Голод не тётка. Он мужского рода 2

 

Итак, друзья, в первой части нашей совместной работы мы достаточно ясно определили: Россия не позволит Западу и в этом году «замутить» очередной хаос, вроде искусственного голода.
Однако  стоит более детально определить действительные возможности     нашей страны в производстве еды.  Мы должны чётко понимать, что не глобализация  «приказала долго жить», а ИХ  ГЛОБАЛИЗАЦИЯ.  Ибо, как заявлено на самом верху властной вертикали,  «не Запад изолирует Россию, а Запад изолируется от России».  Коллективный Запад господа-товарищи, иными словами Золотой миллиард, это восьмая часть населения планеты, или 12%.  Остальные 88%, тоже хотят есть.   Извиняюсь 86%,  ведь 2%, да всего лишь ДВА,   это жители нашей благословенной родины. 
Золотой миллиард ввиду объективных причин, которые мы рассмотрим ниже,  «уходит  на самоизоляцию», как смогла сделать Япония с 1603г.  по 1853г, и как  не получилось  у Китая или Таиланда во второй половине 19века.  Под ядерным зонтиком, в отличие от ацтеков, инков, зулусов или маори им удастся  окуклиться в коконе  собственных предубеждений вроде  «зелёной энергетики»,  «теории нулевого роста», «торжества экологии» с пропагандой и даже проповедями  отказа от мытья и тотального снижения порога гигиены в целом.  У них в этом деле опыт огромный – не угнаться.  Не мылись с 1347года, начало эпидемии чумы, и до конца 19века,  пока не ввели централизованные водопровод и канализацию.  Нам теперь с ними за руку не здороваться, так что  чесотку, лишаи и прочий педикулёз  пусть дарят друг другу, как и в «старые добрые времена» вместе с блохоловками.
Мы же, принимая  новый миропорядок, не должны  забывать, что Россия это не Запад, не Восток и не Юг, а отдельная цивилизация, находящаяся на берегах Северного Ледовитого океана. И в новой  мировой  специализации государств наиболее востребованным российским товаром станет ЕДА. По объективным причинам. У нас огромная  слабозаселённая территория.  Если бы   плотность населения в России была как в Бангладеш, то на наших семнадцати миллионах  кв. км  проживало бы  более ДВАДЦАТИ МИЛЛИАРДОВ человек. А их на планете всего-то восемь. Бангладеш на карте без лупы ещё поищешь, но народу так больше чем в России.  Может быть, на хамон с пармезаном они и не претендуют, а вот муку из пшеницы даже четвёртого класса, далее идёт уже кормовая кондиция, оторвут с руками.
И заплатят. Не фантиками с портретами президентов «самой свободной страны в мире»,  а реальной продукцией лёгкой промышленности очень неплохого качества. 
Так же и Египет, Турция, Иран, вплоть до Руанды и Берега Слоновой Кости, простите Кот-д’Ивуара, у которого может быть  на продажу «бананьев нема», но точно есть    нефть, газ, алмазы,    кобальт  и даже   тантал.
Все эти миллиарды потребителей ждут российскую  еду с не меньшим энтузиазмом, чем  наши ядерные технологии. В той же самой Бангладеш мы строим громадную атомную электростанцию. Страна находится, не в пример Германии в двух шагах от экватора. И с инсоляцией проблем зимою, ввиду отсутствия последней,  не испытывает. Но «молиться на панельки», возводя «зелёную повестку» в ранг культа там не спешат.
В будущем мир будет ждать от России много энергии. Полученной как от распада, так и от синтеза атомных ядер. От нефти, газа, угля, молекулярного водорода, И, главное, энергии, аккумулированной живыми существами: как растениями, так и животными. Еды купят много, очень много и по хорошей цене. Готова ли Россия удовлетворить этот нарастающий спрос?!
Сразу определимся, что сельскохозяйственная продукция и еда понятия не совсем тождественные.  Хлопок, допустим, это не еда, а выловленная в океане рыба не продукция сельского хозяйства. Весь восемнадцатый и первую половину девятнадцатого века Россия поставляла на международный рынок волокно из конопли и льна, без которых строительство парусных кораблей невозможно.  Промышленная революция отправила на пенсию парусники и повысила уровень жизни населения. Россия на рубеже веков производила 300кг зерна на человека, а Германия 500кг. Но немцы активно закупали, как и другие страны Европы, русское зерно. Ведь даже квалифицированные фабричные рабочие могли себе позволить  заменить гороховую «колбасу» на кусок мяса, а перловую кашу на свиную рульку. И европейцы  скармливали импортное  зерно животным. На российских полях безраздельно господствовали зерновые культуры. Однако  в самом начале 20века усовершенствовались технологии переработки хранения и транспортировки продуктов животноводства. Из России, включая даже Сибирь, непрерывным потоком пошли в Европу поезда с маслом, мясом, яйцами.
Вкратце отметим циклы спадов и подъёмов российского агробизнеса. Первый взлёт сельского хозяйства связан с именем Петра Аркадьевича Столыпина.  Реформы начались  в 1906году.  В период Первой мировой войны Россия имела самый большой запас прочности среди воюющих европейских стран в обеспечении продуктами питания. И в Гражданскую войну, и в эпоху НЭПа сказывалось положительное последействие реформ.
 Новая власть угробила сельское хозяйство с «большевистским задором». В 1953году урожайность зерновых была ниже, чем в 1913году. За это время в Европе она выросла вдвое. В 1963году СССР впервые закупил зерно, и стало ясно, что оставшиеся до окончания «строительства коммунизма» семнадцать лет страна может просто не дотянуть.    К этим дням времена, когда царская Россия продавала еду за рубеж в значительных  объёмах, казались бесконечно далёкими, почти былинными. А ведь от 1913 года прошло всего лишь пятьдесят лет.
 Сразу отметим, в России начала 20 века никакого избытка еды не было. Крестьяне вполне могли скормить выращенное  зерно сельскохозяйственным животным и с удовольствием съесть полученное мясо. Не делали это они по причине бедности. Живя впроголодь, еду меняли на крайне необходимые промышленные товары. Анализируя подобную ситуацию, поэт констатировал: «А гадость пьют — из экономии, Хоть поутру — да на свои!»
 
