Во Имя Твое 40. Корни наши - опора наша

Корни наши – опора наша
   Господи, сподоби Небесной славы родителей моих и близких, бодрствовавших над детской моей колыбелью, взрастивших и воспитавших меня.
   Господи, прослави пред ангелами благовествовавших мне слово Спасения, учивших меня добру и правде святыми примерами своей жизни…
   Акафист об упокоении усопших, икос 10

   Рассказывая о жизни близких отцу Григорию и матушке Нине людей, невозможно не описать подробнее судьбы протоиерея Александра и матушки Надежды Пономаревых (родителей отца Григория), а также протоиерея Сергия и Павлы Ивановны Увицких (родителей матушки Нины).
О семье Пономаревых
   Бабушка Наденька, как ласково ее называли, ассоциировалась в моем детском сознании с зеленым холмиком за алтарем невьянской кладбищенской церкви. «Тут похоронена твоя бабушка Надя», – говорила мне мама, и глаза ее становились печальнее обычного. Видя ее печаль, я тоже пыталась грустить, но маленькому детскому сердцу горечь утрат была еще неведома.
   – А какой была моя бабушка?
   – Доброй и нежной. Она была очень красивая.
   – А почему она умерла? – спрашивала я, глядя на фотографию молодой хрупкой женщины. – Ведь она была нестарая.
   – Господь, Леленька, знает, когда призвать к Себе. У бабушки было слабое здоровье. Ты уже большая девочка и должна понимать, что она не вынесла бы тех продолжительных испытаний, которые выпали на долю семьи Пономаревых. Сначала пропал без вести ее муж – твой дедушка архимандрит Ардалион, принявший после ее смерти монашеский постриг, а затем арестовали и сына – твоего папу. Господь знает силы каждого, и теперь она молится за всех нас там… И ты о ней молись.
   В мае 2006 года, уже завершая работу над книгой, вместе с Кибиревой Еленой Александровной мы посетили скромную могилку бабушки Надежды на невьянском кладбище, что расположена сразу за алтарем Вознесенской церкви. Как разрослась старая береза – свидетельница тех печальных событий! Она почти заслонила собой вход в оградку, так что к могилам можно пройти только в обнимку с белоствольной.
   В оградке – две могилки, над которыми стоят два железных креста одинаковой конфигурации. На кресте матушкиной могилки, немного покосившемся, стоит дата: «21 января 1933 года, 55 лет», а ниже надпись: «Вечная тебе память, дорогая мама. От скорбящих детей». На соседнем кресте почти все буквы стерты, различимо только одно слово: «Симеон…». Очевидно, здесь похоронен кто-то из родных.
   Упокой, Господи, их праведные души…
   Заходим в небольшую кладбищенскую церковь, не закрывавшуюся здесь даже в годы войны. Деревянный однопрестольный храм в честь Вознесения Господня построен в 1866 году из часовни. Здесь служили когда-то архимандрит Ардалион и диакон Григорий Пономаревы. Служили также репрессированные и убиенные протоиереи Григорий Лобанов и Леонид Коровин. Все они пострадали за веру в 30-х годах прошлого столетия.
   В храме до сих пор хранятся те святыни, у которых молились когда-то православные исповедники – знаменитые старинные иконы невьянской школы письма. Старожилы говорят, что эти иконы постепенно обновляются и даже мироточат.
   А вот и старинная купель, в которой в октябре 1937 года крестили новорожденную Лелю Пономареву.



   Очень мало сведений осталось и о протоиерее Александре (архимандрите Ардалионе). Известно только, что ему, как и многим, предъявили обвинение по статье 58 УК. Жизнь его, видимо, оборвалась почти сразу. Сохранилась неуточненная информация о том, что он погиб во время поездки в Москву, где должна была состояться его епископская хиротония. Очевидно, за ним вели слежку. На какой-то глухой станции его хитростью выманили из поезда и жестоко расправились с ним. До Москвы он не доехал.
   После 1938 года на Урале не осталось ни одного епископа, все архиереи – сергиевские, григорьевские и обновленческие – были арестованы или расстреляны, а большинство духовенства репрессировано.[7]
   Дочь архимандрита Ардалиона Мария Александровна Плясунова добилась в свое время приема у Михаила Ивановича Калинина, но ответа на запрос об обстоятельствах гибели отца так и не получила.
   По рассказам отца Григория, отец Александр обладал большой эрудицией, свободно владел несколькими иностранными языками. Конечно, такой заключенный, тем более священнослужитель, был невыносим для пролетарских «троек НКВД»…
   Увы! Так мало знаем мы о дорогих нам людях! У меня в руках Евангелие отца Александра с надписью от 28 мая 1934 года:
   «В благословение и руководство в жизни дарится сие Евангелие милому и дорогому сыну Григорию Александровичу от любящего отца. А. Пономарев».
   Просматривая эти пожелтевшие листочки, можно представить те духовно-нравственные принципы, которыми руководствовалась семья Пономаревых.

   Краткий послужной список
   Пономарева Александра Ипполитовича
   (архимандрита Ардалиона)

   (предоставлен журналу «Звонница»
   Валерием Лавреновым, протоиереем
   Екатеринбургской епархии, в 2005 году)

   Пономарев Александр Ипполитович, 1877 года рождения

   1899-1900 – священник Старокомышинска;
   1900-1910 – заведовал псаломщицкой школой;
   1912-1915 – шадринский уездный миссионер;
   1915-1917 – служил в Шадринске;
   1917-1918 – директор Шадринской учительской семинарии;
   1918 – настоятель Михайло-Архангельской церкви Ревды;
   1920 – настоятель Александро-Невской (Лузинской) церкви Екатеринбурга;
   1922-1925 – настоятель Успенского собора ВИЗа;
   1925 – второй священник Успенского собора ВИЗа, возведен в сан протоиерея;
   1930 – настоятель Петро-Павловской церкви пос. Полевского Свердловской области;
   1932 – настоятель Вознесенской кладбищенской церкви г. Невьянска Свердловской области и благочинный невьянского района;
   8. 01. 1933 – овдовел;
   20. 10. 1933 – принял монашество с именем Ардалион;
   1934 – настоятель Космо-Дамианской церкви Кустаная и благочинный.
   (Далее послужной список обрывается – ред.)

