Дело епископа Гульвера
Гульверу стали говорить то и то, что лучше вот об том ничего не сказать, а об этом лучше вообще не вспоминать. Как-то он буркнул что-то против любимой темы того времени - толерантности. И этот шепот вызвал рокот моря прогрессивных людей, и Гульверу сказали, что лучше придерживать язык, а то засунут его в какой-нибудь ящик, возможно очень долгий если не вечный, и оттуда церковь не будет слышать его столь необходимого ей голоса. И Гульвер стал замечать, что начался какой-то незнакомый для него процесс: он стал уменьшаться в размере, а все окружающего странным образом увеличиваться. В детстве он иногда замечал, что раньше было велико, сегодня становилось нормальным. Влезая в старые тапочки, он обнаруживал, что они ему стали почему-то маловаты. Теперь пошел обратный процесс: он стал замечать, что все вокруг стало великовато, а в тапочках, казалось, можно с головой утонуть. Велики стали не только одежда, облачения, и даже любимая ручка, которой он детства с любовью записывал свои мысли в тетрадку. Даже Евангелие, которое он каждый день брал с полки, чтобы прочесть дневное зачало, становилось для него огромным, и в какой-то момент он понял, что надо заменить его на какое-нибудь карманное, легкое, изданное каким-нибудь протестантским издательством, к счастью не сокращенное и не переделанное. Все окружающие предметы близкие ранее, становились теперь далекими.
Как много прекрасных слов было сказано в то время о роли Церкви, о том, что Церковь должна нести свет в мир, без устали миссионерствовать. Выступать по телевизору и радио. Какой был ужас! Церковь не пускали в телевизор, и тогда, очевидно, многим ее представителем было что сказать. Но, вот пустили, стали говорить, и почему-то верующие люди, если и имели телевизор, поспешили его выключить или переключить на другие каналы. Некоторые, самые умные, стали говорить о необходимости для церкви взаимодействовать с государством. Другие, более образованные, вспомнили об Императоре Юстиниане, о теории симфонии в деле взаимодействия царства и церкви. Только там государство жило по христианским законам, а нынешняя-то Россия была светским государством со свободой вероисповедания, и исповедания ничего, и с прочим либерально-демократическим грузом, тянувшим это государство ко дну мировой истории и главное с незакрытыми вратами, ведущими в преисподню. Но, говорили, что на это не надо смотреть, мол, Бог и патриарх все устроят, а извращенцы это тоже люди, надо работать с ними, нельзя их осуждать, а надо воцерковлять и вести ко Причастию. Содом с Гоморрой устарели, там теперь целебное, но, к сожалению, до сих пор, мертвое море, которое надо было бы прогрессивным людям оживить, заодно восстановить исторические содомы и гоморры.
После того, как откопали кости каких-то бедолаг подле Екатеринбурга, и велено было умолчать об их отношении к царской семье ради церковного "мира", и на повестку дня снова вернулось непротивление властям, Евсевий поутру вообще не смог слезть с кровати - он стал лилипутом. Казалось бы, какая мелочь: только умолчать, да и как какая, в сущности, разница: те кости или нет. Это же не догматическое учение, вероучения не касается. Ну побудут немного истинными, а потом разберутся.
Однажды Гульвер вообще не смог слезть со ставшей высоченной кровати. И позорно был вынужден звать на помощь иподиакона, человека тоже низкого роста, но все же не лилипута, как он. Тот пришел и помог Гульверу, но при этом усиленно прятал предательскую ухмылку. Когда Гульвера спустили на пол, он реально оказался под кроватью и ему открылся другой, удивительный мир детства.
