принятия Декларации: Направить народным депутатам, избранным от союзных и автономных республик, автономных областей и округов письмо Председателя Верховного Совета СССР, в котором раскрыть политическую значимость такого акта, необходимость восстановления исторической справедливости, предложить рассмотреть по депутатским группам проект Декларации, посоветоваться с избирателями и высказать свое отношение к проекту, соображения и замечания.
При положительном отношении народных депутатов доработанный с учетом их замечаний проект Декларации можно было бы после согласования в  Комиссии и Комитете внести на рассмотрение Верховного Совета СССР, а затем и Съезда народных депутатов СССР.
Текст проекта письма Председателя Верховного Совета СССР и проект Декларации прилагаются .
А. Лукьянов, Е. Примаков, Р. Нишанов [Приложения]
В группы народных депутатов СССР, избранных от союзных и автономных республик,  областей и округов.
Уважаемые товарищи!
Политбюро ЦК КПСС и Президиум Верховного Совета СССР, учитывая предложения, высказанные на Съезде народных депутатов и сессии Верховного Совета СССР, на Пленуме ЦК КПСС по вопросам национальной политики, многочисленные выступления в печати, на митингах и собраниях общественности, считали бы целесообразным принять на очередном Съезде народных депутатов СССР Декларацию о полной политической реабилитации народов, подвергшихся репрессиям и насильственному переселению в период культа личности.
По нашему мнению, в этом документе необходимо решительно осудить массовые репрессии и насильственное переселение народов как антисоциалистическую, антиленинскую, абсолютно противоправную политику. Сталинскому произволу и насилию в нем должна быть дана правовая, политическая и нравственная оценка как преступлению против советских народов.
Такая Декларация явилась бы юридическим актом, законодательно осуждающим антиконституционную политику и дающим гарантии, что подобные действия, грубо попирающие права человека и элементарные нормы гуманности, не повторятся больше никогда и ни при каких обстоятельствах.
Законодательная реабилитация репрессированных народов будет иметь значение не только для восстановления исторической правды, оздоровления общественной морали, укрепления национального достоинства народов. Принятый высшим органом власти документ станет юридической основой для развертывания большой и разноплановой работы, направленной к тому, чтобы окончательно снять оставшиеся от прошлого больные проблемы, устранить последствия допущенных несправедливостей обид
Мне казалось бы, что после ознакомления с проектом данного документа депутатов, совета со своими избирателями и получения вашей поддержки, вместе с высказанными замечаниями и предложениями его следовало бы доработать в Комиссии Совета Национальностей по национальной политике и межнациональным отношениям и в Комитете ВС СССР по вопросам законодательства, законности и правопорядка.
Затем Верховный Совет СССР мог бы внести проект Декларации на рассмотрение II Съезда народных депутатов СССР.

