Последний шаг императора

  Он сидел на пологом склоне из грубых железобетонных плит, задумчиво обхватив колени руками. Справа от него точно в такой же позе, но готовый, если потребуется, мигом подскочить, сидел его помощник. Несколько минут назад завершилась торжественная церемония в честь спуска на воду нового атомного ледокола. Отгремели военные марши, умолкли поздравительные речи и восторженные выкрики народа. Люди замерли, вцепившись в канатные ограждения, и молча наблюдали за необычным поведением своего кумира.
   На море был полный штиль. Император угрюмо глядел вслед уходящему вдаль кораблю. Лёгкий прохладный ветерок иногда потрёпывал редкие кудельки на его макушке. Он медленно поднялся на ноги, помощник ладонью отряхнул его чёрный плащ от бетонной крошки и ошмётков высохшей тины.
   Я стоял слева. Как я оказался рядом с ним? Случайность? Чей-то умысел? Или обычная безалаберность охранников, по ошибке принявших меня за какого-то важного человека из министерства кораблестроения?
  С самого начала эта церемония, куда мы всей семьёй прибыли на пароме, пошла наперекосяк. То какая-то дворняжка принялась громко завывать и лаять, как только запели гимн. Потом бутылка шампанского, вместо того чтобы разбиться о борт ледокола, соскочила с каната и угодила в оркестр прямо по затылку дирижёра. А когда император, неожиданно спрыгнув с трибуны, захотел пообщаться с народом, возникла такая сутолока, что люди прорвали ограждение и охранникам пришлось силой вытаскивать главу государства из рук его верноподданных…
  Ледокол уже скрылся за горизонтом, но он всё продолжал и продолжал вглядываться в широкий простор холодного северного моря. У самого берега плавала серая чайка и украдкой косилась в нашу сторону. Вдруг помощник, видимо, решив вывести своего патрона из затянувшейся прострации, зашёл за спину и толкнул его под коленки, да так, что тот чуть не полетел под откос в воду, если бы я вовремя не ухватил его за рукав. Помощник засмеялся, давая понять, что это была всего лишь дружеская шутка. Я тоже улыбнулся, произнеся как бы между прочим:
  - Представляете, вечером в новостях напишут, что я спас первое лицо государства от падения с морского причала.
Первое лицо удивлённо посмотрело в мою сторону, будто это сказал не я, а слова возникли сами собой из пустоты, и отвернулось. Затем, император шмыгнул носом, сделал шаг вперёд, постоял и, прикусив нижнюю губу, начал спускаться к воде. Помощник послушно засеменил за ним.
  Я обернулся, пытаясь отыскать в толпе свою жену с детьми. Их нигде не было, скорее всего, разгорячённая публика оттеснила моё семейство далеко назад, прямо к стене огромного здания судостроительной верфи, в стёклах которого отражались лучи робкого утреннего солнца. Народ зашумел, зашевелился, я вновь повернулся к воде и увидел нечто фантастическое! Император и его помощник медленно двигались по морской глади. Они даже не шагали, а плавно скользили, словно по льду. Знакомый женский голос прокричал из толпы:
  - Они же летят!
  - Летят! Как журавли!.. – подхватили другие голоса.
Я пригляделся, приложив ладонь козырьком ко лбу… И точно!.. Они парили над водой, слегка задевая поверхность мысками своих лакированных полуботинок. Император летел чуть впереди, его помощник, как и подобает, видимо, в таких случаях, чуть сзади и немного пониже. Полы их плащей торжественно трепетали на ветру. Всё это было похоже на картину, тщательно выписанную каким-нибудь придворным художником-монументалистом. Они стали подниматься всё выше и выше в небо, ускоряя свой полёт.
  - Эх, славные вы ребята!.. – вдруг донеслось до наших ошалевших ушей.
Все мы стояли не шелохнувшись, словно в оцепенении. У многих по щекам текли слёзы…
  Две огромных чёрных птицы стремительно уносились сквозь дымку за горизонт, туда, где исчез атомный ледокол и где через тысячи километров их ожидало великое безмолвное царство снега и вечного льда.
  И тут меня обуял такой дикий восторг, такое неописуемое восхищение величием и исключительностью этого момента, что я помчался вниз по железобетонному откосу и прямо в одежде бросился в море! Вода забурлила и заклокотала, плотно обхватив меня со всех сторон. Она была, на удивление, прозрачна и тепла. Я увидел, как моя тень проползла по белому волнистому песку и вынырнул на поверхность. Люди, откинув канатные ограждения, уже бежали ко мне. Женщины, мужчины, военные с барабанами и трубами, старики, чиновники с портфелями, рабочие в оранжевых касках, артисты с цветами, дети!.. Все прыгали с громкими возгласами ликования и радости в солёную морскую пену! Чайки кружились над нами. Мы резвились и брызгались словно обезумевшие, мы хохотали, захлёбываясь от свободы! Мы обнимались и поздравляли друг друга! Мы жадно дышали счастьем и счастье наполняло нас своей опьяняющей теплотой.
   
 
                13.06.2022 г.               


Рецензии