Учитесь ходить по проспектам!

Собираясь в незнакомый город, мои современники, жители начала двадцать первого века, читают про этот город в Википедии, смотрят видео в Интернете, заказываю там же билеты на поезд или самолёт, места в гостинице, а возможно - в ресторане или театре.
Это страшно скучно. В этом нет той романтики, неизвестности, борьбы со сложностями и даже опасностями, которые сопутствовали путешествию в незнакомый город всего полсотни лет назад.

Поздней весной, уже почти закончив девятый класс, мы с Серёжей Девяниным получили из ФМШ при Новосибирском Университете письма с официальным приглашением в Летнюю Физматшколу и с разъяснением, как до неё добраться.
На отдельном листе бумаги было напечатано, как добраться до НГУ от обоих новосибирских аэропортов, железнодорожного вокзала и автовокзала. Все маршруты заканчивались приездом на автобусе на конечную остановку «Цветной проезд», откуда до главного корпуса Университета надо было дойти пешком. На листе имелась даже схема, где стрелочками показывалось, как пройти от остановки до здания НГУ, которое располагалось, согласно схеме, на пересечении ул. Пирогова. и пр. Университетского.
Не сговариваясь, да и не думая на эту тему, мы с Серёгой, привыкшие к Павловским реалиям решили, что «пр.» - это сокращения для слова «переулок». И даже поострили, что в честь Университета могли бы уж переулок переименовать в улицу.

Интернет и Википедию в то славное время заменяла народная мудрость и привычка людей интенсивно общаться с другими людьми вживую, а не с гаджетами. Именно эта добрая привычка позволили быстро выяснить, что в Павловске живёт женщина, сын которой работает учёным в Академгородке. И что она ездила к нему в гости. Эта женщина в свою очередь рассказала, что ехать в Академгородок надо из Барнаула на новосибирском автобусе. Но водителя надо попросить, чтобы он остановился у Морского проспекта. А там подняться по проспекту наверх, до первых многоэтажных домов.
Большего женщина сообщить не могла, поскольку сын её и жил на этом самом Морском проспекте. Но Университет он ей показывал, и это где-то недалеко от его дома.

Чтобы пораньше добраться до места, было решено выехать в Новосибирск на первом автобусе, стартовавшем из Барнаула в семь часов утра. Разумеется, если на этот автобус удасться купить билеты.
Поскольку автобусы из Павловска в Барнаул в такую рань не ходят, отвезти нас решил мой Отец на своём мотоцикле.

И вот утро заветного дня наступило. Мы выехали из Павловска часов в пять утра. Аргументировав, что утро холодное, нас в дороге может продуть, да и вообще какая погода будет… наши мамы одели нас с Серёгой в шерстяные свитера на которые были натянуты наши пиджаки. А на время дороги на меня, сидевшего сзади, был напялен толстый плащ, а Серёга укрывался кожаной накидкой мотоциклетной люльки.

Мы доехали без приключений, успели купить билеты на первый автобус и, попрощавшись с мои Отцом, тронулись покорять Академгородок.

Уже через пару часов выяснилась неоптимальность нашей экипировки. Температура в автобусе неуклонно росла. А у нас под свитерами  были надеты майки. Это сейчас модно носить майку под пиджаком, а тогда это было невозможно. Мы сняли пиджаки и сидели в жарком автобусе в зимних свитерах, обливаясь потом и мечтая поскорее доехать до Морского Проспекта, чтобы выйти из автобуса на свежий воздух.
После почти пятичасовых мучений водитель наконец-то остановил автобус и объявил: «Морской Проспект».
Мы вышли из жаркого и душного автобуса на… еще более жаркую улицу!
У каждого из нас было с собой по две сумки с одеждой, книжками и даже кой-каким провиантом от наших заботливых мам. Нести пиджаки в руках было никак невозможно. Поэтому мы их одели поверх своих шерстяных свитеров и под палящим солнцем мужественно пошагали по проспекту.
Проспект был длинный. Навстречу нам попадались идущие на пляж жители, которые смотрели на нас с нескрываемым интересом. В наши души стали закрадываться сомнения. Идём, идём… а туда идём?
Серёжа вежливо спросил встретившегося мужчину:
- Скажите пожалуйста, а переулок Университетский в той стороне? Мы правильно идём?
- Вам в Университет надо? - спросил он, почему-то сначала улыбнувшись.
- Да.
- Вы правильно идёте. Дойдёте до перекрёстка - перпендикуляр налево. Дойдёте до конечной остановки - перпендикуляр направо. А там по левому борту большое здание увидите -  это и есть Университет.
Мы двинулись дальше.