Текст проекта Декларации прилагается. М. Горбачев Проект Декларация «О полной политической реабилитации народов, подвергшихся репрессиям и насильственному переселению в период культа личности»
Сегодня наша многонациональная Родина переживает плодотворные и бурные процессы демократизации всех сторон общественной жизни, очищения социализма, в том числе межнациональных отношений, от болезненных наростов, деформаций и извращений. В советском обществе усиливается неодолимая жажда познания нашей истории со всеми ее героическими и горькими страницами. Открытый, честный и мужественный разговор о прошлом ведется во имя усвоения его уроков, во имя будущего.
Историческая память с особой горечью и болью возвращает нас в трагические годы массовых сталинских репрессий, беззакония и произвола, лжи и лицемерия. Сменяющие друг друга волны жестокого насилия прокатились по всей стране, не обошли стороной ни одну республику, ни одну нацию, в том числе русский народ. Кровавые факты террора и лагерного мученичества до сих пор тревожат общественную совесть, оскорбляют нравственное чувство народа. Они не могут быть ни забыты, ни прощены.
В ряду варварских акций сталинского руководства – незаконное, ничем не оправданное выселение целых народов из родных мест в Сибирь, Казахстан, Среднюю Азию и другие районы страны. Такая участь, как известно, постигла калмыков, крымских татар, немцев. Вместе с ними ее разделили карачаевцы, балкарцы, чечены*, ингуши, турки и турки-месхетинцы. Политика насильственного переселения оставила тяжелые ожоги также в судьбах корейцев, греков, курдов. Свой скорбный счет к этой неправедной политике имеют и болгары, хемшилы, тувинцы, многие армяне, горцы Дагестана. Картину грубого беззакония довершают массовые внесудебные депортации, сыгравшие трагическую роль в жизни многих тысяч литовцев, эстонцев, латышей, поляков, украинцев, белорусов, молдаван. Нельзя забыть и провокационные кампании против космополитизма.
 Съезд народных депутатов СССР разделяет горечь и остроту переживаний нашим обществом этой больной проблемы и поддерживает предложения избирателей о том, чтобы принять общесоюзный законодательный акт, официально утверждающий полную политическую реабилитацию народов, которые были подвергнуты репрессиям и массовым депортациям, провозглашающий снятие огульных обвинений и восстановление попранной справедливости.
Настоящую Декларацию мы, народные депутаты СССР, рассматриваем как законодательную реабилитацию гонимых и оскорбленных наций, как высокий юридический документ, который насущно необходим для консолидации масс на платформе перестройки, оздоровления общественной морали, возрождения национального достоинства народов. Уже много сделано для реабилитации отдельных граждан, столь же важно веское слово правды в отношении целых народов. Известно: исправленные ошибки и несправедливости исчезают, неисправленные становятся гнойной язвой.
Съезд народных депутатов СССР заявляет о своем решительном и безоговорочном осуждении массовых репрессий и насильственного переселения народов. Сталинскому произволу и насилию народные депутаты СССР дают правовую, политическую и нравственную оценку как антисоциалистической, антиленинской, абсолютно противоправной политике, как преступлению против советских народов. Тем самым определяются политические гарантии, что подобная практика, грубо попирающая права человека и элементарные нормы гуманности, не повторится больше никогда и ни при каких обстоятельствах.
Съезд считает, что настоящая Декларация должна стать юридической основой для развертывания большой и разноплановой работы, направленной к тому, чтобы окончательно снять оставшиеся от прошлого больные проблемы, изжить последствия допущенных несправедливостей и обид.
Народные депутаты СССР видят свой долг и дело чести своих избирателей в том, чтобы создавать в трудовых коллективах, в обществе в целом такую моральную и политическую атмосферу, которая способствует единению людей разных национальностей, гармонизации отношений между народами и республиками, утверждению чувств дружбы, товарищеской взаимопомощи и внимания граждан друг к другу в быту и на работе, взаимного доверия, взаимной симпатии и уступчивости. Только таким путем мы сможем преодолеть еще существующие межнациональные противоречия и конфликты, требующие для их устранения усилий всего народа.
АП РФ. Ф. 3. Оп. 113. Д. 256. Л. 128-134. Копия. Машинопись
Высказывается много просьб о предоставлении возможности ознакомиться с материалами уголовных дел в отношении незаконно репрессированных в прошлом лиц. Вновь и повторно поступают заявления о возмещении материального и морального ущерба, причиненного незаконными репрессиями, возврате имущества, конфискованного, в частности, у лиц, высланных в 1940-1942 гг. из Крыма, с Северного Кавказа и из ряда других регионов.
Документ №26 Протокол № 10 заседания Комиссии Политбюро ЦК КПСС по дополнительному изучению материалов, связанных с репрессиями, имевшими место в период 30-40-х и начала 50-х гг., с приложениями 17.10.1989
Документ №28 Постановление Политбюро ЦК КПСС о проекте Декларации о реабилитации народов, подвергшихся репрессиям и насильственному переселению   19.10.1989
 № 168, п. VI. О проекте Декларации о полной политической реабилитации народов, подвергшихся репрессиям и насильственному переселению в период культа личности. 19.10.1989
Тт. Медведеву В.А., Крючкову В.А., Яковлеву А.Н., Лукьянову А.И., Гиренко А.Н., Нишанову Р.Н., Сухареву А.Я. доработать представленные проекты документов по этому вопросу с учетом обсуждения на заседании Политбюро ЦК.  РГАНИ. Ф. 3. Оп. 103. Д. 185. Л. 4. Подлинник.

