Кошка - загадка природы - 5

                Загадочная кошка

     Я эти два высоких тополя, высокие ветлы, какие раньше видела на своей Малой Родине, заприметила ещё издалека, и хоть кривые садовые улочки не обещали мне, что они выведут именно к ним, я готова была сделать крюк, чтобы только увидеть хотя бы то место, где сумели вырастить это чудо природы. А когда я всё же подошла к тому саду, где они росли, то как-то тоскливо стало на душе. Сад уже давно сиротствовал без хозяев. Маленький щитовой домик врос в землю и неведомо на чьём «честном слове» ещё держался. Может быть его поддерживают те повзрослевшие деревья, которые выросли вокруг дома у самой насыпной завалинки держали. Сквозь изорванную ветрами толь на крыше проглядывают стропила. Даже металлическая дымоходная труба покосилась. 
     С трудом оторвала взгляд от домика, перевела его на проглядывающие из высокой осенней травы, чудом сохранившиеся цветы - золотые шары. Наверное в память о доброй хозяйке цвели эти красивые растения, напоминая прохожим, что и тут когда-то было чьё-то счастье.
     Выдохнув горечь бренного мира, посмотрела в небо и … краем взгляда коснулась вершины тех стройных и высоких тополей, по стволам со многими сухими ветками, мой взгляд спустился к земле. Но земли не коснулся, остановился  на когда-то добротном диване, видимо на котором любили отдыхать бывшие хозяева. Теперь, на потемневшей от дождей скамейке, с покосившейся спинкой, сидела кошка. Именно кошка, с миловидной мордашкой, чистенькая, со светло – рыжей спинкой и белой пушистой маечкой на груди. Наверное потому, что я уже долго стояла неподвижно, кошку я перестала интересовать. Она смотрела в глубь одичавшего  сада со старыми яблонями и сливовыми зарослями. И то, как она смотрела, меня заставило повнимательнее присмотреться к ней.
     Нас ведь как учили: животные не размышляют, а живут на уровне природных инстинктов. Не спорю, может быть коза или курица и живёт, руководствуясь этими самыми инстинктами. Но кошка?! Не-ет, это изысканное создание не из этой песни. Вот, лежала бы она, грелась на солнышке, дремала или хищным взглядом за кем-то следила, или хотя бы насторожённость была в её позе. Ничего такого в ней не было. Она сидела по кошачьему обычаю, но не теряя своего личного достоинства. Смотрела и медленно переводила взгляд с одного предмета на другой, точно так же, как это делают люди, присевшие отдохнуть в тишине.  Она просто спокойно созерцала природу, хотя и сама, в данный момент была частью пейзажа этого заросшего и одичавшего сада. Рядом с нею на скамейке лежали упавшие с дерева сухие веточки, подсыхающая опавшая листва. А она сидела на чистом месте. Наверное это  было её любимое место и всё вокруг было привычным.
     Точно так же смотрел на мир мой дедушка, тепло и немного отстранённо, задумчиво, словно изнутри его поднималась и росла мысль: всё, что тут творится, это уже не моё. Меня оно уже не заботит. Я своё отжил и мне уже ничего не надо. Просто жду своего часа…
     У меня даже слёзы навернулись… Тихонько, чтоб не побеспокоить кошку, я, склонив виновато голову, словно покидаю двор, где осталось моё нечто родное и до боли знакомое, пошла дорогой по еле приметной колее. Всё, что я делала сегодня, и что мне предстояло сделать, ни в какое сравнение не шло с тем, что я видела минутой назад. А видела я неумолимый Ход Времени, беспощадный и вечный. Чувствовала себя тем ветхим домиком, который стоит в окружении деревьев, корни которых давно проросли в его стены. Стены стоят, деревья растут, роняют листву и никто, никто не знает, что тут будет через год, а может и раньше…
     Вдруг вспомнились мне слова Михаила Пляцковского:

                «Живёт повсюду красота,
                Живёт, не где-нибудь, а рядом…»

                ***

     Помню случай один. Мои знакомые забрали к себе из деревни престарелых родителей. Еле уговорили их ехать в город. Чугуны, вёдра, пилы – всё оставили новым хозяевам. Увезли с собой только два кота: белый побольше и чёрный с белой грудкой, тот поменьше был. Коты-то в деревне свободно гуляли, где им хотелось, а тут – взаперти сидят. Едят только из бабушкиных рук, всех боятся. Даже по квартире не ходят. Всё возле балконной двери столбиками стоят, на свет Божий глядят. Дед им табуретку придвинул и подушку на неё положил. Коты оценили заботу. Целыми днями в окно со второго этажа смотрят. Иногда что-то там увидят, мяукать начнут. Мол, обратите на нас внимание. А бывает что шипят. Это когда собаку увидят, присядут, спрячутся.  Ночью же за окно не любят смотреть. В свою кошёлку у батареи спать идут.
     - Мы, когда везли родителей, думали с котами хлопотно будет, а они точно как старики: молча, сидят и смотрят. К столу пригласишь, поедят. А сами есть не просят, -  рассказывает хозяйка. Я только в ответ киваю головой. Мол, всё ладно. А какое там «ладно»? Не в своём доме же живут, пусть даже в сыновом… Что и говорить, даже у котов тоска…
     А хозяйка продолжает рассказывать:
     - Вот, уже вторую неделю они у нас живут. Честно скажу: правду говорят – дом не может быть без кота. Без кота – дом сирота.
     (А про стариков – ни слова. И я побоялась спросить, так и ушла…)

