Казаки Золотой Орды. Часть 2. Гл. IV-V

Глава IV
 РАСПАД ЗОЛОТОЙ ОРДЫ И КАЗАКИ
    Во второй половине XIV века в Евразии вновь перемены. Уходят в прошлое люди длинной воли с психологией победителей, завоевавшие половину мира. Наступают смутные времена, когда в полной мере проявились центробежные устремления отдельных правителей и князьков Золотой Орды с ненасытной жаждой наживы и желанием самостоятельности.
    Не только социально-политические факторы стали причиной распада монгольской сверхдержавы. Имели место глобальные климатические изменения с усыханием западной зоны евразийских степей, пандемии XIV в., унесшие жизни миллионов людей, снижение значимости торговых путей из Китая в Европу и др. . 
    Откровенный западник Н.М. Карамзин, у которого самого предки были из ордынских аристократов, писал: «Моголы, некогда ужасные своею дикостию в снежных степях Татарии, изменились характером на берегах Чёрного моря, Дона и Волги, узнав приятности роскоши, доставляемые им торговлею образованной Европы и Азии; уже менее любили опасности битв и тем более удовольствие неги, соединенной с грубою пышностию: обольщались золотом как главным средством наслаждения. Любимцы прежних ханов искали завоеваний: любимцы Узбековы требовали взяток и продавали его милости; а князья московские, умножив свои доходы приобретением новых областей и новыми торговыми сборами, находили ревностных друзей в Орде, ибо могли удовлетворять алчному корыстолюбию ее вельмож и, называясь смиренным именем слуг ханских, сделались могущественными государями» .
    Власть Чингизидов слабела. Появились «гурганские» династии, когда для доступа к трону оказывалось достаточным породнение с «золотым родом» по женской линии. Во-вторых, дорогу к власти проложила себе не династическая аристократия – беки тюркских племен, которые до середины XIV века были почти незаметны в политике. В-третьих, правление осуществлялось от лица безвластных марионеток-чингизидов. Однако при этом повсюду сохранялось признание высокородности, иерархического старшинства «золотого рода» – даже после отхода его от верховной власти .
    Началом распада монгольской империи называют борьбу за великоханский престол между Хубилаем и Ариг-Бугой в 60-е годы XIII в. и перенос столицы империи из Каракорума в Пекин. Политические конфликты доходили до военных столкновений между основными частями империи. С этого времени ставшие самостоятельными улусы уже представляли своего рода конфедерацию, а не единую империю при ослаблении центральной власти .
    Тогда как началу истинных междоусобных войн, а не борьбу за великоханский престол положил Берке, путем интриг и убийств законных наследников в 1259 году захвативший престол Улуса Джучи. Он решил вернуть принадлежавшие ранее Золотой Орде земли на Кавказе. Война продолжалась около ста лет .
    Ранее Хулагу (1217 - 1265), внук Чингисхана и сын Толуя, ставший основателем Ильханата в Афганистане, Иране и Малой Азии, с войсками вторгся в Улус Джучи и захватил Азербайджан. Он потерпел сокрушительное поражение от хана Берке. В последующем ханы Улуса Джучи - Узбек (пр. 1312 – 1341) и Джанибек (пр. 1341 – 1357) неоднократно отражали вторжения войск Хулагуидов. Кончилось тем, что Джанибек вторгся в Персию и захватил Азербайджан .
    Ахметзаки Валиди Туган войну между Хулагуидами и Джучидами, где значительную роль в её развязывании сыграли персы в окружении Хулагу, называл первым результатом легенды о «монголах и татарах» .