Воспользовавшись провозглашением суверенитета 12 июня 1990 года РСФСР и 16 июля 1990 года УССР,  началась борьба за развал СССР на юридическом поприще с «Войной законов СССР».
12 июня 1990 года Первым Съездом народных депутатов РСФСР была принята Декларация, в тексте которой утверждался верховенство Конституции и законов РСФСР над законодательными актами СССР.
Война законов была серией конфликтов между центральным правительством Советского Союза и правительствами стран Советских республик во время так называемого "парада суверенитетов" в последние годы существования Советского Союза (1989-1991), что в конечном итоге способствовало распаду Советского Союза.  Это включало в себя принятие своих собственных законов, отличных от законов советского центрального правительства, и отказа платить налоги. Эти события усугубили экономическую дезинтеграцию Советского Союза и стали основным фактором его распада в 1991 году.
В этой связи законы СССР о реабилитации крымских татар и восстановление статуса Крымской АССР не были признаны РСФСР  и УССР.
Декларация о государственном суверенитете, принятая Верховным Советом Украинской ССР 16 июля 1990 года,  объявлялось, что территория Украинской ССР «в существующих границах» является неприкосновенной и не может быть изменена и использована без ее согласия. Украинская ССР самостоятельно определяет административно-территориальное устройство Республики и порядок образования национально-административных единиц (раздел V Декларации)
КОНСТИТУЦИЯ (ОСНОВНОЙ ЗАКОН) УКРАИНСКОЙ СОВЕТСКОЙ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ РЕСПУБЛИКИ (1978) поправки 1990 года,  Статья 71. На территории Украинской ССР обеспечивается верховенство законов республики.В этой связи УССР не признали "ДЕКЛАРАЦИЮ Верховного Совета Союза Советских Социалистических Республик
«О признании незаконными и преступными репрессивных актов против народов, подвергшихся насильственному переселению, и обеспечении их прав», и изданное ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВС СССР об ОТМЕНЕ  законодательных актов в связи с Декларацией Верховного Совета СССР от 14 ноября 1989 года: «О признании незаконными и преступными репрессивных актов против народов, подвергшихся насильственному переселению, и обеспечении их прав»