                ***

     Женщину с плетёной корзиной и открывающейся крышкой на две половинки, я видела в нашем садовом автобусе много раз. Пока мы поджидали автобус её собачка гуляла по траве, а я про себя думала: почему хозяйка её не подстрижёт? Длинная шерсть свисает до самой земли, лапок не видно. Выше глаз чёлка стянута резиночкой… Не собачка, а клубок шерсти, которую прясть просто никто не возьмётся, тёплого подшёрстка нет, одна волосня…
     Однажды в её корзинке я увидела собачку, которую сперва даже не узнала. Подстриженная, как пришлось, видимо не давалась. Только на головке стянутый пучок волос остался. Женщина поставила корзинку в сторонке на траву, предлагая собачонке погулять. Но собачка поднялась на лапки, повиляла хвостиком-кисточкой и опять легла на донышко. Все, кто стоял на остановке удивились, и в то же время умилились чрезвычайной рассудительности животного. Оказывается, собачка стесняется своего нового неприглядного вида.
     Ладно. Доехали мы до своей остановки, вышли из автобуса. Дошли до нашей улицы. Тут собачка сама выпрыгнула из корзинки и с весёлым лаем свернула в проулок. Я пошла прямо. В другой раз собачка вела себя как обычно. Видимо уже успела привыкнуть к летней стрижке, да и мы к ней привыкли.
     Прошло какое-то время, как-то так получалось, что я в разное время ездила в сад. С женщиной с собачкой долго не виделись. А в тот день я, раньше обычного, собралась ехать из сада домой. Тяжёлых сумок пока не было, не выросли ещё овощи, нести ещё  нечего. Прихожу на остановку, глядь, а на скамейке сидит знакомая мне стриженная собачка, а перед её мордочкой неказистенький скворчонок. Я хотела скраю сесть на скамейку, только эта собачка так зло на меня зарычала, что я отошла в сторону. Постояла немного и стала размышлять над тем: собачка есть, а где же её хозяйка? Не сбежала ли она со своим новым другом?..
     Делать нечего, пошла я искать дом той женщины. Видела, в какую улочку она сворачивала, а где дом – никогда не интересовалась. Крикнуть бы, так я и имени её не знаю. Наконец придумала, кричу: «Дама с собачкой, отзовитесь!» После третьего раза на улицу торопливо вышла та самая женщина, глаза «на мокром месте», собачку не может найти. Я ей всё, как есть, рассказала. Она тут же схватила сумку и корзинку, и, что-то там себе под нос причитая, припустила бежать к остановке. Я, тоже, торопясь на автобус, бежала, как могла. Успела таки заскочить в числе последних пассажиров. На Косом переезде привычно вышла, так что в этот день, ни неделей позже мы с этой женщиной не встречались. Потом уже сын мой на своей машине подвозил меня до сада. Когда на повороте Косого переезда мы проезжали мимо садовой автобусной остановки, я в окно увидела ту женщину. Она с кем-то оживлённо разговаривала. Корзинка стояла на траве на привычном месте. Рядом сидела собачка и, на верёвочке от ручки корзинки, за лапку был привязан подросший скворушка.

                ***

     Из детских лет помню. У тётки моей подружки, когда мы зимой заходили погреться в её хату, то я с удивлением смотрела, как на охапке соломы под столом, сидели: крольчонок, несколько ещё неоперившихся утят и две морские свинки. Свинок я видела впервые и немного побаивалась их. Зашёл через лаз, в углу возле двери, кот, большой такой, полосатый. Направился в самую середину своих соплеменников. Раздавая затрещины на обе стороны, освободил себе место, лёг. Утята тут же забрались ему на спину, а он будто и не заметил этого. Ещё какое-то время косился на меня, потом уснул.

                ***

     Как котята взобрались на кухонный стол, для меня осталось загадкой. Я с прихожей смотрела в сторону кухни с большим интересом. Совсем ещё маленькие котятки, все, как магазинные игрушки на вид одинаковые. Их привлёк запах рыбы. Вот они и взобрались на стол. А там лежит большая рыбина. Разделочная доска для неё мала. Четверо котят ползают по ней, мяучат, а что с нею делать – не знают. Но смотреть на них стоило того, чтобы подняться на пятый этаж…

                ***

     Однажды, много лет назад, видела, как по каменистому берегу реки бежала худющая, какая-то облезлая лиса и в зубах несла большущую рыбину. Рыба была живая, трепехала хвостом, пытаясь вырваться. Тогда лиса смекнула, что нужно ей держаться подальше от реки. И она, не посчитав меня, малую, за опасность, побежала в мою сторону. Я от страха оцепенела и даже голос потеряла. Наверное, со страху из моих рук выпал портфель с книжками и тетрадками. Шмякнулся о камень. Лиса услышала и свернула в сторону. Я только потом заплакала. Лиса к тому времени в яр нырнула.

                ***


Рецензии