Духовный Рубеж Остается Прежним - в сети размещен

Духовный Рубеж остается  прежним - в сети размещен

"Духовный рубеж остается прежним"

Валерий Хворов – один из самых ярких тамбовских поэтов-лириков. Историк, член Союза писателей России, автор семи поэтических сборников. Его произведения и рецензии публикуются в различных газетах и литературных журналах. Две недавно вышедшие книги автора – "Тень судьбы" и "Легенды Лысых Гор", посвящены страницам истории нашей малой Родины, причем первая книга – крестьянскому восстанию на Тамбовщине, а вторая – временам становления крепости на Цне. Мы попросили поэта ответить на несколько вопросов корреспондента "Онлайн Тамбов.ру".

- Валерий Михайлович, многие литераторы, особенно начинающие, порой берутся писать об истории страны и даже мира, судят об очень сложных, глобальных вещах. И делают это не всегда удачно. Насколько я понимаю, Вы как художник слова не ставите столь всеобъемлющих задач, а описываете только события, связанные с Тамбовщиной. Почему?

- Я коренной тамбовчанин, всю жизнь прожил здесь и очень люблю нашу землю. По образованию я историк, и прошлое малой Родины для меня крайне интересно и важно. Будучи же по духовному призванию поэтом, я вижу необходимым рассказать о Тамбовщине, воспеть наше прошлое в стихах.

- Ваши поэмы "Гуляй-поле Тамбовское" и "Последняя любовь атамана Антонова" посвящены периоду крестьянского восстания на Тамбовщине. Почему эта тема кажется Вам нужной, актуальной в наши дни, чем Вас привлекает личность атамана Антонова?

- Не могу сказать, что личность Антонова меня привлекает. Восстание 1920-21 годов по духу своему было народным, крестьянским, и оно произошло вовсе не потому, что его вдохновил, организовал Александр Антонов или кто-то другой. В этом случае роль личности не столь важна. Не будь Антонова, на его месте мог бы оказаться Богуславский, Карась, Селянский или кто-то еще.

Меня интересовало совсем другое. В те горячие годы на нашей земле произошло столкновение двух идеологий, двух правд, двух миров – большевистско-пролетарского и крестьянско-патриархального. Это столкновение убежденных в своей правоте людей обернулось уничтожением истинного крестьянского уклада жизни не только на Тамбовщине, но и по всей России.

- Ваши симпатии как поэта и гражданина на чьей стороне?

- Я ни за тех, ни за других. Повторюсь, это были две правды. Одним был нужен хлеб для поддержки голодающих рабочих, ресурсы для спасения только-только рожденной революции, нового советского государства. Тамбовские крестьяне со своей стороны были готовы пойти за любым поводырем, лишь бы отстоять свои исконные интересы и попросту не умереть с голоду. Они тоже были правы. Поэтому я не стремился занять чью-либо сторону, а старался быть объективным. Другими словами, я с одной стороны душой проникал в то грозное время, духовными глазами находился в ушедшей эпохе, жил, пропуская через себя, как через сито, события минувших дней, а с другой - по-прежнему оставался здесь, в двадцать первом веке, и давал оценки уже с современных позиций. Моя задача заключалась в том, чтобы суметь ярко и правдиво показать межличностные отношения между отдельными людьми, когда они приступают к критическому, пограничному моменту выбора. Этот момент определяет, или ты – человек, достойный так называться, или предатель, служащий лживому богу, лживым ценностям.

- Валерий Михайлович, также хотелось бы поговорить и о новой Вашей книге – "Легенды Лысых Гор". Лысые Горы – населенный пункт Тамбовского района, в недавнем прошлом – районный центр. Вот, пожалуй, и всё, что мне известно о нем. Почему Вы решили посвятить ему поэму?

- Я много работал над документальными материалами по крестьянскому восстанию, и как художник вникал, постигал душой то время. Вместе с этим я отчетливо понимал, что этот период истории, конечно же, является важным, во многом определяющим для нас. Но он… отнюдь не светел. Гражданская война – черная, роковая, трагичная страница прошлого, и ее ни в коем случае нельзя забыть, вычеркнуть или обойти стороной. События прошлого в любой момент могут повториться, потому что предпосылки к этому сохраняются в душах ныне живущих тамбовчан. Нынешняя злоба, затаивавшаяся в людях, этот очаг раздора и вражды между нами, не переставая, горит с тех самых пор.