 
ПОСТАНОВЛЕНИЕ СОВЕТА МИНИСТРОВ СССР N 666
О ПЕРВООЧЕРЕДНЫХ МЕРАХ ПО РЕШЕНИЮ ВОПРОСОВ, СВЯЗАННЫХ С ВОЗВРАЩЕНИЕМ КРЫМСКИХ ТАТАР В КРЫМСКУЮ ОБЛАСТЬ
11 июля 1990 г. Москва, Кремль
В целях осуществления первоочередных мер по реализации постановления Верховного Совета СССР от 28 ноября 1989 г. "О выводах и предложениях комиссий по проблемам советских немцев и крымско-татарского народа " Совет Министров СССР ПОСТАНОВЛЯЕТ:
Утвердить представленные Государственной комиссией по проблемам крымско-татарского народа первоочередные меры по решению вопросов, связанных с возвращением крымских татар в Крымскую область, разработанные Советом министров Украинской ССР совместно с Госпланом СССР, Госстроем СССР, Госснабом СССР и другими министерствами и ведомствами СССР с участием Совета Министров РСФСР, Совета министров Узбекской ССР, Совета Министров Таджикской ССР и представителей крымско-татарского народа, согласно приложению.
Государственной комиссии по проблемам крымско-татарского народа совместно с советом Министров РСФСР, Советом Министров Украинской ССР, Советом Министров Узбекской ССР, Советом Министров Таджикской ССР, заинтересованными министерствами и ведомствами СССР, с участием представителей крымско-татарского народа разработать Государственную программу возвращения крымских татар на постоянное жительство в Крымскую область и представить ее в Совет Министров СССР в сентябре 1990
Возвращение крымских татар в Крымскую область должно проводиться на добровольных началах, организованно и в соответствии с порядком и сроками, определенными в указанной программе.
3. Совету Министров Украинской ССР совместно с Крымским областным Советом народных депутатов рассмотреть вопрос о резервировании земель в местах расселения возвращающихся крымских татар.
Исполкомам местных Советов народных депутатов Крымской области принять дополнительные меры по своевременному предоставлению в установленном порядке возвращающимся крымским татарам земельных участков для строительства жилых домов (в соответствии со ст.20 Основ законодательства Союза ССР и союзных республик о земле).
Установить, что решения местных Советов народных депутатов Крымской области о предоставлении земельных участков для строительства жилых домов во владение возвращающимся крымским татарам являются основанием их прописки для временного проживания в жилых помещениях независимо от размера жилой площади на период строительства жилых домов.
ПРИЛОЖЕНИЕ К ПОСТАНОВЛЕНИЮ СОВЕТА МИНИСТРОВ СССР ОТ [11 ИЮЛЯ 1990 Г.] N [666]
было опубликовано в печати, в том числе крымскотатарской газете в Крыму «Достлукъ»
 В Приложении указаны все Союзные министерства с конкретными заданиями в суммарном и физическом выражении. Вопросы возвращения полностью входят в компетенцию правительства, но крымские татары не могут успокоится, начинается внутренняя борьба за лидерство и желание выпятить свою роль и значимость в достигнутой цели, кроме того желание приблизится к финансовым ресурсам.
1990 год 11 сентября Решение Крымского Облисполкома «Об образовании Комитета по делам депортированных народов.
На первом этапе вопросы претворения в жизнь государственной программы Совета Министров СССР, с республиканского и автономного уровня были возложены, 02. 10. 90 г. №261 на необеспеченный реальной властью Комитет по делам депортированных народов, назначив председателем комитета политика Юрия Бекировича Османова.
Назначение на руководящую производственную структуру политика, вместо живых реальных производственников с большим стажем руководящей работы,  позволило, оставшимся за бортом политикам и производственникам включится в борьбу за власть, что способствовало ликвидации организованного возвращения народа согласно программе . Конечно этому способствовали и Украинские власти.
Если бы в этот период, за десять месяцев до сбора курултая, вместо Ю.Османова был бы на первом этапе назначен, хотя бы Сервер Омеров — бывший Член ЦК и Ревизионной комиссии ЦК КП Узбекистана, министр строительства УзССР, многие коммунисты и специалисты, впоследствии вошедшие в состав курултая, отошли бы от этой структуры.  Были готовые кадры партийных работников из Мубарека и Бахористана, которых можно было кооптировать в Обком и в районные парторганизации.
Все эти коммунисты и профессионалы могли бы быть востребованы в областных и районных структурах, но они выбрали путь конфронтации, противодействия государственной программе возвращения.
Правда, этому в немалой степени содействовали украинские власти. Ведь Украинская власть изменила государственную структуру «возвращения крымских татар, заменила возвращением депортированных, включив армян, греков, болгар и немцев, которые давно уже возвратились самостоятельно, после снятия с них ограничения Указом СССР от 03.11.1972 года.
Георгий Станиславович Таразевич заместителем председателя Президиума Верховного Совета СССР,  возглавлял Комиссию по национальной политике и межнациональным отношениям Совета Национальностей ВС СССР, вместе с Заместителем председателя Комиссии ВР Украины по вопросам государственного суверенитета, межреспубликанских и межнациональных отношений Корнеев Альберт Васильевич и 1 секретарь Багров Н.В. при встрече в начале июня 1991 года, перед проведением курултая в Симферополе задали судьбоносный вопрос: «Какие министерства в республике готовы возглавить?» - Сидел председатель оргкомитета по созыву курултая Сервер Омеров, сидел Рефат Чубаров и остальные члены оргкомитета курултая. В ответ молчание. Не только возглавить автономию, но даже министерства не осмелились возглавить и нести ответственность. Была предложена реальная власть, и автономия о которой ратовали наши основатели национального движения, к сожалению, ушедшие к этому времени в мир иной, но были живы кадры, занимавшие в Узбекистане руководящие должности.
Мы, активисты движения 1961 — 1987 годов, приходили к Серверу Омерову, пытались убедить его не включаться в создание негосударственной структуры, в период решения государством вопросов возвращения и реабилитации. Сожалею, что не упрекнул его тогда, что он уже однажды, пользуясь доверием товарищей, подставил их, собирая подписи под так называемом письмом семнадцати против участников национального движения.
Возможно ли документально определить причину, почему С. Омеров снял свою кандидатуру председателя меджлиса, ведь основная часть организаторов и делегатов курултая, своё участие в этом мероприятии объясняют только, тем, что председателем комиссии по организации курултая был именно С. Омеров. Между прочим, Юрий Османов говорил, что Р. Нишанов ему предлагал возглавить оргкомитет по проведению курултая, став его председателем, но Юрий Бекирович распознав подвох, уход от принципиального решения вопроса создания автономии с предоставлением власти крымским татарам, решили создать параллельную структуру мнимой власти, только над самими крымскими татарами. Такой структуры не было ни в одной из республик СССР. 
 19 сентября 1989 года  очередной Пленум Центрального Комитета КПСС  перевел из кандидатов в члены ЦК КПСС первого секретаря Крымского обкома Компартии Украины А. Н. Гиренко и избрал его секретарем ЦК КПСС.
В этой связи, невольно, вспоминаются слова А. Гиренко сказанные Г. Баеву: - «Гомер Кадырович, а ведь Мустафа Джемилев тоже много страдал за народ...»Отказавший от предоставляемой реальной власти, организаторы курултай-меджлиса, создали параллельный, не обеспеченный реальной властью, орган власти над крымскими татарами, обособили народ от остального населения Крыма.
Главное в принятой программе претензии на государственность, при этом во главу созданного органа избирают никчемного в государственном управлении и производстве человека, не имеющего не только профессию, но и не обладающего абсолютно опытом производственной деятельности.
В двадцати пяти миллионном  Узбекистане крымские татары составляли один процент населения, при этом возглавляли четыре республиканских министерства, пять строительных трестов, десятки строительных управлений, были директора заводов и совхозов, главные инженеры предприятий, руководители учебных заведений, профсоюзные и партийные руководители различных уровней.
Нарду, имевшему высокий процент инженерных кадров и интеллектуальных работников, в вожди всучили неинтеллигентного, без профессионального образования, без производственного стажа политика с наклонностями, полученными от пребывания в исправительных колониях.
Как принято сейчас говорить, опустили народ ниже плинтуса. Результат пожинаем по сегодняшний день, утратой достигнутого потенциала производственной и духовной сферы в Узбекистане.