    Конфронтация наблюдалась не только в Закавказье, тогда же началась война за обладание проливами Босфор и Дарданеллы ! Современные историки склонны считать, что лишь со времён Российской и Османской империй между этими государствами возникли противоречия, в т.ч. связанные с возможностью выхода судов из Черного моря в Средиземное море. На самом деле для Золотой Орды проход торговых судов в Средиземноморье был так же важен, как это важно для России сегодня. В 1269 г. поход хана Берке с 20-тысячным корпусом сопровождался разорением Болгарии и осадой Константинополя. Несколько позже беклярибек Ногай подступил к стенам Константинополя, принудил византийского императора к выплате дани и соблюдению нейтралитета в разгоравшейся войне Джучидов с Хулагуидами.
   И в Предкавказье шли практически непрерывные войны. Только в 1277 г.  тумены хана Менгу-Тимура с полками русских князей взяли штурмом и уничтожили крупнейший город ясов [асов] Дедяков, а горные долины и наиболее крупные города были покорены лишь к началу XIV века . После этого южная граница Улуса Джучи на Кавказе более или менее стабилизировалась, но продолжалась «вялотекущая война». Новое ее обострение произойдет между приемниками Джучидов и Хулагуидов в Российской и Османской империях, о чем речь пойдет ниже.
    Во второй половине XIV в. правое крыло Ак-Оды (Белой Орды) возглавил беклярибек Мамай, а в Золотой Орде началась длительная междоусобная война (1359 – 1380) за ханский престол, получившая название «Великая ордынская замятня». В завершении той междоусобицы непосредственное участие приняли объединённые русские дружины во главе с великим князем Дмитрием Ивановичем Московским. В 1380 году победой на Куликовом поле он фактически помог царевичу Тохтамышу уничтожить главного сепаратиста Мамая, после чего замятня прекратилась, и центральная власть в Золотой Орде была восстановлена.
    Освещение тех событий в российской истории являются ярким примером противоречий легенды борьбы русского народа с татаро-монгольскими завоевателями. Ведь в результате двадцати лет замятни окончательный распад Золотой Орды, казалось, был неизбежен. Но этого не случилось, и в немалой мере благодаря вмешательству русских князей, во главе с Дмитрием Ивановичем, прозванным Донским после победы над войсками Мамая.
    Получается, сами «покорённые» народы поддерживали Золотую Орду. А разгром мятежной Москвы в 1382 г. можно называть уже помощью хана Тохтамыша в восстановлении Дмитрия на московском престоле, после того как он вынужден был бежать из столицы, опасаясь расправы восставших. Помогали тогда Тохтамышу два родных брата супруги Дмитрия Ивановича, суздальские князья Василий и Семен. После подавления Тохтамышем московского мятежа Дмитрий Донской возвратился в столицу и до конца жизни оставался на престоле Великого княжества Московского и Владимирского .
    В междоусобных войнах Золотая Орда несла огромные людские и материальные потери. Смертность могли достигать 20 – 50% от числа участников битв . Гибли, как правило, наиболее храбрые и отчаянные воины, часто не успевавшие оставить потомство. Окончательно разгромил ослабленную междоусобицами Золотую Орду эмир Тимур (1336 – 1405).  Он не принадлежал к династии Чингизидов и был лишь эмиром (воеводой) Чагатаева Улуса монгольской империи, но «сей лукавый властолюбец жаловал потомков Чингисхановых в великие ханы, держал их при себе и повелевал будто бы только именем сих законных государей могольских» . Война следовала за войной, и каждая была завоеванием. Тимур (Тамерлан) перешёл реку Инд, захватил Дели. Он пленил могущественного султана Баязета и, обложив данью египетского султана, Османов, Византию, стал властвовать от Индии до Нила. Азиатские правители от Аральского моря до Персидского залива, от Тифлиса до Ефрата и пустынной Аравии признали его своим повелителем.

Глава V
 ПОСЛЕДСТВИЯ ОРДЫНСКОГО ПОГРОМА ЭМИРОМ ТИМУРОМ
     Стремление Тохтамыша возродить былое могущество Улуса Джучи вызвало неприятие у всесильного эмира Тимура, который вначале помогал царевичу сесть на престол Кок-Орды. Но после разгрома сепаратиста Мамая в 1380 г. Тохтамыш утвердился и в Белой Орде (Ак-Орде), вступив в конфронтацию со своим бывшим покровителем.
