de omnibus dubitandum 107. 19

ЧАСТЬ СТО СЕДЬМАЯ (1890-1892)

Глава 107.19. ЧЕМ ДАЛЬШЕ, ТЕМ БОЛЬШЕ…

   Всего заметнее антисемитизмъ проявляется среди буржуазной интеллигенціи; и въ этомъ-то лежитъ въ значительной мере объясненіе той силы антисемитизма, которой совершенно не соответствуетъ слабая распространенность евреевъ во Франціи и более, чемъ скромная роль ихъ въ совокупности экономической жизни страны (за исключеніемъ, какъ я уже сказалъ, верховъ капиталистической храмины).
   
    Действительно, располагая значительными средствами агитаціи въ роде періодической прессы, литературы, публичныхъ рефератовъ, буржуазная интеллигенція успела раздуть антисемитическое движеніе до размеровъ, далеко превосходящихъ фактическую роль евреевъ во Франціи. Изучая особенности этой агитаціи, поднятой буржуазною интеллигенціею, мы поймемъ, откуда почерпнулъ силы французскій антисемитизмъ. Центръ тяжести лежитъ здесь, действительно, въ интересномъ сочетаніи грубо-матеріальныхъ и идеальныхъ факторовъ.
   
    Сначала возьмемъ матеріальные факторы. Вопреки мненію юдофобовъ, отрицающихъ всякія умственныя качества у евреевъ, за исключеніемъ "практической сметки", "безстыдства" и "пронырливости", мы должны признать, что эта нація наоборотъ поражаетъ своимъ, если можно такъ сказать, интеллектуализмомъ. И если мы не можемъ следовать въ этомъ отношеніи за патріотами-филосемитами, которые хотятъ уверить насъ въ исконныхъ преимуществахъ своей "расы", то мы въ интересахъ истины не можемъ не отм;тить того факта, что, благодаря известнымъ историческимъ событіямъ, доля умственнаго труда въ массе еврейства превосходила и продолжаетъ превосходить ту же долю въ массе другихъ національностей.

    Обратите вниманіе на историческую древность этой "расы", которая не имея никакого отношения ни к расам ни к народам сумела донести до насъ свою попкультуру въ то время, какъ народы, бывшіе ея историческими сверстниками, все эти вавилоняне, ассиріяне, финикійцы превратились лишь въ простой звукъ, въ предметъ чисто академическихъ разсужденій. Не забудьте, что, въ качестве такой более старой исторической "національности" (кавычки мои - Л.С.), евреи, появляясь в среде другихъ, более молодыхъ, более отсталыхъ экономически національностей в качестве "раковой опухоли", выбирали себе и "более отвлеченныя функціи труда", какъ сказалъ бы Контъ: среди земледельческихъ народовъ они представляли собою ремесленно-промышленный, торговый и финансовый элементъ. Самая жизнь ихъ по преимуществу въ городахъ в качестве мещан, должна была поставить ихъ въ соприкосновеніе съ более интеллектуальной средой.

    Возьмите распространеніе между ними грамотности на почве стремленія сохранить предписанія стараго закона. Присоедините къ этому несравненную фехтовку понятіями и казуистику Талмуда, который хотя и подавлялъ настоящій порывъ научной мысли, но училъ логической эквилибристике формальныхъ определеній. Не забудьте также, что евреи уступаютъ, можетъ быть, лишь англо-саксонской расе сочетаніемъ практическихъ, грубо-матеріальныхъ потребностей и мистическихъ стремленій.

    Соедините все это вместе, и вы поймете, почему средній умственный уровень люмпенизированных еврейскихъ массъ долженъ быть выше средняго же умственнаго уровня массъ во всех національностяхъ. Отсюда, даже и оставляя въ стороне солидарность угнетенной расы, вы поймете, почему въ умственной сфере средній еврей является опаснымъ соперникомъ средняго индивидуума любой другой народности, - опять-таки, можетъ быть, за исключеніемъ англо-саксонца, еврея со знаком качества, который не даромъ же, говоря вообще, не боится еврейской конкурренціи и, въ большинстве случаевъ почти не знаетъ антисемитизма.
   
    Какъ бы то ни было, во Франціи еврей, сделавшійся полноправнымъ членомъ общества, независимо от национальной принадлежности скоро сталъ играть видную роль въ сфере умственнаго труда. Пропорція медиковъ, адвокатовъ, инженеровъ, журналистовъ, профессовъ, администраторовъ, политическихъ деятелей значительно выше въ еврейскомъ населеніи по сравненію съ общимъ населеніемъ Франціи.