Наверное, на морском пляже труднее не заметить двух полярников в полярном снаряжении, чем было не заметить нас с Серёгой, подошедших к конечной остановке. Дежурившая там с плакатиком «Летняя Физматшкола» девушка-студентка заметила нас издалека и даже немного подбежала к нам навстречу.
- Вы в Летнюю Физматшколу? - спросила она.
- Да.
- Тогда вам вот туда и она показал направление. Потом, как бы сжалившись над нами, она добавила: - Там вон вход на тропинку. По тенёчку можно пройти, не по улице.
Наконец-то мы, промокшие насквозь от собственного пота, добрались до здания Университета и вошли в его прохладное помещение. Я был так рад этой прохладе, что в это первое своё посещение не заметил прекрасных витражей на окнах.
Мы подошли к столу, за которым сидели два студента. Они посмотрели наши приглашения, отметили в своём списке и сказали - идите в третье общежитие, вас там поселят. Ещё на обед может успеете. А в четыре часа вас поведут в Академию. Рыжий студент, который был за старшего,  добавил дружелюбно: «Сходите парни в душ. Воняет от вас…»

В студенческом общежитии, куда нас направил рыжий студент, нам выделили две кровати в одной из комнат, выдали постель и пропуск в столовую.
Ополоснувшись ледяной водой в душе (летом там горячей воды не было), переодевшись в легкие рубашки и штиблеты, мы побежали в столовую и успели там отобедать. После таких передряг обед показался нам очень вкусным, правда, малогабаритным.
После этого, видя что у нас ещё есть время до обещанного похода в Академию, мы решили осмотреть окрестности, передвигаясь преимущественно под дающими тень деревьями.

И тут я ощутил то, чему долго не мог подобрать подходящего слова. Это было ощущение Ауры Академгородка.
Да, это понятие Ауры считается ненаучным. Ауру нельзя измерить. Но есть люди, которые чувствуют её наличие. Такое чувство появлялось у меня лично всего в нескольких точках на нашей Земле и всегда там, где живут люди. Шумные и суетные мегаполисы, также, как и грязные и забытые Богом и людьми трущобы не могут, с моей точки зрения, породить Ауру.
Для появления Ауры город должен быть уютным, спокойным, его жители должны его любить, лелеять и гордиться им. И наверное, очень важно, чтобы среди жителей было много умных людей.

Но вот и четыре часа. Мы вышли с Серёжей из студенческого общежития, и увидели что у его дверей столпилось уже много других покорителей Академгородка. Деловые студенты спросили наши фамилии, посмотрели в своём списке и указали рукой на группу школьников, стоявших около бывалого вида студента и студентки: «Вон ваша группа». Мы подошли к ним и представились.
«А мы - ваши кураторы», - представились в свою очередь и студенты. «Мы будем вас всю летнюю школу курировать».
Студента звали Робертом, а студентку Дианой. Они явно симпатизировали друг другу, и как покажет жизнь, через несколько лет поженятся.
Оглядев наличествующий состав группы, Роберт сказал: «Сейчас остальных дождёмся и пойдём в Москву». Мы с Серёгой переглянулись. До Москвы идти четыре тысячи километров. Что это - дурацкая шутка? Или мы, идиоты чего-то не знаем? Остальных это заявление похоже не смутило.
Серёга нашёлся первым: «А нам говорили, мы в Академию пойдём» - дипломатично спросил он.
Роберт улыбнулся: «Ну, да, вы наверное не знаете. Это почти одно и тоже. Мы пойдём на организационное собрание в кинотеатр «Москва», который находится в Доме Культуры «Академия» - объяснил он.