    В 1395 г. на берегах Терека Тимур разбил армию хана Тохтамыша, сумевшего к тому времени объединить большую часть Улуса Джучи. Нет сомнений, что противостояли Тимуру и казаки, в т.ч. те, с которыми когда-то, будучи еще царевичем (огланом), казаковал Тохтамыш. Анонимный автор «Продолжения сборника летописей» о составе войск Тохтамыша писал: «Из русских, черкесов, булгар, кипчаков, аланов… собралось большое войско» .   
    Тимур прошёлся по древним казачьим землям, разрушая всё на своём пути. За тем устремился на север, перешёл Волгу, сжигая поволжские города, уничтожил Сарай и вступил во владения русских князей: «…Пленив владетеля елецкого со всеми его боярами, двинулся к верховью Дона и шёл берегами сей реки, опустошая селения». Но наступила дождливая осень, к тому же русские княжества не имели для него таких богатств, какие он получал в покорённых странах Востока. Тимур «поспешил удалиться от непогод осенних и по течению Дона спустился к его устью» .
     Что он готовил Москве, можно представить по судьбе обращённого в пепел богатого в то время Азова. А некогда блистательная столица Золотой Орды Сарай уже никогда не была восстановлена.
    После разгрома, учинённого войсками Тимура, часть казаков стала искать спасения на севере, в русских княжествах. Донские казаки тогда расселились от Путивля и Верхнего Дона до Камы, Северной Двины и Белого моря, кто-то переселился на Кавказ.
    Но были и другие казаки. «…В условиях наступившей анархии и бесправия в Золотой Орде казаки должны были поддерживать порядок и защищать свои земли от образовавшихся повсюду бродячих орд собственными силами. В таком же положении оказались их начальники – темники, тысячники и баскаки: при отсутствии законного претендента на ханский престол они должны были проявлять независимость и заменить отсутствующую власть хотя бы в своих поселениях, что приводило вместе с тем к слиянию их с казаками и ассимиляции .
    Из среды казаков выходили своевольные и подвижные группы, совершавшие самостоятельные набеги на соседей. В Литве и Польше о них сложилось мнение, как о племенах, мало зависевших от ханов и составлявших отдельные орды. Упоминаемые в исторических документах казачья и татарская вольница, вероятно, были лишь разными ордами или воинскими объединениями; тех и других называли казаками. Так, ордынский царевич Зенебек [Дженибек] после получения от хана Большой Орды Ахмата в управление Крым, будучи неуверенным в своём положении, обращался к великому князю Ивану III по поводу возможности найти убежище в Москве в случае своего изгнания. С этой просьбой он отправил в Москву чиновника Яфара Бердея. Великий князь дал ответ: «Ещё не имея ни силы, ни власти и будучи единственно козаком, ты спрашивал у меня, найдёшь ли отдохновение в земле моей, если конь твой утрудился в поле? Я обещал тебе безопасность и спокойствие. Ныне радуюсь твоему благополучию; но если обстоятельства переменятся, то считай мою землю верным для себя пристанищем» .
    Таким образом, в понимании московских князей козаки были тем же, что и татарская вольница, и в их среде активно велись поиски союзников.
    После 1396 года Улус Джучи как единое государство перестал существовать. Важнейшие города приходят в упадок или полностью исчезают. Была разрушена вся организация внутреннего управления Золотой Орды и уничтожена сеть ямских сообщений – основы коммуникаций некогда могущественного государства. Сотни тысяч людей, занятых в хозяйственных службах торгового и политического центра, сотни тысяч обслуживающих пути сообщения и речные переправы, были согнаны со своих мест и должны были искать места для дальнейшего существования. Казачьи городки от устья Хопра до низовьев Дона были разрушены. 
«…Тёмный день на землю пришёл.