   Вот несколько страничек, вложенных в Евангелие. На них – чернильные записи, сделанные рукой отца Александра:
   «Это так нужно, здесь люди не от злобы ж своей действуют, а это Бог через них хочет испытать мое терпение и смирение. Буду все терпеть ради Иисуса Христа».



   «Внимай себе; да не будет в сердце твоем тайнаго слова беззаконнаго» (Втор. 15; 9).
   «Евангелие, по словам Григория Двоеслова, это река, которую легко переплывет ягненок и в которой свободно может купаться слон. Восьмилетняя девочка с наслаждением, восторгом будет зачитываться Библией, и семидесятилетний ученый с гениальным умом, глубоким опытом будет с благоговением углубляться в нее».
   И далее следуют стихи И. С. Никитина, выписанные рукой отца Александра:

   Измученный жизнью суровой,
   Не раз я себе находил
   В глаголах Предвечного Слова
   Источник покоя и сил.

   Как дышат святые их звуки
   Божественным чувством любви,
   И сердца тревожные муки
   Как скоро смиряют они…

   Здесь все в чудно сжатой картине
   Представлено Духом Святым —
   И мир, существующий ныне,
   И Бог, управляющий им,

   И сущаго в мире значенье,
   Причина и цель, и конец,
   И Вечного Сына рожденье,
   И крест, и терновый венец.

   Как сладко читать эти строки,
   Читая, молиться в тиши,
   И плакать, и черпать уроки
   Из них для ума и души.

   И вновь выполненные от руки чернильные записи архимандрита Ардалиона:
   «Иосиф Флавий говорит, что изучение на память слова Закона Божиего есть наилучшее искусство (Кн. 4, гл.VIII, 12), – …на что он смотрел как на причину счастия».
   И далее: «Внушай слова закона, Израиль, детям своим и говори о них, сидя в доме твоем и идя дорогой, и ложась и вставая. И навяжи их в знак на руку свою, и да будут они повязками над глазами твоими; и напиши их на косяках дома своего и на вратах своих» (ср. Втор. 6; 7—9).
   Читая духовный дневник отца Григория, можно заметить, как много внимания уделял он такой добродетели, как молчание. В его духовных советах чадам есть наставление:
   «Что знаешь – молчи, что слышишь – молчи…».
   Примечательно, что и протоиерей Александр Пономарев обращался к библейским премудростям, бичующим грех многоречия. Вот его выписки:
   «Многоречивый опротивеет, и кто восхищает себе право говорить, будет возненавиден» (Сир. 20; 8). «Удар бича делает рубцы, но удар языка сокрушает кости» (Сир. 28; 20).
   Далее ссылка на слова из Послания апостола Иакова:«Если кто из вас думает, что он благочестив, и не обуздывает своего языка, но обольщает свое сердце, у того пустое благочестие» (Иак. 1; 26).
   Может быть, эти выписки, заботливо сделанные протоиереем Александром Пономаревым, призывали и отца Григория к внутреннему вниманию, чтобы стяжать добродетель молчания и учить немногословию духовных чад. «Нам нужно в памяти держать, – писал отец Григорий, – святую заповедь: “Поминай последняя своя, и вовек не согрешишь!”. Если будешь это в памяти своей держать, то будешь стараться управлять своими телесными органами: руками, ногами, а особенно малым органом – языком».
   Эти мысли отца Григория переплетаются с записями архимандрита Ардалиона: «Образование характера и духовная культура— важнейшие условия предохранения телесного здоровья от ущерба и растраты. Без исполнения духовно-нравственных интересов всякое физическое укрепление можно сравнить с капиталом, который поступает в руки невоздержанного и расточительного человека и служит для того, чтобы в самое короткое время быть растраченным на удовлетворение дурных страстей».
   Хотя об архимандрите Ардалионе мало что известно, но почти все за него говорят записи, оставленные им в 1934 году как завещание, не только сыну, но и всем нам… Эти духовные семена, взращенные не одним поколением священнослужителей семьи Пономаревых, дали плоды во имя Господне в духовном наследии отца Григория.
   «И иное упало на добрую землю и дало плод, который взошел и вырос…» (Мк. 4; 8).

   Из сохранившихся записей архимандрита Ардалиона на форзацах небольшого Евангелия

   «Праведность наша зиждется не на наших собственных заслугах, а на милосердии Божием…»
   «Кроткий, тихий, смиренномудрый Богом похваляется, ангелами ублажается и людьми почитается» (Кирилл, архимандрит Александрийский).
   «Избранные составляют плод, все же остальное – оболочка, скорлупа, которая, когда плод созреет, отпадает. Избранные составляют храм, а государство и Церковь – подмостки, служащие постройкой храма».
   «Книга “Печаль и радость по слову Божию” Бухарева: в Апокалипсисе море указывает на подвижность и волнения жизни людской, земля – на твердость или устойчивость наших земных порядков, светила – на область просвещения, воздух – на движения общественного духа, огонь – на поядающий стиль мирской жизни, какова особенно война…».


Рецензии