К Горе Святого Духа ч. 3

Потом мы занялись изучением местности. Оказалось - в результате обхода - что горок здесь две: есть ещё соседняя, её как бы сестрёнка - не гора, но горушка - и она не отличается крутизной, она - пологая, растут на ней не сосны и ели, а белые раскидистые берёзки, и кладбища на ней нет, как на Горе Святого Духа.
На горке-сестрёнке, под шелестящею майской листвой берёзкою, моя спутница улеглась на желанный ей отдых; не прельщало её ничуть шляться по склонам в поисках чего-нибудь хоть сколько-то необычного; вообще к истории и краеведению моя спутница не питала ни малейшего пристрастия - в отличие от меня.
А я бродил долго по склонам соседней гОрушки, вид с неё открывался панорамный - на всю прилегающую долину, которая в давние времена, похоже, была озером, да и не малым. Внизу склона наткнулся я на множество диких серых камней, неподъёмно больших. Приглядевшись, узрел я странную деталь: эти камни, едва ли не все, были просверлены, так что в эти отверстия можно было бы вставлять железные прутья... Кто, когда и для чего это сделал? То мне неведомо. Может быть эти отверстия предназначались для крестов? Может быть немцы в период оккупации что-то "химичили"? Не знаю.
Я пошёл дальше и, сойдя к дороге, наткнулся на субор камней ("субОр" - по нашему, груда камней). Вероятно, бульдозером в колхозные времена расчищали (для пахоты и сева) поле, все камни сволокли в несколько субров.
Разглядывая камни, я с удивлением обнаружил среди их серой массы большущий каменный крест, несколько оббитый, но всё же совершенно явный. Да это был каменный крест, старинный, возможно - и древний! Никому в ту пору (советской власти, безбожия...) здесь, в совхозе, ни капли не интересный. Ну крест и крест... Затолкал его простой тракторист со всеми прочими камнями в субор, вот и всё.

Я вернулся к Горе, обошёл её с "задней", "тыловой" стороны и там, под сенью густого елового леса обнаружил следы ручья - пересохшее, местами не совсем ещё, русло, заваленное прошлогодней листвой и иголками хвои... Да, похоже, Гора в давние времена окружена была водным щитом. И не случайно. Ведь когда-то, в пору Псковской феодальной республики (и ещё раньше - Новгородской земли) Духова Гора была крепостью, удерживающей прорыв тевтонов из покорённой ими Прибалтики на Русь...
Не пробились тогда многочисленные и замечательно вооружённые (до зубов) псы-рыцари, не подмяли под себя Землю Псковскую православную - благодарю таким вот скромным крепостям, как эта наша Духова Гора...

______________________________

На снимке от автора - у подножия Духовой Горы; 13 06 2022, в Духов День.


Рецензии