Сотворённый Чингизом престол
Стал престолом, где кровь лилась.
Ханский дворец исчез из глаз.
Край разорённый стал пустым.
Самостоятельными илями стали
Аждаркан, Казань и Крым,
Золотая распалась Орда».
    Во времена правления хана Тимур-Кутлуга (1395 - 1399) попытка беклярибека Идегея вновь объединить разрозненные его улусы лишь помогла   отдалить окончательный распад Золотой Орды. Об этом прекрасно сказано в татарском дастане (эпосе) «Идегей». Стоит отметить, из всех эпосов народов СССР запрещен был только «Идегей» !
    После разгрома меняются отношения Орды с Литвой.  Тохтамыш бежит к князю Витовту, приведя с собой значительную группу татар. Часть из них, получив землю для поселения близ Трокая – с. «Сорок татары», стала ядром, вокруг которого собирались другие выходцы из Улуса Джучи, и центром формирования особых войсковых подразделений литовских татар. Выходцы из Орды селились в Литве по кланам, которые становились основой для военно-административного деления и деления на полки – хоругви: Уланская гродненско-ошмянской хоругви (очевидно, от потомков Джучидов – огланов); Юшинская трокской хоругви (из клана Уйшун/Уйсун/Юшин); Найманская виленской хоругви (из клана Найман); Ялаирская новогрудской хоругви (из клана Джалаир/Ялаир); Кондратская морешлянской хоругви (из клана Кнграт/Кундрат); Баринская новогрудской хоругви (из клана Барын) . 
    Современные историки называют их «служилыми татарами», но не казаками. Хотя выше мы приводили пример из хроники тех времен, где говорилось, что царевич Тохтамыш начинал своё восхождение на трон Золотой Орды именно с казаками и сам козаковал. Возможно, многие его казаки ассимилировались в польско-литовской среде, в том числе полностью перешли на славянский язык, который считают одной из характерных примет литовских татар.
    Золотая Орда вступает в полосу длительного кризиса. Полный распад происходит в течение XV в., когда образовались новые соперничающие между собой тюрко-татарские ханства: Астраханское, Казанское, Казахское, Касимовское, Крымское, Сибирское, Большая Орда и др. Большая Орда как бы являлась наследницей центральной части и трона бывшей Золотой Орды .   
    После смерти великого князя Дмитрия Донского в 1389 г. московский престол занял его сын Василий I, женатый на дочери великого князя Литовского Витовта. Родственные отношения давали право вмешиваться тому в дела своего зятя; продолжалось наступление Литвы на земли, принадлежавшие русским князьям. Ещё неспособная в полной мере отражать наступление литовских войск Москва отступала. Возникла угроза полного поглощения московских земель Литвой.
     И здесь решающую роль в российской истории сыграли те самые «массы бездомного люда», появившиеся в северо-восточных русских княжествах после ордынского погрома, учинённого Тимуром. Они послужили кадрами для формирования служилых казаков Московского княжества. Это было первое появление казаков в Московии! Русские князья получили возможность иметь собственные постоянные войска . Казаки стали основой формирования войск зарождающейся Московии. Создавалась воинская сила, способная противостоять литовцам, в том числе с её татарами и казаками.
     В тот же период времени произошло ещё одно важнейшее событие, на котором не особо фиксируют внимание историки. Поставленный Тимуром новый хан Золотой Орды Тимур-Кутлуг потребовал от Витовта выдачи ему Тохтамыша, но получил отказ. Это послужило началом войны, закончившейся поражением Литвы в битве у реки Ворксла (левый приток Днепра).
     Согласно русской летописи, перед битвой у Воркслы князь Витовт говорил: «…Посадим во Орде на царство его царя Тохтамыша … и то всё будет наше и царь наш, и мы не только Литовскую землю и Польскую владети имати … но и всеми вместе княжени русскими». Сражение произошло 12 августа 1399 г. Войско Витовта оказалось разбито. Погибло много князей, в том числе герои Куликовской битвы Дмитрий Баброк, Андрей Полоцкий, Дмитрий Брянский, многие другие Гедеминовичи и Рюриковичи. Самому Витовту посчастливилось убежать «в малой дружине… коней переменяючы». Убежал в Сибирь и Тохтамыш. Там он впоследствии был убит.
