О творчестве К. Д. Бальмонта. Гл. 5

О мыслях, чувствах  и переживаниях творчества К.Д.Бальмонта.
                К юбилею поэта.
 
                Глава пятая  «Умение служить Слову»
 Умей творить из самых малых крох.
Иначе для чего же ты кудесник?
Среди людей ты божества наместник,
Так помни, чтоб в словах твоих был бог.
В лугах расцвел кустом чертополох,
Он жесток, но в лиловом он – прелестник.
Один толкачик – знойных суток вестник.
Судьба в один вместиться может вздох.
Маэстро итальянских колдований
Приказывал своим ученикам
Провидеть полный пышной славы храм
В обломках камней и в обрывках тканей.
Умей хотеть – и силою желаний
Господень дух промчится по струнам.
  Одна из главных тем всей русской литературы – Образ Слова, что было в Начале, - и Образ того, кто слово это несёт людям. «Иначе для чего же ты кудесник», если сделать этого не можешь?!
Призыв и напоминание о великой ответственности за сказанное - и за созданное произведение в целом. Потому что ты для служение Самим Создателем избран...   
Стихотворение К.Д.Бальмонта звучит словно некий «вывод», «итог» - и созданы строки эти приближающимся к полувековому возрасту поэтом – значительно позже, чем те, о которых речь велась ранее. Главное, о чём говорит поэт, – а здесь, думаю, именно так более уместно, - и в начале, и в финале произведения. 
«Так помни, чтоб в словах твоих был бог» - иначе, всё лишается смысла, «»рассыпается, как бы ни было привлекательно внешне. И все произведения, на тему эту говорящие, словно «продолжают» ставшие крылатыми слова и мысли того, кого Солнцем русской поэзии величают:
 «Восстань, пророк, и виждь, и внемли,
Исполнись волею моей,
И, обходя моря и земли,
Глаголом жги сердца людей». 
  Будто создал великий поэт некую «хрестоматию», «научающую», как всё великое создаётся. И почти век спустя вторит ему поэт Серебряного века.
«Умей хотеть» - хотеть быть «божества наместником»,  исполнять  Волю Господа, хотеть жизнь свою на алтарь высокого, боговдохновенного искусства, на алтарь Слова Божьего принести – думаю, все помнят, как пророк в стихотворении А.С.Пушкина от всего наносного, всего греховного «очищается» – и только после этого идёт «глаголом жечь сердца людей».  Помнят, что Пророк Исайя, на основе Книги которого создано главное произведение всей русской литературы, принял мученическую смерть...   
«Умей хотеть» и творить – потому что, как сказано в последнем труде                кн. Е.Н.Трубецкого, «у человека, не взрастившего свой талант, он отнимается и передаётся другому». Звучит мысль эта и в произведении К.Д.Бальмонта, в эпоху «перелома» созданном. И подобно «Пророку» А.С.Пушкина становится оно неким духовным «завещанием» - начиная с названия...
 Вроде бы всё…Но если ещё раз внимательно прочитать шестнадцать строк К.Д.Бальмонта, то невозможно не увидеть, как в раскрытии мысли, в «научении» мудрости словно «помогают» лирическому герою и хорошо известное русским людям искусство Италии, и, конечно, русская природа – окружающее мироздание – даже                не самые привлекательные внешне образы – чертополох, толкачик – но и они творения Божии…
А потому, чтобы показать единство образов и мыслей, обратимся к творчеству ещё одного русского поэта, что в мир спустя четыре   десятилетия пришёл:
 Я учился траве, раскрывая тетрадь,
И трава начинала, как флейта, звучать.
Я ловил соответствие звука и цвета,
И когда запевала свой гимн стрекоза,
Меж зелёных ладов проходя, как комета,
Я-то знал, что любая росинка – слеза.
Знал, что в каждой фасетке огромного ока,
В каждой радуге ярко стрекочущих крыл
Обитает горящее слово пророка,
И Адамову тайну я чудом открыл.
 Удивительно, но произведение А.А.Тарковского создано поэтом примерно в том же возрасте – на полувековом рубеже. Тогда, когда есть ещё силы для творческих свершений, но и опыт выстраданный тоже.  Оттого и звучит дважды «знал», а потом ещё – «учился», «открыл тайну», благодаря стремлению к познанию того, как мироздание Божие воплощает Слово «пророка», Слово, что было в Начале… 
Стихотворение иное по ритму и, наверное, в большей степени отражающее внутренний мир, опыт, о котором мы уже сказали, – оттого и звучат в произведении большей частью глаголы прошедшего времени…
 Однако, «наставлять», как должно «хотеть» и «уметь», невозможно, не пережив  самому, не поняв, не ощутив.
   И говорить о том, как «учился траве, раскрывая тетрадь, как  «ловил соответствие звука и цвета» и, наконец, как «чудом открыл» «Адамову тайну», невозможно лишь для того, чтобы «превознестись» над «собеседником» - иначе, дар сей отнят будет. В стихотворении А.А. Тарковского тоже звучит желание духовным опытом, духовными познаниями поделиться.
И без веры в Троицу Единосущную и Нераздельную как основу всего мироздания                ни познавать, ни знания передавать не получится…
 А какие ещё образы навевает К.Д.Бальмонту познание Творца Неба и земли, побеседуем в следующей главе…
 (Продолжение следует)


Рецензии