ОБ ОТМЕНЕ ПОСТАНОВЛЕНИЙ БЫВШЕГО ГОСУДАРСТВЕННОГО КОМИТЕТА ОБОРОНЫ СССР И РЕШЕНИЙ ПРАВИТЕЛЬСТВА СССР В ОТНОШЕНИИ СОВЕТСКИХ НАРОДОВ, ПОДВЕРГШИХСЯ РЕПРЕССИЯМ И НАСИЛЬСТВЕННОМУ ПЕРЕСЕЛЕНИЮ
В соответствии с Постановлением Верховного Совета СССР от 7 марта 1991 г. "Об отмене законодательных актов в связи с Декларацией Верховного Совета СССР от 14 ноября 1989 г. "О признании незаконными и преступными репрессивных актов против народов, подвергшихся насильственному переселению, и обеспечении их прав" Кабинет Министров СССР постановляет:
Отменить постановления бывшего Государственного комитета обороны СССР и решения Правительства СССР в отношении советских народов, подвергшихся репрессиям и насильственному переселению, согласно прилагаемому перечню.
Премьер-министр СССР     В.ПАВЛОВ
Управляющий Делами  Кабинета Министров СССР И.ПРОСТЯКОВ
Утвержден Постановлением Кабинета Министров СССР от 6 июня 1991 г. N 336
ПЕРЕЧЕНЬ
 38. Постановление Государственного комитета обороны СССР от 11 мая 1944 г. N 5859 "О крымских татарах".
Встречающиеся до сих пор в научных исследованиях ссылки на отменённые Постановления ГКО, являются документально не обоснованными, а юридически преступными.
На основании «Декларации» последовал ряд ЗАКОНОВ и ПОСТАНОВЛЕНИЙ  Правительства СССР и Союзных Республик.

Закон РСФСР от 26 апреля 1991 г. N 1107-I  «О реабилитации  репрессированных народов» и Закон РФ от 18.10.1991 N 1761-1 "О реабилитации жертв политических репрессий». Соответствующие законы были приняты во всех Союзных Республиках, но Украинская ССР в Постановлении Верховного Совета от 17 апреля 1991 года №963—XII указано:   «О ПОРЯДКЕ ВВЕДЕНИЯ В ДЕЙСТВИЕ ЗАКОНА УКРАИНСКОЙССР «О РЕАБИЛИТАЦИИ ЖЕРТВ ПОЛИТИЧЕСКИХРЕПРЕССИЙ В УКРАИНЕ»Действие статей- 3. 4 и 9 Закона Украинской ССР «О реабилитации жертв  политических репрессий на Украине» не  распространяется на репрессированные народы, насильственно переселённые (крымские татары,
немцы, греки, болгары, поляки, армяне и другие). За все 23 года нахождения Крыма, под юрисдикцией Украины, репрессированные народы  не смогли добиться полноценной реабилитации.

На основании решения Правительства СССР проведены государственные мероприятия в Крыму:
1.  Крымский областной Совет народных депутатов Исполнительный комитет Решение от 23.11.89 №331
О расселении граждан крымскотатарской национальности, прибывающих в Крым на постоянное жительство в 1989-1990 гг
2.  Крымский Областной Совет Народных Депутатов Третья сессия 21 созыва РЕШЕНИЕ от 11.09.90г.   
«Об основных принципах расселения крымских татар на территории области».
3.  Крымский областной Совет народных депутатов Третья сессия 21 созыва РЕШЕНИЕ от 11.09.90 г.         
«Об образовании Комитета по делам депортированных народов»
4.  Крымский областной Совет народных депутатов Исполнительный комитет РЕШЕНИЕ от 04.12.90г, №317
«О примерной схеме расселения крымских татар по городам и районам области до 1996 года»
Реабилитация возлагает законодательно на государство восстановление прав и возмещение ущерба индивидуально гражданам и народам.

Депортация, или выдворение, единовременный акт без юридических последствий не подлежит реабилитации.
Украинское государство, обозвав народ «депортированными» сняло с себя ответственность по восстановлению индивидуально  прав и возмещению ущерба гражданам.

