Я-Представление
Как возникало знание: в питерском учебнике по философии Борис Васильевич Марков рассказывает притчу:в незапамятные времена, две африканские женщины пришли к реке за водой, там их терпеливо поджидал и внезапно напал крокодил, одна женщина была чуткая, осторожная, ловкая и осмотрительная, и ей удалось спастись.
Получен горький опыт! Хорошо бы извлечь из этого события урок на будущее и дать рекомендацию, как вести себя, чтобы избежать нападения.
Знание возникает, и дать рекомендацию на будущее становится возможно, только если рассматривать данное событие как проявление некой регулярности, из совершенно случайного факта никакого урока извлечь нельзя, нужна закономерность.
Значит, нужно найти такую регулярность (а это - МЕРА) — и в этом и архаический, и современный человек будут одинаково понятливы.
Но закономерность может быть выведена по-разному: различие между ними обнаружится в том, что и где они будут искать. Наш современник, скорее всего, будет искать причину, пытаясь ответить на вопрос: «Почему произошло данное событие?»; он будет исследовать обстоятельства произошедшей трагедии.
Человек архаической культуры поставит совершенно иной вопрос: «За что эта женщина была съедена крокодилом?», и исследовать он будет не обстоятельства события, а биографию персонажей. Он будет искать не объективную причину события, а субъективную вину его участников, выражающуюся в нарушении установленных норм.
Почему так происходит? В разные исторические эпохи видится по-разному: значительный период человеческой истории связан именно с таким (нормативным) пониманием мирового порядка. И в то же время, несмотря на то что сегодня мы более склонны объяснять события, выясняя их причины, все-таки, когда с нами неожиданно происходит серьезное несчастье, из глубин подсознания всплывает архаический вопрос: «За что?!».
Миры современного и архаического человека упорядочены по-разному: один по оси «причина — следствие», другой по оси «вина — воздаяние», но не разделены абсолютно, они смыкаются, что уверенно подтверждает архетипичность коллективного Бессознательного. НО относим мы неприятное, адресуем это переживание, обращаемся для нас вполне определенно к своему Я, к тем условиям его, которые создают и поддерживают нашу идентичность.
В конце концов, что такое «реальность», «действительность», как не понимание и описание её на том или ином языке? Начнем с того, что мы обычно не выделяем!
В определении, в кратком энциклопедическом изложении: «Я» связывают с действующим человеком в социологии и социальной философии; с Центром или с сущностью ЛИЧНОСТИ.
Хотя Георгий Гурджиев разделял эти понятия, но для того, чтобы разобраться с личностью, сущностью, а еще субъектом, наверное, следует провести отдельный семинар по Петру Успенскому, как и по другим пишущим практикам, кто интересовался и был вовлечены в удивительную деятельность, исследования феномена Г. Гурджиева.
Обратимся к нашему воображению!
Все наши психологические состояния - есть состояния Я. Оно же, в то же время может быть опосредованным многократно: социальными установками, языком, общественными отношениями, проявленных в различной степени осмыслением и осознанием человека.
Интуитивно в большинстве именно на этой основе понимается, поэтому уже два столетия люди массово вовлечены в ПСИХОЛОГИЮ, миллионы людей сейчас уже не просто интересуются, а обращаются осмысленно к себе, и это происходит в различных практиках.
Даже те, кто не интересуются специально психологией, каждый также, располагает определённым знанием своего Я, его состояний, сознательно, или во многом неосознанно, транслирует, передает себя в СРЕДУ, Другому.
Представление – обобщенный образ предметов, явлений и процессов, сохраняемый и воспроизводимый в сознании или концепт, выгруженный из бессознательного, различен формат их построений в разные исторические эпохи, как очень отличаются сами люди в ту или иную историческую эпоху.
Но и Язык – это не просто знаковая система, выступающая носителем значений и смыслов, добытых интеллектуальным трудом, не просто послушное орудие мысли. Он по-своему самостоятельный феномен.
Для тех людей, кому предпочтителен язык образов и визуальное богатство представлений, предлагаю происходящее рассматривать через призму свою призму образного восприятия, как взгляд сквозь кристалл, где в гранях бесконечно меняющихся смыслов, имеющих твердость и основательность, выстраивается мозаика бесконечно меняющихся смыслов.
Базис «Я» в психологии можно обозначить как то, что: каждый из нас представляет собой Я как РАЗУМное существо. Но еще и … как чувствующее, понимающее, переживающее, постигающее, познающее…
Ярким, в человеческой жизни, и скорее метафизическим, чем осмысленным выбором, предстает представление, которое может отражать вид, образ, форму глубокой идеи…
Свидетельство о публикации №222061400146