Кстати, при проявлениях этих странных законов духовного мира более всего страдали епископы. Епископы оказывались меньше всех, так как был большой разрыв между церковными обязанностями т реальностью. И он увидел коробку с кубиками и другими детскими игрушками. Среди них и маленький паровозик и мишка, почти со стертой шерстью. Гульвер взял этого потерявшегося мишку и вернул его наверх, на свое привычное место, с которого он упал и потерялся под кроватью. Увидел он и детскую книжку "Сказки" Пушкина, со слегка порванной супер обложкой. Мама, чистая женщина, преподавательница русского языка и литературы, читала ему эти сказки, чтобы привить ребенку чувство прекрасного. "Из-за острова Буяна в царство славного Салтана..." Эти строки как мантра въелись в его память. Пушкин, Достоевский, Чехов. Русская литература, чистая как июньское небо в Подмосковье. Может, не очень церковная, порою с точки зрения самых строгих ревнителей благочестия, но все же впитавшая в себя мысли, надежды, идеалы верующих людей сохраняла столетия чистоту, любовь к Богу и человеку и правду. Он понял, насколько много она участвовала в формировании его как личности, как человека. И похоже больше, чем искаженный церковный чин, который он наблюдал с раннего детства, с небрежными священнослужителями, соревнующимися в пении, более привязанными к кадилу, чем к Евангелию. Вначале ребенком этого, конечно, он не видел, не понимал, а в зрелые годы стал ощущать эту экспансию мира в духовную сферу. А литература была выверена очищена от всего лишнего , не оторвана от земли, но все ж под не бом. Какое отношение пластмассовый паровозик и стертый мишка могли иметь отношения к христианству? Они имели отношение только к искреннему, чистому и детскому А это более всего имеет отношения к христианству. И что-то перевернулось в карлике Гульвере, он стал жить чистотой. Решил вычеркнуть все лишнее из своей священнической биографии, отодвинул всякое разное совершаемое для "пользы" церкви. А ведь некоторым владыкам некоторые дерзали относить слова: Он спас церковь! Для пользы церкви надо было иногда соглашаться с проектами дорог идущих не только через храмовую территорию, но и прямо через собственно храм. Во время поветрий. Надо было более надеяться на достижения гигиены, чем на помощь Божию И ему представлялось как кто-то наверху говорит, ну раз надеетесь на спирт и маски, то зачем вам надо помогать. Придерживаться линии независимости церковной организации от государства. Строить храмы, там , где этого добивались верующие. На приходском уровне по-тихоньку стаи прощаться с разными нахлебниками, присевшими на шею храма: многочисленными ответственными, среди которых не было только ответственных за свет и тьму. И, вообще вернуть общины, такие которые существовали до 60-ых годов прошлого столетия со своими старостами, ответственными за хозяйственную деятельность. Настоятель духовно руководил, а деньги считал староста. Настоятель стал постепенно первым священником храма. Это, конечно, привело к убыткам6для настоятеля и его родственников, а что хуже для центральных организаций, куда делались целевые отчисления. Стали уходить церковные семьи за чем очень внимательно присматривал Гульвер. Папа настоятель, сын -священник, младший брат - алтарник, дядя староста, а во главе всего матушка. Это показалось многим настоятелям ударом по их непогрешимости. да и отбор кадров во священство стал осуществляться не по дипломам, а по по близости и к богослужению. Хотел Кульвер уже и не платить непонятные налоги государству, отказаться от гострахования для священнослужителей. Но всего этого не успел осуществить, потому что стал великаном. Чижиков, грешный человек, иногда читавший на церковной территории нецерковные книги в друг прочел в путешествии Гулливеру странные строка И это все очень хорошо иллюстрировало историю с Гульвером.
На площади, где остановилась телега, возвышался древний храм, считавшийся самым обширным во всем королевстве. Несколько лет тому назад храм этот был осквернен зверским убийством, и с тех пор здешнее население, отличающееся большой набожностью, стало смотреть на него как на место, недостойное святыни; вследствие этого он был обращен в общественное здание, из него были вынесены все убранства и утварь. Это здание и было назначено для моего жительства. Большая дверь, обращенная на север, имела около четырех футов в вышину и почти два фута в ширину, так что я мог довольно свободно проползать через нее. По обеим сторонам двери, на расстоянии каких-нибудь шести дюймов от земли, были расположены два маленьких окна; в левое окно придворные кузнецы провели девяносто одну цепочку, вроде тех, что носят с часами наши европейские дамы, и почти такой же величины; цепочки эти были закреплены на моей левой ноге тридцатью шестью висячими замками.