Выделяя средства на «Обустройство» виде подачки, благотворительности распределение которых отдало в распоряжение меджлиса, юридически не зарегистрированной и не подотчётной, не подконтрольной организации, таким образом, сделав крымскотатарский народ зависимым  от  мафиозной структуры.   

Одновременно    с правительственной программой при содействии властей Украины, при финансовой поддержке извне,  был созван  26 июня 1991 года Курултай и организован «Меджлис», который своим решением возложил  на себя функции по возвращению крымских татар.

Началась борьба за право возглавить возвращение народа «меджлиса» под руководством Мустафы  Джемилева  с созданным «Комитетом по делам депортированных народов», который возглавил Юрий Османов.

В результате борьбы двух лидеров народа, вопрос организованного возвращения  отошёл на второй план, а с развалом СССР, властями Украины полностью был  передан в ведение меджлиса,  организованное возвращение  народа в Крым было сорвано.
Поставив во главе меджлиса Мустафу Джемилева, власти отдали ему всю кадровую политику. Амбиционная молодёжь, чтобы продвинуться по карьерной лестнице, вынуждена была обращаться к Джемилеву, а он продвигал ему угождавших людей.
Украинская власть вместо реабилитации, придала статус крымским татарам «депортированный народ». Депортация – это выдворение за пределы государства иностранцев, нарушивших законы страны пребывания, для своих граждан депортация – это административное выдворение нарушителей установленного законом порядка пребывания в режимной зоне,  за пределы режимных зон, без юридических последствий. Практиковалось в СССР депортация из столиц республик и некоторых режимных городов в отношении граждан без определённого места  жительства (БОМЖей), рецидивистов и женщин, неоднократно привлекавшихся к ответственности за проституцию.  Депортировали несколько раз представителей крымских татар административным решением за нарушение общественного порядка из Москвы. Депортировали крымских татар из Крыма, являвшегося для них режимной территорией на основании Указа от 28 апреля 1956 года, закреплённого Указом от 5 сентября 1967 года. При повторных попытках закрепиться в Крыму, судили за нарушение паспортного режима установленного в отношении крымских татар.
Установив статус «депортированных», украинская власть отказалась возмещать индивидуальный ущерб за преступное выселение. Выделялись средства «на обустройство депортированных» обезличенно, распределение возложили на меджлис, предоставив дополнительный рычаг Джемилеву на подчинение ему крымских татар.
Тяжёлый урон будущему народа было нанесено меджлисом в обучении молодых, перспективных кадров ежегодной отправкой в Турцию и другие страны, откуда они не возвращались, ибо дипломы Турции в Крыму не были нострификацированы.
  Изменение политической и государственной структуры из социалистической в капиталистическую, многих перспективных людей вынудило из производственной сферы перейти в сферу обслуги.  В этой связи изменилась и ментальность наших соотечественников, если в производственной сфере люди гордились своими достижениями и кадровым ростом, то в сфере обслуги гордятся показным личным благополучием, дорогими авто, престижным убранством, достигаемым лакейским  обслуживанием, чего изволите, приводящим к интеллектуальному обнищанию.
Но самое главное, создав структуру курултай – меджлис, утратили статус нации, превратились в структуру табора с бароном во главе.
Нынешнее поколение, никогда не имевшее, не жившее в статусе нации, не осознающее своё положение находится в растерянности, в абстракции и подавлено. Возобладал  алармизм.

PS.
Крым для украинского государства всегда был проблемной территорией. В советский период возвращение крымских татар, с необходимостью реабилитации влекло юридические последствия восстановление статус-кво Крымской АССР в составе РСФСР, чему рьяно противодействовали весь период  власти Украины. После провозглашения «незалежности» у властей Украины возникла проблема с русскоязычным населением Крыма, тяготеющего к России. В этой связи использовали издавна проверенную политику «разделяй и властвуй», культивируя ксенофобию между русской общиной и созданной и  опекаемой структурой крымских татар «меджлисом». Причём, поддерживая обе стороны. Джемилев заявил: - «дойдет дело до того, что мы не сможем контролировать народ, и до России добежать не сможет никто, я вас уверяю!»  Власти на такую угрозу не отреагировали. Одновременно власти продолжали ярую татарофобскую политику,  пропагандируя миф о «зверствах крымских татар в период оккупации Крыма гитлеровскими  нацистами. Особенно это проявлялось на основании сфабрикованного властями Украины в 1972 году «судебного процесса над охранниками».
Созданный на территории совхоза «Красный» Симферополя лагерь по немецким документам значится, как  лагерь Dulag III./241 службы «СД» из переданных лазарета и барака заключенных.
Статус «концлагеря в с/х Красный» присвоен украинскими властями. Никогда в Симферополе не существовал 152 крымскотатарский  батальон. Охрану  лагеря осуществляла одна рота, в составе которой был один взвод 20 человек крымских татар.  Процесс был сфабрикован с целью предотвратить возвращение крымских татар в Крым и создать негативное отношение к возвращающимся.
Удивительно, в многонациональной Российской Федерации нет необходимости искусственно создавать межнациональные конфликты. Наоборот государство стремится к созданию атмосферы дружбы и взаимопонимания. Неизвестно по какой причине власти Крыма продолжают украинскую политику ксенофобии, на основании сфабрикованного процесса в созданном мемориале на территории бывшего совхоза НКВД, где проводились все расстрелы граждан Крыма в период сталинских репрессий и немецкими нацистами из зондеркоманды 10-А и их приспешниками, все расправы над жертвами возлагают исключительно на крымских татар.
Память о безвинных жертвах, независимо палачами были НКВДешники или нацисты,  должна быть священна, и увековечена, но не должна служить разжиганию межнациональной розни.
Необходимо известить ПРАВДУ, и изменить проводимую политику травли крымских татар.
Симферопольские Нюрнберги» Правда и вымысел.
Кто охранял лагеря военнопленных в Крыму?