И вот, группы школьников, ведомые кураторами, двинулись в эту загадочную «Москву-Академию».
Там нам сказали, что торжественное открытие Летней Школы состоится завтра, в Доме Учёных. А потом подробно объяснили о том, что нас в Летней Школе ожидает. Ожидала очень нелёгкая, но интересная программа. Выяснилось, что свободного времени много у нас не будет. Но всё же покупаться в Обском Море нам удасться. Нас ждут лекции, семинары (что это такое, я слышал только от старших братьев-студентов). Будут трудные контрольные. А главное - Конкурс Фантастических Проектов. И по результатам контрольных и Конкурса некоторых из нас отберут для дальнейшей учёбы в ФМШ.

Двигаться назад в общежитие нам разрешили самостоятельно, не в группах. Мы с Серёгой медленно двинулись вниз по улице Ильича в сторону студенческого городка.
Жара начала спадать и улицы стали многолюднее. Всё казалось необычным. Необычная, грибовидная архитектура кафе (прозванного за это в народе «Поганка»), очень «геометрические» формы и черный пластик обшивки Торгового Центра.
Да и люди в Академгородке были другие, чем в Павловске. Даже внешне.
Павловские модницы в тот момент носили на голове «шишки» - сложные башнеобразные  конструкции из волос, шпилек и уж не знаю чего ещё, чего здесь совершенно не было.
В тот год в Академгородке очень в моде были женские сандалии с поднимающимися наверх шнурками с метким названием «гладиатор». Особенно эффектно они смотрелись на молодых, загорелых «гладиаторшах» в коротких юбках.
Тогдашняя мужская молодежная мода поразила нас до глубины души. Нам встретилось немало молодых парней и мужчин в толстенных геологических ботинках. Особенно комично они смотрелись на тщедушных старшекусниках.

Так, дивясь этому новому для нас миру, мы с Серёгой медленно двигались в сторону студгородка и подошли, наконец, к Университету.
«Смотри, Вить - видишь написано? Действительно, переулок Университетский» - сказал Серёга, указав на  уличный указатель.
Я пригляделся.
- Да, действительно. И почему они его переулком зовут, вон ведь какой широкий! - с иронией подтвердил я.
- Переулок? Вот дерёвня! - с ударением на «ё» вызывающе произнёс чей-то голос сзади.
Мы обернулись. Голос принадлежал низкорослому крепышу из нашей группы по кличке Вагон (впрочем, эту кличку он получит позже за свою агрессивную манеру играть в футбол).
- В лоб хочешь? - поинтересовался я. - Чего обзываешься?
- Смех! «Переулок Университетский»!
- А что смешного, двинулся я на него. Вон написано: «Пр. Университетский». Значит - Переулок Университетский.
- «Пр.» - это проспект, а не переулок!
- А у нас в Павловске проспектов нет, только переулки. Вот я так и привык. А ты сам-то откуда?
- Я из Бердска.
- А у вас проспекты есть?
- Нет.
- А чего выпендриваешся?
- Успокойтесь, петухи! - Чья-то рука легла на моё плечо. Вторая рука легла на плечо Вагона и между руками как бы пробежал разряд, обнуливший в миг наш бойцовский потенциал.
Это была Диана.
- А твой Павловск, это под Ленинградом? - спросила она.
- Нет, под Барнаулом, - ответил я, не очень то довольный такой её «нежностью» с рукой на моем плече.
Как бы почувствовав это, Диана убрала руки с наших плеч.
«Счастливые вы оба», - с легкой грустью сказала она. - «До твоего Бердска можно пешком дойти, а до Барнаула на поезде быстро доехать. А я вот с Сахалина. Мне надо на самолёте лететь, потом на автобусе шесть часов трястись, а потом кто-то меня должен встретить и забрать, на машине или на лодке моторной. Я редко домой могу вырваться» - с грусть подытожила она. «А в деревне моей ровно десять домов. Потому ни проспектов ни переулков там нет. Одна только улица Лесная».
«А вам, судари,» - тут она улыбнулась и взъерошила нам волосы на макушках, - «…вам надо учиться ходить по проспектам! Их у нас а Академгородке много!»

После того первого дня я прожил в Академгородке ещё двадцать один год.
По его переулкам, улицам и проспектам я истоптал не одну пару обуви. так же как и по переулкам, улицам и проспектам других больших и малых городов в СССР, потом в России и в других странах.

Я «научился ходить по проспектам». Но скажу вам честно. Переулки мне милее.

На снимке: Кинотеатр «Москва» в Академгородке. 70-е годы.


Рецензии