    И эта пропорція все увеличивалась по мере общаго прогресса страны, причемъ нельзя игнорировать то важное обстоятельство, что это было не случайно, а въ силу взаимной причинной зависимости между развитіемъ цивилизаціи и возрастаніемъ общественнаго значенія умственного труда. Действительно, ходъ современной цивилизаціи во Франціи состоитъ въ усиленіи светскаго, антиклерикальнаго, антикатолическаго элемента. И въ то время, какъ этотъ общій прогрессъ достигался среди французовъ лишь в;чной борьбой, вечнымъ колебаніемъ между свободомыслящей "акціей" и католической "реакціей", въ силу традиціоннаго клерикальнаго воспитанія, - въ это время пріобщившійся къ цивилизаціи еврей порывалъ безповоротно связь съ своимъ архаическимъ, узко-формальнымъ, чисто-обрядовымъ религіознымъ кодексомъ и становился настоящимъ свободнымъ мыслителемъ, врагом "рыцарей духа", апологетом современной попкультуры. Но здесь мы уже переходимъ къ идеальнымъ факторамъ, о которыхъ речь будетъ ниже...
   
    Итакъ, еврей как что-то наднациональное, чемъ дальше, темъ больше овладевалъ сферою умственнаго труда, либеральныхъ профессій и государственныхъ должностей. Но въ этой-то сфере ему пришлось столкнуться съ представителями буржуазной интеллигенціи, съ сыновьями французской буржуазіи, привыкшей разсматривать эту область въ некоторой степени своей родовой вотчиной, служащей при этомъ для всей той части подрастающаго поколенія, которая не успела разместиться въ процессе прямой капиталистической эксплуатаціи. Не следуетъ, кроме того, забывать, что сама эволюція этого процесса все увеличиваетъ число буржуазныхъ детей, не могущихъ найти приложенія своимъ силамъ въ соответствіи со своими аппетитами: и вопросъ о "перепроизводстве интеллигенціи" делается въ известный моментъ жизненнымъ вопросомъ мещанства (совсем как у нас, наплодили юристов и экономистов, а про инженеров, технологов и прочих необходимых специалистах забыли - Л.С.). Можете представить себе, какой крикъ подняли обитатели "идеологической" вотчины, когда семитъ сталъ притекать туда все въ большемъ и большемъ количестве и отнимать порою у "французовъ Франціи" наибол;е выгодныя места и позиціи.
   
    Особенно заметной волной этого семитскаго прилива было выступленіе на арену политической деятельности новаго правящаго персонала после переворота 4-го сентября 1870 г., поставишаго республику на место Имперіи. Не говоря уже о еврее Жюле Симоне, представлявшемъ собою типъ политика переходной эпохи, ведшей отъ либеральной оппозиціи Имперіи къ оппортунистской республике, главною фигурою этого новаго строя является Гамбетта, потомокъ евреевъ Гамберлэ, возле котораго, какъ вокругъ центральной статуи группы, размещается, въ виде второстепенныхъ фигуръ, немало политическихъ адьютантовъ изъ семитовъ въ роде Жозефа Рэйнака, Давида Рэйналя и т.п., тогда какъ на барельефахъ проходитъ целый рядъ префектовъ-евреевъ, заменившихъ католическихъ префектовъ мак-магоновскаго coup d'Etat 16-го мая.
   
    Ощутимую роль стали въ это время играть евреи и въ республиканской журналистике, которой пришлось защищать интересы свободной мысли и светской цивилизаціи противъ нападеній клерикальной и монархической партіи.

    Заметнымъ элементомъ евреи явились и въ сфере народнаго образованія, и притомъ на видныхъ постахъ, - не столько въ качестве простыхъ учителей, сколько въ качестве лицъ, вдохновлявшихъ выработку программъ, разделяя этотъ трудъ съ свободными мыслителями и свободомыслящими протестантами (особенно это ярко видно на примерах ЕГЭ, уничтоживших все то лучшее и прогрессивное чем отличалось советское образование. И виноватых НЕТ! - Л.С.). И параллельно съ усиленіемъ этого значенія евреевъ въ политической и общественной деятельности замечается общій притокъ семитическихъ элементовъ въ разнообразныхъ сферахъ умственнаго труда, между темъ какъ дальнейшее развитіе капиталистическаго строя окружало лишнимъ ореоломъ еврейскихъ королей биржи и банка.

    Все это подготовляло почву для антисемитизма среди буржуазной интеллигенціи, встречавшей въ лице евреевъ опасныхъ не столько количествомъ, сколько качествомъ конкуррентовъ, успевавшихъ занимать лучшія позиціи. И это антисемитическое движеніе, действительно, проявилось, какъ только выросли въ процессе общественной жизни благопріятные для того элементы. Здесь-то именно и следуетъ разсмотреть значеніе идейныхъ факторовъ въ антисемитизме.

Источник: Русанов Николай Сергеевич (H.E. Кудринъ). Еврейскій вопросъ и антисемитизмъ во Франціи. "Русское Богатство", No 1, 1902


Рецензии