 PS2
Cui prodest? Cuiprodest?Cui bono? Ищите, кому это выгодно!
Из истории Древнего Рима. Автор выражения — знаменитый римский юрист Кассиан Лонгин Равилла (I в.). Как сообщают древние авторы, он рекомендовал судьям при разборе дела всегда искать, кому может быть выгодно данное преступление: как правило, этот путь рассуждений ведет к обнаружению или самого преступника и (или) того, кто за ним стоит, направляет его действия.
Стало широко известно благодаря речи «В защиту Милона», произнесенной римским государственным деятелем, писателем и оратором Цицероном (Марк Туллий Цицерон, 106 — 43 до н. э.).
Смысл выражения: во всяком преступлении, запутанном деле, хитросплетении интриг и прочем всегда надо искать того (тех), кому выгодна сложившаяся ситуация.
60 лет как 25 февраля, Хрущев сделал исторический доклад, « … в сознании не только марксиста-ленинца, но и здравомыслящего человека не укладывается такое положение: как можно возлагать ответственность за враждебные действия отдельных лиц или групп на целые народы, включая женщин, детей, стариков, коммунистов и комсомольцев и подвергать их массовым репрессиям, лишениям и страданиям? ...»
/ Из доклада Н.С. Хрущева на ХХ съезде Коммунистической партии Советского Союза/

После исторического XX Съезда КПСС и разоблачения культа личности Сталина ЦК КПСС принимает Постановление «О восстановлении национальной автономии калмыцкого, карачаевского, балкарского, чеченского и ингушского народов». Данный документ признавал права депортированных чеченцев и ингушей на реабилитацию с восстановлением их национальной автономии. При этом были выдвинуты различные подходы к решению этого вопроса.

9 января 1957 года Президиум Верховного Совета СССР принял Указ «О восстановлении ЧИАССР в составе РСФСР». Это событие дало возможность депортированным в 1944 году в Казахстан и Среднюю Азию чеченцам и ингушам вернуться на свою историческую Родину.

В 2010 году глава ЧР Рамзан Кадыров подписал указ, в соответствии с которым 9 января в Чеченской Республике отмечается как День восстановления государственности чеченского народа.

Удержание на местах ссылки невиновных, по сути продление срока наказания есть ПРЕСТУПЛЕНИЕ. У каждого мотивированного преступления есть ЗАКАЗЧИК и ИСПОЛНИТЕЛЬ в этой связи в юриспруденции всегда на первом месте стоит вопрос: - «Кому было выгодно это ПРСТУПЛЕНИЕ».
Кто заинтересован в сокрытии или раскрытии и опять «Мотивация».
Основой существования государства – внутренняя и внешняя безопасность.
Угрожало ли возвращение и в следствии непременное ВОССТАНОВЛЕНИЕ КрАССР, существованию СССР? Угрожали ли крымские татары внутренней и внешней безопасности, могли ли они разрушить СССР?
заявление правительства Грузинской ССР об «отсутствии возможностей к размещению и устройству» месхетинцев в районах, откуда они были высланы. Политика региональных властей, таким образом, активно включена в определение общего рисунка реабилитационной кампании 1956–57 годов.
«Невиновность калмыков, а также других репрессированных народов государством, наконец, была признана, но нравственный долг не выполнен: несправедливо высланные народы так и не услышали от верховной власти официальных извинений за нанесенное им оскорбление. Нерешенными остались вопросы территориальной и материальной реабилитации»

Истории КПСС, второе изд., стр. 646: «Устранены были извращения ленинской национальной политики… Восстановлена автономия балкарцев, калмыков, чеченцев, ингушей, карачаевцев, чем созданы условия для их всестороннего развития в братской семье советских народов СССР. Это благотворно сказалось на укреплении дружбы и социалистического интернационализма советских народов».
Если возвращение народов Кавказа благотворно сказалось на укреплении в целом СССР, то преступное содержание НАРУШАЛО дружбу в многонациональном государстве, значит, ослабляло СССР. Cui prodest?