    Поражение литовско-польско-русско-татарско войска (основная часть народа Литвы того времени говорила по-русски или по-белорусски считает М. Голденков) историки оценивают неоднозначно. Кто-то «льёт слёзы» из-за очередного возвышения Орды и продолжения татаро-монгольского ига. Другие, наоборот, считают за великое благо, что Витовт и Тохтамыш проиграли, и продлилось ордынское правление, не позволившее Литве подчинить Москву. Ведь сложись иначе, возможно, история Восточной Европы действительно могла стать другой…
    В 1409 году к Витовту прибыл с отрядом сын Тохтамыша царевич Джелал-эд-Дин. Он принял участие в войне с Орденом 1409-1411 гг., в т.ч. в Грюнвальдской битве (1410) где татары, прежде всего воины Джелал-эд-Дина, а также татары [казаки], которые поселились на литовских землях ранее, вместе с литовцами, белорусами, русскими и поляками бились с крестоносцами.
   Немецкие хроники, чтобы объяснить причину поражения крестоносцев в битве под Грюнвальдом, называют очень большое количество татар на стороне Витовта — от 20 до 40 тысяч. Великий магистр Ульрих фон Юнгинген погиб в битве от руки татарского воина Багардина. Польский историк Ян Длугаш дает другую цифру — 300 человек [Вероятно, каким-то образом он разделил татар и казаков. – Прим. автора]. Некоторые исследователи осторожно считают, что в этой битве участвовало «несколько тысяч татарских воинов» .
    Вопрос о татарах в войсках князя Витовта и короля Ягайло остается открытым. Но вот что об этом писал А.А. Гордеев: «…Они [Витовт и Ягайло. – Прим. авт.] собрали войска, в состав которых, кроме польских и литовских, вошли и русские: Смоленского, Витебского, Полоцкого, Киевского и Пинского княжеств [входили в состав Литвы] и 37 тысяч казаков, состоявших со времени Гедемина на службе литовских князей» .
    Как видим, в зависимости от предпочтений авторов происходит «путаница» в определении казаков и татар, их участия в важнейших исторических событиях того времени. То же мы наблюдаем сегодня. Если Андрей Гордеев называл татар в Грюнвальдской битве казаками, известный татарский историк Искандер Измайлов считает, что это татарские хоругви сыграли важную роль в военной истории Речи Посполитой, став опорой королевской власти и регулярного войска. «Десятки тысяч татар – наследников Золотой Орды – на протяжении нескольких столетий были частью сословий, высших и низших, польского и литовского общества, верой и правдой служа своей новой отчизне, оставив глубокий след в истории и культуре Польши и Литвы» . 
    Возникает естественный вопрос: куда «поместить» казаков Днепровских? Относительно «низовых казаков» имеются сведения иностранных хроник. В 1400 г. венецианский посол Бусбек писал: «Многочисленные народы русов, черкесов, ален приняли нравы монгол [Татар. -  Прим. авт.], их одежду и даже язык, составляли части многочисленных войск крымских ханов…». Другой венецианский посол, Иосафо Барбаро, в те же времена проживший в Крыму 14 лет, писал: «В городах Приазовья и Азове жил народ, называвшийся казаки, исповедовавший христианскую веру и говоривший на русско-татарском языке» .
    Вероятно, правильным будет признать, что после ордынского погрома Тимуром многие казаки и татары, откочевали в Московию, Крымское ханство и Литву. Впоследствии казаков иногда будут называть татарами и, наоборот, татар – казаками.
