Тайна
Они встретились у дома Пэйки, который располагался на самом краю деревни. Присели на краю какой-то длинной железной конструкции, лежавшей на околице очень давно и назначения которой никто не знал. Долго молчали. Такой неловкой ситуации между ними раньше никогда не было.
Хьют и Пэйка росли вместе, вместе же и проходили первые уроки жизни - учились мастерить ловчие сети для охоты на дичь, а старый Пой до самой своей смерти помогал им находить наиболее пригодные для охоты места. Он был славный старик, проживший долгую и мудрую жизнь; знал всю историю их рода, хранил обряды и обычаи, рассказывал сказки и легенды. Одна из этих легенд и явилась причиной той неловкой ситуации, которая возникла сейчас между подростками.
Хьют был любимым учеником Поя, сильным и очень способным к охоте. Его сети всегда приносили удачу. Но главное, что его отличало от сверстников - это романтизм, из-за которого над ним часто смеялись сородичи и даже прозвали чудаком. Ну, действительно, разве может нормальный ребёнок совершать восхождения на самые высокие вершины просто ради спортивного интереса, ради того чтобы постоять на краю пропасти и увидеть перед собой весь мир. Нет, благопристойные жители деревни могли покидать её пределы только для охоты, они не знали слова «мечтать». А Хьют был мечтателем.
Он первым нарушил молчание:
- Ну пойми, Пэйка, я должен идти, я не смогу жить не разгадав этой тайны..
- Зачем, зачем тебе это нужно?, ведь старый Пой предупреждал - никто ещё не возвращался из Белой долины смерти.
- Я вернусь, обещаю тебе. Ты ведь знаешь, я очень ловок и смогу подняться по белой стене, к тому же у меня отличное снаряжение: мои верёвки самые крепкие, а когти самые острые, ими можно зацепиться даже за почти невидимые выступы; ведь не было до сих пор ни одного препятствия, которое стало бы для меня непреодолимым. Только загляну в круглую пещеру с четырьмя входами и вернусь.
- Я не вынесу, если ты не вернёшся - не успокаивалась Пэйка.
- Не волнуйся, глупышка, всё будет хорошо - успокаивал её Хьют - и в нашем мире на одну тайну станет меньше.
Из-за поворота показался Росс, младший брат Хьюта. Он должен был проводить его до границы владений деревни и убрать верёвку, по которой Хьют спустится на нижнюю терассу. Это был их уговор, чтобы старшие не узнали цели путешествия и не устроили погоню. На Белую долину смерти было наложено табу, туда не то, что ходить, говорить о ней вслух было недопустимо.
- Я жду тебя за железной горой - улыбнулся Росс, понимая, что брату необходимо проститься с Пэйкой.
А та зная, что отговорить Хьюта не удастся, лишь обняла его и, поцеловав, сказала «прощай» и быстро убежала в дом.
У Хьюта всё закружилось перед глазами и он вновь уселся на железяку, щека его горела от первого в жизни поцелуя, а в голове звучал набат: «прощай, прощай , прощай ...»
Из-за отвесной стены железной горы показалась лохматая голова Росса:
— Поторапливайся, скоро наши пойдут проверять сети, как бы не попасться кому на глаза.
Хьют стряхнул с себя оцепенение, поднялся и решительно зашагал к железной горе.
Он уходил от родной деревни в опасную дорогу и кто знает вернётся ли когда назад.
II
Лишь ступив на нижнюю терассу, путешественник отпустил верёвку и сделал жест Россу сматывать её, тот утянул верёвку наверх. Теперь Хьют остался один на один со своей целью и не мог уже на кого-либо расчитывать.
В путь. Его ждёт древняя тайна и он должен её разгадать.
Узкая тропинка вела по терассе мимо хаотических нагромождений , изредка на пути возникали небольшие препятствия, которые Хьют с легкостью преодолевал. Однажды тропинка прервалась большим зловонным озером с какой-то липкой жижей и, хотя оно было мелким, он не решился переходить его вброд, и потратил много времени на дорогу в обход. Отойдя подальше от озера, куда уже не доносился отвратительный запах, сделал небольшой привал, позволив себе выпить немного припасённой воды. Вдали была видна вертикальная скала с квадратным проломом, куда он должен ещё сегодня подняться и сделать там второй привал, чтобы хорошенько подкрепиться. Издали скала представлялась идеально гладкой и Хьют начал переживать за возможность подъёма, но спустя много времени, подойдя вплотную, он увидел, что в скале много отличных углублений, которые позволят легко достичь квадратного пролома.
Однако подъём был долгим и очень трудным. К тому же постоянно приходилось закреплять страховочную верёвку на случай, если сорвёшься. Но удача сопутствовала восходителю - обессиленный он перевалился через отвесный край пролома и растянулся на плоской площадке у самого края пропасти. Отдышался. Затем сел и оглянулся назад. Сюда никто из его родичей не доходил , и можно было не опасаться погони.
Старый Пой говорил, что с другой стороны квадратного пролома открывается вид на Белую долину смерти и хотя до противоположного края было рукой подать, Хьют долго не решался подойти к нему. Он удобно расположился для трапезы, с жадностью поглотил половину припаса еды, взятой в дорогу, и только отдохнув с полчаса, встал и с большим волнением, до дрожи в суставах, подошёл к краю пролома.