Существовали две непримиримые враждебные системы, обусловленные не только методами экономического производства, противоположными идеологиями, но и вооруженным противостоянием.

КОНСТИТУЦИЯ СССР Статья 1. Союз Советских Социалистических Республик есть социалистическое общенародное государство, выражающее волю и интересы рабочих, крестьян и интеллигенции, трудящихся всех наций и народностей страны. Статья 10. Основу экономической системы СССР составляет социалистическая собственность на средства производства в форме государственной (общенародной) и колхозно-кооперативной собственности.

ИМПЕРИАЛИЗМ — монополистический капитализм, его высшая и последняя стадия развития, загнивающий и умирающий капитализм, канун социалистической революции. Главной отличительной особенностью и основной, определяющей чертой его является господство крупного монополистического капитала в экономической, политической, идеологической областях. Собственность на основные средства производства остается в руках небольшой горстки капиталистов или их объединений, в первую очередь монополистических. Трудящиеся подвергаются значительно усилившейся эксплуатации.

В этой связи поиски защиты у врагов, бегство заграницу во все времена считалось ПРЕДАТЕЛЬСТВОМ. А с предателями поступали жестче, нежели с врагами.

Умудренные жизненным и политическим опытом наши коммунисты – организаторы национального движения строго следили за тем, чтобы национальное движение не только не смыкалось с диссидентским, но всегда дистанцировалось и идеологически и организационно.

Опять, если: - «Восстановлена автономий благотворно сказалось на укреплении дружбы и социалистического интернационализма советских народов», кому это НЕ ВЫГОДНО.

Длительная пропаганда меджлиса, что только благодаря вмешательству руководителей «демократических государств» к которым апеллировали члены ОКНД, вынудило СССР решить вопрос восстановления законных прав крымских татар, при аналитическом разборе не находит подтверждения. 

Резюме: руководители западных держав т.н. «демократических государств» были заинтересованы в «укреплении дружбы и социалистического интернационализма советских народов» - внутренней стабильности СССР. Наши коммунисты – организаторы национального движения этот постулат считали АБСУРДНЫМ, и поэтому были категорически против смыкания НДКТ с диссидентами, апеллировавшими в своём стремлении свободы передвижения(выезда на запад) и свободы слова (антисоветской пропаганды) к враждебным СССР политикам и СМИ.

Нам долго «впаривали», что Президент США Рейган, озабоченный укреплением СССР, обратился к М. Горбачёву о необходимости возвращения крымских татар.

СССР был мощным государством и под зарубежным давлением на уступки не шёл, за рубежом были миллионы антисоветчиков, поэтому выдворение к ним ещё двух сотен для СССР не представляло угрозы. Но надо иметь в виду, что они требовали выезда из СССР, а это в первую очередь людей с высшим образованием, что и последовало после развала СССР. Их требования о свободе слова, это и свобода антисоветской пропаганды, что не способствовало укреплению СССР, а наоборот приблизило его развал.

12 февраля 1974 года за критику руководства ЦК КПСС был выдворен из СССР Александр Исаевич Солженицын. В конце декабря 1977 Петр Григорьевич выехал из СССР в Америку и вскоре был лишён советского гражданства.22 января 1980 года Андрей Дмитриевич Сахаров был выслан в город Горький.

Всего по данным «Мемориала» за тот период выдворены 175 диссидентов.

Цели, задачи и последствия наших требований, стремлений и политика диссидентов были противоположными. Это чётко осознавали наши активисты – организаторы массового национального движения крымских татар.

А вопрос, поставленный мной в начале статьи «Cuiprodest?Cui bono? Ищите, кому это выгодно!», я пытался выяснить в своих очерках: НАЦИОНАЛЬНОЕ ДВИЖЕНИЕ КРЫМСКИХ ТАТАР (Попытка краткого анализа участника движения); Краткий Анализ правового состояния Крыма в составе Украины; 1991 г. Москва. Э. Б. НОРДМАН; КАК ЭТО БЫЛО, документальный экскурс в процесс реабилитации.

РУСЛАН ЭМИНОВ


Рецензии