Следующий подъём  сельского хозяйства  шёл в русле реформ  советской  экономики,  проведённых под руководством Алексея Николаевича Косыгина.   С 1966 по 1970 годы взлёт земледелия в России был ошеломляющим.  Но руководство страны быстро поняло, что новая экономическая  реальность потребует демонтажа всей системы управления страной. Между развитием и сохранением власти политическая верхушка выбрало последнее. Страна неумолимо пошла под откос.
  Итак, мы видим два достоверно зафиксированных подъёма сельского хозяйства в истории России. Между 1970 и 2014годом,  как в своё время между 1913г и 1965г., без малого полвека, оно топталось на месте. В 1974году  принимается грандиозная программа преобразования Нечерноземья. В 1982году   утверждается  Продовольственная программа СССР, ставившая заоблачные цели. Но весь пар благополучно ушёл в свисток. Еды становилось всё меньше и меньше. Продовольственная программа как-то незаметно переросла в продовольственную проблему.



Нынешний, с 2014года, подъём  агробизнеса не только самый долгий в истории страны. Впечатляют темпы роста, глубина происходящих изменений и, самое главное, перспективы развития. Важнейшей  молитвой почти каждого работника агропромышленного сектора стал слоган «Господи, убереги мысли наших лидеров от козней Лукавого. Не дай им впасть в соблазн и отменить ответные санкции». По крайней мере, на встречах с высшим руководством страны у аграриев это основная, если не единственная просьба. Им бы от «заклятых друзей» уберечься, а от открытых врагов они и сами отобьются.
Действительность, которая окружает нас после 24 февраля 2022года, однозначно говорит: молитва услышана на самом верху, и реакция на неё вполне благоприятная.
 .
 