Вот она! Белая долина смерти! Это была скорее не долина, а огромная сияющая белизной катловина совершенно правильной овальной формы и на её дне у самого начала зияло черное отверстие пещеры с четырьмя входами. Да, это она - живая легенда, он увидел её всё-таки, дошёл. Странная сила долины манила его к себе, но какой-то внутренний голос говорил: «вернись, вернись... тебя ждёт Пэйка... посмотрел и хватит...». Однако этот голос был не в силах охладить пыл первооткрывателя и романтика, охладить сейчас, когда стоишь на краю самой великой тайны твоего народа.
Откинув все сомнения, Хьют закрепил верёвку и начал спуск из пролома на верхнюю терассу Белой долины.
III
Спуск был лёгким, но едва ступив на поверхность терассы он поскользнулся и упал. Терасса была исключительно гладкой и противно холодной. Хьют сразу вскочил. Да, здесь было над чем задуматься. Такой поверхности он ни разу в жизни не встречал, конечно выбраться по ней из катловины было бы просто невозможно, но на его стороне было одно преимущество - он должен сначала спуститься по верёвке вниз, а затем по ней же подняться. Главное закрепить верёвку покрепче, чтобы не сорвалась. Эта мысль успокоила Хьюта и он пошёл вдоль края котловины, отыскивая удобное место для закрепления снаряжения.
Немного в отдалении увидел подходящий холм на котором было великое множество крепких сухих сучьев, но путь к нему лежал по самому краю котловины вокруг странного зелёного цилиндра, торчащего на терассе. На цилиндре было тоже несколько выступов, но они показались Xьюту слишком хлипкими и он решил дойти до холма. Однако в самом узком месте он вступил в маленькую лужицу с водой, поскользнулся и начал терять равновесие. Хьют попытался набросить петлю верёвки на один из выступов, но промахнулся. Сорвавшись с гладкого края, он кубарем покатился вниз.
Спуск оказался самым быстрым и на удивление мягким. Все произошло настолько быстро, что путешественник не успел попращаться с жизнью и сейчас лежал на дне котловины под названием Долина белой смерти и размышлял над тем, жив ли он. Ущипнув себя посильней за бок, ойкнув и рассудив, что жизнь ещё не покинула его молодого тела, Хьют поднялся с холодной и влажной поверхности и взглянул вверх. До края котловины было вроде и не далеко. Он начал подниматься по пологой стене, но как только добирался до того места, где стена переходила в вертикальное положение, сразу скатывался вниз: зацепить коготь было не за что.
"Вот здесь - то мне и придёт конец - подумал Хьют — если никто не поможет выбраться, если не сбросит верёвку".
Но вдруг его осенила идея, а что, если через колодец с четырьмя входами он сможет выйти из долины. Хьют быстро направился в ближайший угол котловины, где на дне зияла чёрная дыра. Вход в колодец имел серебристый отблеск и немного ниже разделялся на четыре отверстия. Колодец обрамляло чёрное кольцо, на котором было много удобных для закрепления верёвки выступов, за них то Хьют и завязал верёвку. Он долго не решался спуститься в колодец. В голове кружился вихрь мыслей, что там его ждёт: души предков или смерть, а может там «иной мир», который существует под долиной, а может здесь логово тех больших глупых тварей, которые совершали набеги на их деревню.
С невесёлым настроением он начал спуск, и вдруг сорвался. Хьют повис на верёвке. Он начал медленно отпускать её и спускаться в одно из отверстий. Углубившись в него, он обнаружил, что все четыре отверстия вновь сходятся в один тоннель, уходящий вниз. Но спуск был не долгим, его прервала вода заполняющая колодец. Хьют закрепился на веревке и зачерпнул немного воды, попробовал её на вкус. Вода была горьковатой и тёплой, но в принципе пить её было можно.
- От жажды я во всяком случае не умру — сказал себе Хьют и, перебирая верёвку, быстро поднялся на поверхность.
Легкая грусть разочарования охватила его. Он не нашел никакой тайны. Ни в долине, ни в колодце не оказалось ничего интересного. Но долго грустить было некогда, надо было думать как выбраться из котловины. Хьют направился в её дальний конец, где ему показалось, что подъём был наиболее пологим. И действительно, удалось подняться выше, чем в других местах, однако финал был тот же — скатывание на дно котловины. Хьют вновь и вновь поднимался и скатывался, поднимался и скатывался...
IV
- Никита, ты почему уселся за стол с грязными руками? - мать взяла сына за воротник и вытянула из-за стола — Марш мыть руки!
Никита скорчил недовольную гримассу и зашагал в ванную.
— Мама, мама! Иди быстрее сюда, посмотри какой здоровенный паук сидит в ванной!
— Подумаешь, паук — сказала равнодушно мама и включила горячую воду.
V
Хьюта ослепил яркий свет, вдруг вспыхнувший над Белой долиной смерти и на голову хлынул горячий водопад страшной силы, поток подхватил его, вода становилась все горячее и горячее. Водяные вихри носили беднягу вдоль и поперёк долины. Он чувствовал, что теряет сознание, перед взором промелькнули милые сердцу образы: мама, деревня, Пэйка... старый Пой манит его к себе старческой мохнатой лапкой...
Хьют даже не успел спросить себя, что же произошло, и в чём страшная тайна долины. От горячей воды свет в глазах померк. Его мохнатое восьминогое тельце продолжило прерванное путешествие через серебристый колодец с четырьмя входами для слива воды из ванны, но только он уже не узнает об этом...
Свидетельство о публикации №222061400037