Все это мы как будто прочитали в книге Свифта про Гулливера. Гульвер из-за своей свой позиции: не бойся ничего кроме Бога, стал настолько велик ростом, что не мог помещаться в соборе. Вернее в центре большого ь во весь рост и голова его оказывалась под самым куполом. Лилипуты и карлики протаскивали его через врата, а там уже на горнем месте он поднимался во весь свой страшный рост. И для такой беды делать было почти ничего не надо было: глубокой ночью он вставал на молитву. Молиться он стал по ночам Иисусовой молитвой. Этому он научился у каких-то афонских монахов, когда немного успел пожить на Афоне. Эта молитва оказалась совсем другой, по отношению к текстам, даже самым замечательным текстам, составленным самыми замечательными людьми. Он замечал, что не столько молиться к Богу, сколько вдумывается в слова молитвы, в которые трудно проникать сознанием и понимать, что хотел сказать святой. А тут надо было собираться умом, читая несколько слов. Под утро он ложился на пару часов спать, утром вставал и либо служил, либо занимался архиерейскими делами. Приемная его всегда была открыта для духовенства, но сразу он закрыл двери для всякого рода доносчиков, сплетников, которые поняли, что лучше не приходить - архиерей, деревенщина, дурак и ничего не понимает. Так же постепенно он разогнал и разорил семейные обители и другие осиные гнезда, и тихие омуты. Все родственники теперь служили в разных местах и не пересекались, не могли объединяться в стаи. И старался пользоваться при продвижении в священство. И он стался пользоваться при продвижении в священство не критерием учености, а благочестия. Но служить он начал как раз по-архиерейски с диаконами и иподиаконами. Если не было возможности совершить службу архиерейским чином, то он не опускался до иерейского или смешанного чина. Ходивший в старом подряснике и пожилых туфлях, он считал, что архиерейское богослужение должно быть торжественным подобным тому, как служат ангелы на небесах. Не тянул денег с настоятелей, особенно бедных и команду финансировал из своих средств - такой был расточитель. Если не было возможности служить по-архиерейски, то смиренно вынимал частички у жертвенника или слушал чтение канона на утрени. Служил торжественно, но без пафоса. Денег никогда не брал, изображал из себя что-то. Вдруг Гульвер стал понимать, что деньги ему совсем не нужны. Семьи нет, детей нет, а в остальном всегда накормят. Да и крыша обязательно над головой. Видимо, не понимал, что надо копить на черный день, который приходил к готовящимся к нему, и всегда в другом виде, чем это ожидалось. Все это не могло не закончиться плохо. Хотя епархия его была сильно удаленная и очень сильно бедная. Но случилось ужасное ранее, когда он стал настолько велик, что как говорилось выше, он не смог помешаться нормально в просторном соборе, построенном в этом захолустье какими-то чудаками, мечтавшими о распространении на Восток православия. Что сделать с таким архиереем, который можно только горизонтально занести в храм. Да и кому занести? Пришлось бы привлекать сильных и высокорослых священников из глухих сел и дальних городов, которые отдыхают там только, и не знают проблем серьезных священников. А большинство ближних потеряли силы и рост от трудов, неправедных от круглосуточного составления доносов и жалоб в центр. Бедные, они все вместе могли поднять разве палец архиерея. Да ещё самый маленький - мизинец, которого к слову и не стоили. А в центре читали, понимали, что все ложь, от чего злились еще больше. А что сделать? Если архиерей не берет... к нему приступить? Если ничего не имеет, как тут быть? Дарить ему что ли? Присылали ему, конечно, хорошеньких монашек для выполнения послушаний, а он отправлял их в глухие монастыри к коровникам. Организовали поставки молодых, розовощеких мальчиков, а он отправлял их в какое-то кадетское училище, где муштра и дисциплина.
Чем закончилась эта скандальная история неизвестно. но материалы о ней легли на стол Чижикова, который по-прежнему опирался на три ножки, а четвертую заменяла громадная кипа книг. Так что, когда Чижикову нужно было заглянуть в одну из книг этой стопки, получалось большая неприятность. А кому ещё было дать для изучения этот феном? Вернее страшную болезнь, которую кто-то наслал на церковную организацию? Нужно было как-то предотвратить эпидемию, разорвать цепочку этих ужасных событий. Только необразованному дураку Чижикову.
Свидетельство о публикации №222061501356