СССР с невероятной эффективностью реализовал  два грандиозных  технологических проекта: ядерный и космический. А вот с модернизацией сельского хозяйства как бабка отшептала. И подъём целины, и кукуруза от Баку до Мурманска. И грандиозная программа преобразования Нечерноземья, с геологическими масштабами вывоза торфа на поля. И потрясающие воображение планы орошения земель. Под них предполагалось даже повернуть вспять могучие реки.  И, наконец, Продовольственная программа, которая как-то незаметно переросла в продовольственную проблему. Пожалуй, найти в мировой истории подобный случай столь низкоэффективного вложения ресурсов не так-то и легко. На ум приходит лишь «подъём сельского хозяйства» в Саудовской Аравии.               
                К началу 21века у руководства России сложилось стойкое убеждение:  всё, что связано с производством еды, есть даже не Ахиллесова пята экономики, а родовое проклятие. И вкладывать в это дело ресурсы – чистое безумие. К тому же «ножки Буша» подвозились исправно, нефть была в цене, а слово «глобализация» ещё не являлось грязным ругательством. В общем, на  агробизнес  «забили» все: если и не гвоздь в крышку  гроба, то уж «болт» точно. 
 Ради объективности надо отметить, что с 2000 по 2014год определённые усилия для спасения ситуации прилагались, но успехи оказались весьма  скромными. Не было бы счастья, да несчастье помогло. В ответ на майданный призыв «москаляку на гиляку», что в смысловом переводе с украинского означает «убей русского», в нашем  языке прочно укоренилось  новое существительное «Крымнаш». Коллективный Запад применил  против России санкции; чтобы не потерять лицо, пришлось вводить ответные.    И тут произошло чудо.   Начался бурный, невиданный подъём российского сельского хозяйства.   
И вот уже президент с удивлением сообщает правительству, что экспорт еды по сумме выручки обогнал экспорт оружия. А затем выясняется, что еды за рубеж мы продаём больше, чем покупаем. Поставляем мы жизненно важные продукты, без которых не выжить: зерно, растительное масло, мясо. А закупаем «чай, кофе, потанцуем»: то,    что народная мудрость давно определила как «семь лет мак не родил, а голоду не было». Кстати о маке. Внутренняя потребность в основном закрывается импортом. Сегодняшние достижения агробизнеса несомненны.  Особенно на фоне провалов прошлых десятилетий. Россия занимает первое место в мире уже не только по продаже пшеницы, но и  зерна в целом. И, уж что совсем смотрится как нонсенс, является одним из важнейших поставщиков риса!
Наши выдающиеся селекционеры создали сорта хлопка, который даёт отличные урожаи не на юге Узбекистана, а на севере Саратовской области. То есть ареал произрастания поднялся на север на тысячу километров. Громадные агрохолдинги по производству курятины и мяса индейки в последние годы росли как грибы после дождя. Буквально за несколько лет в России случилось перепроизводство. Внешняя торговая экспансия разлилась от Египта и Иордании до Узбекистана и Китая. Свинина задержалась ненадолго.   Мгновенно насытив внутренний спрос, производители вышли на международный рынок. С говядиной, как и производством молока,  всё несравнимо сложней.   Говядина по определению не может быть дешёвой и много её не надо. А для выращивания полноценной дойной коровы вообще требуются годы. Поэтому в производство коров и бычков стали инвестировать с изрядным опозданием.  Но все эти трудности блестяще преодолены.  Не имея ёмкого внутреннего рынка, российские производители ринулись за рубеж. Оказалось, среди «китайских товарищей» немало тех, кто, подобно английским лордам, хочет вкушать умело недопрожаренный говяжий стейк с кровью. Пусть едят, лишь бы не в долг.
Если в брежневские времена задача увеличения производства еды решалась под лозунгом «победа любой ценой», то в наши дни это вполне рентабельный бизнес, конкурентный на мировом рынке. Население России менее 2% от мирового. Площадь же пахотных земель 7%. И это при том, что Россия может увеличить их и вдвое, и даже втрое. Если потребуется, что маловероятно в свете последних демографических трендов.  Сегодня агробизнес это просто бизнес. Такой же, как добыча нефти или производство компьютеров. Страшилки вроде «хлеб всему голова» или  «хлеба к обеду в меру бери, хлеб драгоценность – его береги» уже никого не убеждают. Будет экономически выгодно, зерно превратят в биотопливо и зальют в баки автомобилей. Или сделают из него биоразлагаемый пластик. Ничего личного, только бизнес. Солнечный свет  падает на содержащий хлорофилл зелёный лист так же, как на батарею солнечной электростанции. Аккумулирование энергии идёт через накопление биомассы. Здесь нет никакого чуда. Всё это – технологии. Выигрывает тот, у кого выше производительность труда. Образно говоря, тот, у кого пашут не волы, а роботы

