ТЭ Экономическая теория не обязана считаться с ест

                Теоретическая экономика. Экономическая теория не обязана считаться с естествознанием

        Все мы знаем, что золото не растёт, чем его не поливай; доллары тоже не растут, тем не менее золото в рост отдают и деньги тоже. Экономическая теория не обязана считаться с естествознанием — она должна быть понятной и безукоризненно сформулированной. Сформулированной безупречно, как геометрия Эвклида, а то, что она в чём-то противоречит естествознанию - не суть важно. Геометрия Эвклида с естествознанием тоже не шибко согласуется, потому что ни точки, ни прямой, ни плоскости, как нас учит квантовая механика в природе не существует. Библия — единственная из священных книг, которая начинается с изложения экономической теории.
        Господь Бог сотворил небо и землю, распорядился всё это обустроить. И небо, и землю, и все формы движения материи, ничего не упуская из виду
        "3. И сказал Бог: да будет свет. И стал свет.
         4. ...
        24. И сказал Бог: да произведёт земля душу живую по роду её, скотов и гадов, и земных зверей по роду их. И стало так.
        25. И создал зверей земных по роду их, и скот по роду его, и всех гадов земных по роду их. И увидел Бог, что это хорошо."
        Вот это неожиданно возникшее беспрецедентное и явно неуместное раздвоение в 24 и 25 пунктах Протокола Творения свидетельствует о том, что позднее понадобилось узаконить какие-то детали бытия на религиозном уровне. Для экономики важно, что зверей земных, скот и всех гадов Господь Бог создал Сам, а когда создал человека передал всё это ему во владение.
        Первая глава на этом обрывается, но мы совершенно отчетливо осознаём, что самое главное здесь явно отсутствует. Мы понимаем, что звери земные и гады ползучие совершенно свободны, почему человек должен быть хуже их? А раз человек создан по образу и подобию Божию, то это не случайно - отношения с Ним должны быть партнерскими. Поскольку Господь Бог передал человеку Своё имущество, то Он сделал это на каких-то условиях и эти условия должны быть выгодны обеим договаривающимся сторонам. Короче говоря, Своё имущество, возникшее в ходе сотворения Мира, Господь Бог передал человеку, потому что, распоряжаясь будущим, отчетливо видел, что человек сообразит, что надо делать, чтобы всё это не только сберечь, но и преумножить, принести пользу, заботясь о сохранности Его имущества, а, значит и прав на него.
        Не могу отказать себе в удовольствии объяснить Вам, что значит слово "польза". Был такой этюд на ТВ "Нисияй", на котором обыгрывалось слово "льзя", производное от слова "нельзя". Так вот противоположным ему является слово "польза". Слово "нельзя" - это из экономики эпохи Матриархата и означает "не лезь". Примитивное общество - очень важные, хотя и примитивные слова. Противоположное слово "польза" - "полезь - отказа не будет".
        Условия, на которых Бог передал своё имущество человеку, мы прекрасно знаем. Все первенцы, так называемые "разверзающие ложесна", - Его; все "начатки" продуктов земледелия - тоже Его. Он имеет на всё это право, потому что Он сотворил и землю, и всех животных, и человека. И, заметьте, Он очень честно Себя ведёт: реки, моря и океаны Он не творил; леса, тундры, вечные льды, пески пустынь, пляжи, коралловые рифы, нефть, природный газ, гейзеры и минеральные воды - то же самое, тем не менее Он всё это отдал во владение человеку, но ничегошеньки за это от него не потребовал. И Он пошёл на это не от слабости, а от щедрости.
        Если Вы не забыли, Господь Бог ещё и небо сотворил, но прав на него никому не передавал. Следовательно, вода на небе - это не водопровод, она не обязана литься, когда и куда захочет человек. Человека в случае чего можно прижать, на давая ему дождей, лишая его тепла и солнечного света, засыпая летом снегом, обрушивая на него град, молнии, ураганы, тайфуны, смерчи... Короче говоря, экономическая система, описанная в Библии, охвачена как глубокими положительными, так и серьезными отрицательными обратными связями.
        Землю тоже надо как-то ублажать, а то она перестанет родить. И вот жрецы запрещают употреблять кровь в пищу, обязывая сливать её на землю, а в первой главе Библии появляется дополнительная запись о том, что душу де зверей, скотов и гадов сотворила земля, поэтому земле необходимо возвращать то, что ей принадлежит. И все ценное, что находится в земле - золото, драгоценные камни присваивать себе не следует, как чужое имущество, которое надо возвращать. Но кому и как? Разумеется постепенно, возникли варианты, например, при жизни всё это беречь, всем этим не грех и любоваться, однако не более того. После смерти всё это следует закопать в землю вместе с покойным, чтобы дать ему шанс лично передать всё это, кому положено на том свете.
        Итак, подведём итог. Наша планета заселена многими видимыми и невидимыми обитателями. Одни из них робки, хрупки и беззащитны, но они тем не менее метят свою территорию или какими-то другими способами оформляют свои права на землю, право жить на ней, пользоваться её ресурсами, находить пищу, выращивать потомство и прочее, прочее, прочее. Другие, наоборот, - никого не боятся, способны всех и вся сокрушить на своём пути, чрезвычайно опасны и кровожадны; третьи вообще невидимы, всемогущи, ненасытны и это не только чума, холера, оспа, но и геопатогенные зоны, инопланетяне, черти всех сортов, ангелы, духи, нечисть всякая, и они тоже предъявляют какие-то права на землю, запугивают тех, кто на ней живёт, кто её обрабатывает, но все их притязания беспочвенны и несерьёзны, они могут суетиться, сколько им влезет, единственным законным владельцем земли является человек. Не всякий человек естественно, а только тот, кто знает, что Господь Бог сотворил небо и землю, животных её населяющих, распорядился всё это обустроить и, наконец, создал человека, чтобы он всем этим владел и отдавал Господу то, что Ему положено. А всем остальным человек ничем не обязан, ничего не должен, имеет право не считаться с их мнениями.
        Естествознание не признает инопланетян, чертей, ангелов, духов чистых и нечистых, но хозяйствующему субъекту, хотел бы он или не хотел, приходится с чем-то подобным сталкиваться. Будущим он не управляет, но по мере сил его планирует, то есть, не зная, что будет, скажем, к концу срока, когда долги придётся отдавать, вынужден планировать варианты, ни один из которых в точности не исполнится, то есть почти всё время жить в вымышленном мире, населённым вымышленным населением, вымышленными событиями, вымышленными опасностями. Наверное он с кого-то будет брать пример. А пример - это какой-то информационный суррогат, например текст, не им придуманный, в котором человек, наделённый способностями, которых у него нет, излагает события, которых на самом деле не было, но очень хотелось, чтобы они были...
        А тут ещё баллады, оперы, балеты, книги, кинофильмы, картины - "Последний день Помпеи", например, в которой реальные события 17 века перенесены в четвертый век до нашей эры. Ложь на лжи и ложью погоняет - вот в какой среде приходится работать экономике, а другой среды у нее пока нет. А может уже есть?


Рецензии