О синкретизме в грамматике и в голове

                «Сложные предложения с «поэтому» занимают зону синкретизма
                между бессоюзными и союзными предложениями…»

Да, красиво сказано... А на экзаменах как быть?

1. ЧТО ТАКОЕ СИНКРЕТИЗМ

Из словарей:
Краткий словарь философских терминов.
СИНКРЕТИЗМ – нерасчлененность, характеризующая неразвитое состояние какого-либо явления.

Словарь по культурологии
СИНКРЕТИЗМ (греч. synkretismos – соединение). Качество, свойственное первобытной культуре, характеризующееся нерасчлененностью и неразвитостью чего-либо, в частности деятельности и сознания.

Грамматический синкретизм
СИНКРЕТИЗМ (от греч. synkretismos — соединение) — 1) совпадение в процессе развития языка функционально различных грамматических категорий и форм в одной форме. В русском языке наблюдается, например, падежный синкретизм (одно окончание имеет значение разных падежей) или синкретизм разных грамматических категорий (одно окончание выражает значение нескольких категорий:  рода, числа и падежа).

2. Мне не нравится само слово «СИНКРЕТИЗМ», а также то, что оно изначально обозначает – первобытность и неразвитость явления. Еще бы, первобытное сознание еще нечетко ориентировалось в мире.

Но время шло… Человек становился более развитым и сделал много открытий в разных областях жизни. И самое главное, он научился сравнивать предметы, сопоставлять, систематизировать. Классификация растительного и животного мира (заслуга Линнея), классификация химических элементов (великий Менделеев). Все открытия начинались с этого, и организованному ученому сознанию мы обязаны тем уровнем жизни, который имеем сейчас.

А что же лингвистика?
В языке синкретизм – совпадение грамматических форм, и это можно объяснить. Без синкретизма там никак не обойтись. Возможности языкового общения не так велики, к примеру, мы можем произнести ограниченное количество звуков. А интонационные возможности речи? Увы, они тоже ограничены фонетическими характеристиками. Поэтому одни и те же интонационные модели приходится использовать в разных ситуациях.

А вот мышление видимых границ не имеет, там нет показаний для синкретизма. Человек может создать для одного явления несколько описательных моделей и выбрать наилучшую. Поэтому синкретизм в описательной грамматике приветствовать нельзя, там это именно неразвитость и несовершенство. И вот в этом плане грамматика мне кажется самым динамичным направлением современного языкознания.

3. Рассмотрим слово «поэтому» в качестве примера.

(1) Слово «поэтому»  в классификации частей речи является НАРЕЧИЕМ. Принадлежность к определенной категории в этой области определяется достаточно четко. Переход здесь возможен, но это также фиксируется правилами, просто так в другую часть речи «не запишешься» – даже, например, в союзы.

(2) Можно ли наречие "поэтому" считать СОЮЗНЫМ СЛОВОМ? Нет, потому что здесь тоже все точно и строго: союзные слова являются основным средством связи, как и союзы, но имеют определенные ОСОБЕННОСТИ: они принимают участие в образовании МЕСТОИМЕННОЙ связи вида «то…что, тот…который» и одновременно являются членами предложения. 
И все же в толковом словаре можно встретить такое определение ввиду лексической значимости этого слова. Ведь "поэтому" относится к наречиям, а это группа знаменательных, а не служебных слов.

(3) Может быть, "поэтому" – это КОНКРЕТИЗАТОР, то есть структурный элемент, уточняющий (конкретизирующий) значение основного союза? Но это верно только для союзных соединений "И ПОЭТОМУ, А ПОЭТОМУ": основной сочинительный союз + конкретизатор со значением следствия. Предложения с такими составным союзами будут относиться к сложносочиненным.

(3) Может быть, слово "поэтому" можно считать СОЮЗНЫМ АНАЛОГОМ? Вот это понятие еще не получило точного определения.
В грамматике-80 сказано:
"Сюда же примыкает группа слов с лексическими значениями, которые активно вовлекаются в сферу союзных средств, т. е. в предложении выступают как АНАЛОГИ СОЮЗОВ: вдобавок ведь, вернее, впрочем, выходит, зато, значит, именно, иначе, кстати, лишь, наконец, наоборот, например, напротив, однако, особенно, потому, ПОЭТОМУ и т.д. 
Поскольку аналоги союзов, как и сами союзы, являются носителями определенного  лексического значения, аналоги союзов НЕ ОТДЕЛЯЮТСЯ от союзов в собственном смысле слова".

Итак, здесь предлагается именно СИНКРЕТИЗМ, то есть неразличение собственно союзов (служебных слов) и их лексических союзных аналогов.

В современной грамматике (2013 год) эта группа слов названа «грамматикализованные лексемы» (частицы, вводные слова, наречия). Сюда же отнесено наречие "поэтому". И про них же сказано: ГРАММАТИЧЕСКИЕ ЛЕКСЕМЫ иногда называют союзными аналогами.

Но что важно в грамматике, союзные аналоги НЕ МЕНЯЮТ вид синтаксической конструкции: при наличии "поэтому" предложение следует считать БЕССОЮЗНЫМ, а не СОЮЗНЫМ. И вот это очень СПОРНЫЙ вопрос в ШКОЛЬНОМ ГРАММАТИЧЕСКОМ АНАЛИЗЕ.

Пользователи же именуют наречие "поэтому" кому как нравится: союз, союзный аналог, союзное слово и спорят друг с другом до бесконечности. А на экзаменах это вообще становится причиной серьезных РАЗНОГЛАСИЙ.

4. Итак, синкретизм в грамматических описаниях, размытость, нечеткость, смешение разных систем классификации – вот что можно назвать неурегулированной ПРОБЛЕМОЙ, но, кажется, таких проблем становится всё меньше.

Так что давайте отдадим должное тем людям, которые сделали многое для развития языка, но отложим в сторону их старые учебники. Классификационная модель современного синтаксиса ушла (или уходит) ОТ СИНКРЕТИЗМА, там четкость и однозначность весьма востребованы. Возможно, эта модель будет меняться и развиваться дальше, но пока в грамматике (скорее всего, не школьной) желательно ориентироваться именно на нее, хотя это, конечно, ваш выбор.

Ну а в школьном разборе тоже нужна ОПРЕДЕЛЕННОСТЬ (без синкретизма): учащиеся должны понимать, что в базисном варианте мы приравниваем союзные аналоги к союзам/союзным словам, но что это условное решение. В действительности разница между ними есть (в вузовской грамматике она обозначена), а союзом со значением следствия является только союз "так что".  Пусть задумаются, почему? Можно обратить внимание на местоимения ЧТО и ЭТО в их составе, природа которых различна (союз/союзное слово "что" и указательное местоимение "это").

Так мы изучаем русский язык — и воспитываем в школьниках личностные качества!


Рецензии