Личность и идентичность

Я – это Эго (или ИГО (EGO), как это звучит в англ. языке – базовая позиция в психоаналитической концепции З. Фрейда. В нашем использовании данный термин, взятый в широкое употребление из психоанализа, по смыслу, разбивается на Я-Объект, и Я-Субъект.

Так возникает более сложное понимание структуры личности, и очень важна нам передача целостного смысла автономности — независимости, отщепление индивидуального-человеческого от общественно-человеческого.

Слово «индивидуум» изначально приобрело «биологический смысл», и означало примерно то же, что означает слово «особь» применительно к тому или иному представителю класса живых существ.

Старинные определения человека исключали индивидуальность и произвол и понимали свободу как следование необходимости. Автономность связывается с рациональностью. В частности, Кантово понятие долга объясняет, каким образом индивидуум, принуждаемый экономикой к эгоистическому поведению, мог оставаться моральным существом.
 
Осознание независимого, или точнее, автономного - есть произведение Нового времени как выражение самостоятельности человека, освобождающегося от «гнета» религиозных и социальных традиций.

В современном смысле понятие индивидуальности развивалось в философии Просвещения и имело своей почвой становление рыночных отношений, в которые человек втягивался как отдельный товаропроизводитель, конкурирующий с другими.

Лицедейство – как термин довольно точно отражает социальную природу человека, который подобно актеру играет в обществе ту или иную роль, однако в отличие от него осознает свое поведение не как игру, а как форму жизни.

Личность — сравнительно позднее понятие. Буквально оно происходит от слова «личина», означающего маску, которую надевали древнегреческие актеры. Понятие личности начинает играть особо важную роль в новейшем периоде истории, когда оно дополняется понятием «индивидуальность».

Благодаря разуму человек может существовать как индивидуальность и вместе с тем вступать в коммуникацию и нравственные отношения с другими людьми. Тогда:
Насколько эта тема интересна в обществе? Для меня не стало большим сюрпризом, когда я посмотрел и выяснил, что по поводу «Я понятие» написаны сотни книг и тысячи статей. Для справки: только в российской электронной библиотеке E-Library я обнаружил 2 млн. 468 тыс. 049 ссылок. В чем же состоит причина такого интереса?

Может следует дополнить вопрошание: Кто мы такие? И кто Я среди других? Собственно, представление человека о самом себе формируется на границе происходящих контактов: с собой, с Средой, с Другим!

Мы – общественные существа! Это - главная причина того, что свои человеческие качества, чувства, переживания, надежды люди связывают с добросовестным исполнением своих ролей. Это еще и реакция на воздействия и влияния, адресованные человеку.

Идентичность выстраивается, конструируется, направляет в свою очередь, жизненные пути и решения человека. Зависимость развития человека от развития социальных отношений проявляется как раз в том, что постепенно человек становится носителем все более разнообразных и сложных ролей.

Итак, ДАНО, что ощущение идентичности развивается под влиянием окружения. Каждый из нас, будучи неповторимым и уникальным существом, участвует в жизни как общественно полезная личность. Следовательно, идентичность – не есть свойство, как-то что присуще человеку изначально.

Есть подсчет, что в научной литературе за четыре десятилетия, число публикаций на тему идентичности, выросло почти в 50 раз. Интересно в этой связи то, что сегодня много и настойчиво обсуждают проблемы коммуникации.

Это – ОТНОШЕНИЕ, связь! Без знания кто Я сам, проблемы человеческой коммуникации успешно не решаются. И совсем другое дело, если человек всю жизнь вынужден играть одну и ту же, к тому же тяжелую или неблаговидную роль. Много факторов влияет на нас, и, следовательно, определить, и даже выделить свою идентичность очень нелегко.

Знание о себе копятся – собираются как в чашу, формируется Цветок! Во времени меняется интерес к себе, но и также по мере роста «самознания» начинает усиливаться и общественный интерес. Так, что обращаясь к себе, мы способны подтвердить, что наше исполнение общественных ролей отчасти превращает каждого человека в винтик или функцию социальной системы.

Жаль, что в отличии от актерской игры исполнение социальной роли, чаще всего и есть то, что мы называем СВОЕЙ жизнью!


Рецензии