    К сожалению, о том, что нельзя истолковать в пользу идиологеммы татаро-монгольского ига в российской историографии умалчивалось, документы «терялись». Это касается и подлинников сведений, которые относились к периоду царствования Ивана Грозного. От того времени практически не осталось документов из архивов русского государства. Татары-христиане, а их было великое множество, историками объявлены русскими, тогда как в Московии вплоть до реформ Петра I, по свидетельствам многих авторов, имело место двуязычие. Татарский и русский языки имели практически равное хождение.
    В современной литературе не упоминают, например, о том, что в годы Великой Отечественной войны более месяца командовал обороной Восточного форта Брестской крепости мишар (татарин-христианин) - майор Пётр Гаврилов, последний защитник Брестской крепости.
    Из мишар был и генерал Дмитрий Михайлович Карбышев, доктор военных наук, профессор, родовой сибирский казак, принявший мученическую смерть в фашистских застенках.
    В середине XV века в пределах владений московских князей было образовано княжество во главе с сыном Улуг-Мухаммеда Касимом. Центром его стал Городец Мещерский на Оке; позже по имени Касима за ним закрепилось название Касимов, а потомков тех татар называют мишарами («мещеряками»). Это политическое образование, во главе которого стояли Чингизиды, существовало до конца XVII в. Иногда оно именуется «Касимовским ханством». Есть мнение, что создание Касимовского ханства было одним из условий возвращения великого князя Василия Васильевича Темного из плена Улуг-Мухаммеда в 1445 г., которое поставил хан. 
    Практически не освещена история татарского Темниковского княжества. Это княжество входило в Мещерский Юрт [Заволжская Орда], куда включались территории современной Республики Мордовия, Пензенская область, восточная половина Тамбовской области и некоторые местности Саратовской, Рязанской, Нижегородской, Ульяновской областей и Республики Чувашии с городами Тамбовом, Моршанском, Шацком, Арзамасом и Алатырем .
    В работах о той эпохе значительное место занимают повествования о подчинении Казанского и Астраханского ханств, тогда как Мещерский Юрт располагал много большими силами и влиянием в формирующейся Московии, нежели, например, Казань. А касимовский царевич даже объявлялся русским царём. Это свидетельствует, что формально правом на престол московского государства, претендовавшего на наследство Золотой Орды, тогда ещё обладали только Чингизиды.
    Воины Темниковского княжества и Касимовского ханства составляли значительную часть союзного войска московских князей и на стороне Москвы участвовали практически во всех её войнах. Существенный вклад внесли они и в противостоянии Большой Орде. Когда в 1480 г. подступивший к Москве хан Большой Орды Ахмат узнал, что навстречу ему на рубеж Коломны и Серпухова выдвинулись касимовские царевичи Данияр и Муртаза, он решил не связываться и отступил: «…Великий князь собрал большую рать. В Коломне стоял со своими татарами царевич Данияр, а в Серпухове другой татарский служилый царевич Муртаза (сын Мустафы). Данияр и Муртаза готовились отрезать обозы и жен Ахмата в случае дальнейшего движения Ахмата к Москве. Ахмат не решился идти дальше Алексина и повернул назад; отступление его быстро превратилось в бегство .
    Это, конечно же, не исключает благодатной помощи молитв великого князя и бояр, вот только о вкладе татар (казаков) царевичей Данияра и Муртазы в противостоянии хану Ахмату современные историки предпочитают не вспоминать!
    Так, согласно официальной историографии закончилось татаро-монгольское иго на Руси. Но решающий удар по Большой Орде нанёс крымский хан Менгли-Гирей в мае 1502 г. Об этом факте истории также вспоминают неохотно, «забыв», что Крымское ханство, а не Москва, заменило после 1480 года Большую Орду на землях распавшейся Золотой Орды. 
    Падение Большой Орды создало новую политическую конфигурацию в отношениях молодого московского государства с постордынскими политическими образованиями. Главным из них стало Крымское ханство. Отношения Москвы с Крымом к этому времени уже устоялись как партнёрские с признанием более высокого международного статуса крымского хана - носителя «царского» титула .