И тогда я задумался: а был ли в истории Тамбовщины период, когда мы, наоборот, не дрались, не спорили, не шли брат на брата, а держались плечом к плечу? Когда не существовало разногласий, ненависти и взаимных упреков. Было ли такое время, и если да, то как уловить его духовные частицы и привнести в нашу нынешнюю жизнь?

- И такой период был?

- Так было во время становления нашей малой Родины, во время основания Тамбова и окрестных поселений. В "Легендах Лысых Гор" я старался рассказать о жизни нашего народа на протяжении четырех столетий на примере простого, обычного села.

История Тамбовщины неразрывно связана с историей всей страны, с ее многострадальной жизнью. Сейчас многое изменилось, и границы ушли далеко от нас, но были времена, когда мы находились на рубеже Московского государства. При царе Михаиле Федоровиче Романове основали крепость-град Тамбов. В дальнейшем вдоль него на многие-многие версты начал строиться насыпной укрепленный вал. Рядом с ним через определенное расстояние основывались казацкие и другие служивые поселения – слободы.

Жители Тамбова и слобод несли постоянную воинскую повинность. Конные дозорные отряды выезжали в Дикое поле, осматривали местность, вал-рубеж охранялся на сторожевых сигнальных башнях. В случае нападения служивые люди немедленно оповещали огневыми и другими сообщениями-сигналами все население порубежья об опасности.

Наши предки жили в полной готовности в любой момент встать на защиту родных домов. Они были едины между собой, как пальцы, объеденные в крестное знамение. Как кулак, обращенный в сторону врага. Дольше века их жизнь оставалась опасной, непредсказуемой и смутной. Каждый новый день для многих из них мог оказаться последним. Но, несмотря на трудности и невзгоды, тамбовский люд не роптал, а стойко охранял рубежи государства и не терзался в распрях и ненависти. Народ оставался монолитным. И он созидал, развивался, возводил все новые и новые дома и поселки, рос в сторону благодатной и плодородной черноземной земли – Дикого поля. Земля распахивалась, поле становилось полюшком, а места для наших предков, рожденных там – родными. Их скрепляло духовное родство и православная вера. Государство росло, и постепенно его границы отодвигались все дальше, а духовный рубеж оставался на месте.

Я убежден, что рубеж и сейчас проходит всё там же, – через Татарский вал, через Лысые Горы. Только сейчас из материального он обратился в духовный. Теперь каждый из нас должен определиться, сумеет ли он, как наши далекие предки, подняться на нравственную вершину и быть на горе Фавор, или окажется в духовной пучине и будет распят за грехи на лобном месте, как злодей и преступник. Этой теме духовного возрождения и посвящена моя поэма.

- Валерий Михайлович, Вы сказали о Татарском вале. Несмотря на то, что этот объект – памятник археологии и находится под охраной, его состояние можно оценить как плачевное, местами он даже распахивается. Многие видные жители Тамбова уже бьют в набат и призывают обратить внимание на это уникальное историческое сооружение. Как же сохранить, уберечь его?

- Я не буду говорить об обязанности государства защищать исторические памятники – это всем понятно. Но еще очень и очень многое зависит от нас самих, от простых людей. Нужно любить малую Родину, интересоваться ее историей. Кто сохранит, кто убережет – конечно же, молодежь, новое растущее поколение. Только с нею нужно разговаривать на одном языке и работать, учитывая реалии современности. Известно, что среди ребят очень популярны ролевые игры, и на смену увлечению скандинавскими легендами постепенно приходит интерес к родным, славянским мифам и преданиям. Почему бы не организовать такие ролевые игры под Тамбовом в районе Татарского вала? С одной стороны, ребятам будет весело, интересно, с другой – они смогут проникнуться прошлым, представить себя в роли предков, и научатся понимать и ценить историю. Позже они обязательно зададутся вопросом: как сохранить вал, и обязательно найдут решение. Это поможет объединению. Это позволит избежать войны, своры между теми, кто будет жить завтра и строить будущее.

Беседовал Сергей Доровских

Интервью напечатано в журнале "Губернский стиль" - 2011 году. OnlineTambov.ru - 2011-2013 г.


Рецензии