А что впереди?! Ещё совсем недавно, то есть до начала Спецоперации ситуация выглядела так. Первый этап, это массированное наращивание   поставок свиных окороков  «хамон»  в Испанию. Затем сыр пармезан  везём в Италию,   а   рокфор  и камамбер  во Францию. Кто-то готов  влезть с настойчивым   советом,  не путать   фантастику и фэнтези? Что ж, как говорится, отбреем и таких. Не так давно в нашей стране вышел закон, который разрешает именовать шампанским лишь игристые вина, произведённые в России. А шампанское, выпущенное в самой Шампани, у нас теперь будут называть игристым вином. И все согласны: закон есть закон. Каково, а?! А вы говорите: «Россия – родина слонов? Не может быть!». В конце концов,  задача  завалить США соей и кукурузой есть просто очередная веха, промежуточный этап развития.  К тому времени, когда достижение  цели  войдёт в практическое русло, парни из Black Lives Matter(значение имеют только жизни чёрных), разнесут там,  всё к чертям собачим.  И  поставки пойдут или по Ленд-лизу или вообще как  гуманитарная помощь.  Друзья, всё это ещё вчера можно было воспринять как едкую, но не злую шутку.  Ведь  подмечено ещё задолго до нас, в каждой шутке есть доля шутки,  а остальное истина.
Однако корабль истории, изрядно тряхнув,  повернуло на другой галс. И перестраивать экономику приходится не так,  как это делали  «прихватизаторы»  в девяностых годах, о которые сказано  «Ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше» (Матф.6:21)
А  подобно  сталинским наркомам, сумевшим из-под обстрелов  вывезти  на восток страны  в 1941году и оборудование и специалистов. В новых реалиях хамон с пармезаном  подождут. Ибо, как указывал  госсекретарь США Александр  Хейг,   "есть вещи поважнее мира" ("there are things more important than peace").      
                А у нас нет оснований не доверять авторитетному источнику.
  Итак, рассмотрев историю вопроса и положение дел, формирующееся на данный момент, мы с чистой совестью можем позволить себе заглянуть за горизонт. То есть предложить возможный вариант развития экспортного потенциала российской экономики, производящей продукты питания. Но для этого, друзья, нам понадобится ещё одна глава.


Рецензии
Чувствуется знание предмета, глубокий анализ. И дай бог, чтобы это была правда, ведь источники бывают разные. Был же миф о резком росте экономики России в начале 20 века, а оказалось, что абсолютный рост незначительный, наблюдался рост относительно того "дна", в котором находилась экономика до этого. А что касается роста производства продуктов после 2014 года - это типичная ситуация, характерная для нашего менталитета. Санкции и сейчас помогут в других областях экономики - у нас нет выбора: "Быть или не быть..." Ещё не совсем понятна гуманитарная помощь удобрениями и зерном - уже при развитом социализме напомогались!! Признателен вам за основательный анализ проблемы.

Пётр Буракевич   06.03.2023 18:40     Заявить о нарушении
Пётр, спасибо за высокую оценку! Порой и даже нередко читатели просто не понимают содержания статей. И готовы «разразиться» обвинениями в избыточной сложности повествования. Но я и так стараюсь упростить слог до максимально возможного.
По поводу «Ещё не совсем понятна гуманитарная помощь удобрениями и зерном - уже при развитом социализме напомогались!!» можно «спать спокойно». Речь идёт о ничтожных объёмах и больше всё похоже на «грохот полкового барабана», а не на реальные дела. В ЭПОХУ СИМУЛЯКРОВ без всего этого «семантического шума» даже нам не обойтись. «На глазах историков» Россия «отжимает» Африку не только у Запада, но и у Китая, и без «условностей жанра» не обойтись. Все эти вопросы уже проработаны в остальных частях цикла.
С уважением, ЛЕВ!

Лев Хазарский   06.03.2023 19:09   Заявить о нарушении
И здесь согласен - "имидживые поставки, они нужны!

Пётр Буракевич   06.03.2023 19:30   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.