    Такое положение сохранялось вплоть до 1700 года, до решения царя Петра I вступить в «Европейскую священную лигу» против Османов. Тогда началась перманентная двухсотлетняя война России с Османской империей на истощение, где русские и турецкие солдаты использовались европейскими государями в качестве «пушечного мяса». Причем, когда турки явно проигрывали, европейцы помогали им, чтобы не дать какому-либо из двух «осколков» былой монгольской империи победить. Там хорошо знали, что Османская империя стала продолжением Улуса Толуя и чингисханова внука Хулагу, а Московия – наследницей Улуса Джучи и союз их мог принести много неприятностей для Европы. Если бы это понимал И.В. Сталин, после Второй мировой войны Турция могла и не стать участницей блока НАТО.
   Но это будет много позже, а через сто лет после разгрома Тимуром Золотой Орды казаки в конце XV века начали массово возвращаться на родную землю и в родную среду. Однако вернулись далеко не все. Многие роды и семьи остались в насиженных за столетие местах Московии, Литвы и Польши. Они с готовностью служили интересам великих князей, царей, королей, принимали их щедрые монаршие милости в виде жалований, привилегий, земельных поместий, дворянства, шляхества, роднились с семьями русских, литовцев, поляков и постепенно растворялись в их среде.
    Дети и внуки казачьих эмигрантов оставались и на севере. Позже, привычные к суровому климату они двинулись небольшими группами на восток через горы и таежные леса, освоили для московских царей огромные пространства Сибири. Но главная казачья масса на историческом этапе XVI – XVIII вв. выступит в качестве Донцов и Запорожцев .
   Казаки из Московии, возвращаясь на Дон, в большинстве своём уже стали русскоязычными, хотя и сохраняли татарский язык в общении между собой. Массовое возвращение на родные земли послужило основанием для историков назвать их беглыми холопами из русских княжеств. Но казаки с тюркскими именами встречались вплоть до начала ХХ столетия. Башкирские и мишарские казачьи полки участвовали в Отечественной войне 1812 года, в том числе и в заграничных походах российской армии 1813 – 1814 гг., побывав в Париже.
    Надо заметить, в иррегулярных (казачьих) войсках той войны 28 башкирских полков стали вторым по численности казачьим объединением после 50 полков донских казаков . Боевой славой покрыли себя казаки 1, 4, 5, 9 и 14-го башкирских полков, сражавшиеся под Лейпцигом. Многие казаки тогда получили боевые награды. Орденом Св. Анны III степени были удостоены, в частности, офицеры 14-го башкирского полка Насыр Абдулин, Галикей Тамбулатов, Абдулла Сурагулов, есаул 9-го башкирского полка Кутлугильда Ишимгулов. Многие рядовые казаки также были удостоены военных орденов и медалей .
    И об этом упоминают редко. Причиной служит, вероятно, все та же идеологемма татаро-монгольского ига. Но для того чтобы иметь единую национальную идею, требуется единая история. Таковой на самом деле является несколько тысяч лет истории Евразии от Тихого Океана до Чёрного моря, начиная от скифских царств, но в России отказываются это признать. Историки здесь выступают против государственной национальной идеи современной России!
   Как верно заметил Алексей Кунгуров, всякая нация имеет основной признак – общее историческое сознание, сформированное общей историей. И можно сколько угодно рассуждать о родстве славянской души, но исторические судьбы, например, русских и поляков настолько разные, что жить рядом мы можем, но вместе – никогда .
   А вот исторические судьбы предков русских, татар, казаков, народов Кавказа, казахов или кыргызов переплетены настолько, что рассматривать историю этих и многих других народов континентальной Евразии раздельно, без взаимного участия в событиях прошлого в корне неверно.

На фото к данной главе казаки нагайбаки - христиане, родной язык которых татарский.


Рецензии